«Двухколёсные» люди. Лидер движения «ВелоГомель» о том, как в нашем городе выжить велосипедисту

В Гомеле становит­ся всё больше велоси­педистов. Особенно это заметно по весне, когда выглядывает первое роб­кое солнце, а вместе с ним на улицах появляют­ся горожане на двухколёс­ном транспорте. Чтобы наконец надолго забыть о поездках на работу в душных троллейбусах или просто покататься с ветерком. Об особенно­стях велосипедной езды в нашем городе рассказыва­ет один из лидеров движе­ния «ВелоГомель» Дми­трий Трусов (на фото), который уже больше семи лет передвигается исклю­чительно на велосипеде.

— О нашем сообще­стве можно всё узнать в социальных сетях, груп­па ВКонтакте насчи­тывает почти 4 тыся­чи человек. Молодые люди с активной жиз­ненной позицией давно уже к нам присоедини­лись. Объединение пока официально не зареги­стрировано, своего юри­дического адреса нет, все организационные моменты решаем через Интернет. В «реалке», как любят выражать­ся велосипедисты, уча­ствуют всё больше горо­жан. Что далеко ходить за примерами? Послед­ний велопробег, приуроченный к открытию велосезона в Гомеле, собрал почти тысячу человек. Его масштабы поразили даже бывалых велосипедистов из чис­ла пенсионеров. Кото­рые субботним утром по пути на дачу оста­навливались и смотрели вслед огромной колон­не. Кто-то в неё даже вливался. Я лично зазы­вал людей на велосипе­дах присоединиться к пробегу, многие охотно соглашались, — расска­зывает Дмитрий Трусов.

Велопробег организо­вали при уча­стии областной ГАИ. Её начальник Игорь Маку­шенко сам заядлый велосипедист, а ещё он возглавляет областную федерацию велоспорта.

В высоких кабине­тах, говорит Дмитрий, к «ВелоГомелю» относят­ся хорошо. Гориспол­ком, Госавтоинспек­ция, областное управ­ление спорта и туризма поддерживают в орга­низации мероприятий. Например, в этом году Кубок Гомельской обла­сти по горному вело­сипеду, который тоже проводит сообщество гомельских велосипе­дистов, впервые вклю­чили в календарь спор­тивных мероприятий, то есть соревнования получили статус офи­циальных. Теперь в них могут участвовать не только любители, но и профессиональные спортсмены.

— В прошлом году первый этап кубка, кото­рый тогда был город­ским, собрал около 80 человек. Кто-то едет на результат, кто-то — чтобы просто получить яркие эмоции и впечат­ления. Но участников становится всё больше. Вот и решили перейти на уровень повыше, — рассказывает Дмитрий. Стартуют соревнования 15 мая.

lider-dvizheniya…it-velosipedistu
lider-dvizheniya…it-velosipedistu3
lider-dvizheniya…it-velosipedistu4
lider-dvizheniya…it-velosipedistu10

Ещё пользуются популярностью среди гомельской молодёжи так называемые велопокатушки, когда вело­сипедисты собирают­ся вместе, чтобы пооб­щаться и поездить. О пунктах сбора и марш­рутах прогулок сообща­ется заранее через соци­альные сети.

Участвует в движе­нии «ВелоГомель» в основном молодёжь от 18 до 30 лет, даже целы­ми семьями. В этом пла­не, говорит Дмитрий, показателен прошедший велопробег. Было очень много родителей с деть­ми. Кто-то вёз малышей на велокреслах, кто-то на специальных теле­жках.

— Но не сбрасывай­те со счетов и пожилых людей. Они тоже актив­но ездят на велосипе­дах. Просто не знают о движении «ВелоГо­мель» или не видят пока у нас подходящих для себя инициатив. Пото­му что для них велоси­пед — это, скорее, сред­ство передвижения, чем развлечения. Но они как раз ездят хорошо, нор­мально ориентируются в потоке автомобилей, знают условные знаки, например, при поворо­те. Ведь это же люди из СССР, где велосипе­дистам даже выдавали права.

Между водителем и пешеходом

Сейчас, по словам Дмитрия, гомельские велосипедисты делятся на две большие катего­рии. Одни на велосипе­де ездят, другие — ката­ются. Хотя первое вто­рого не отменяет. Одни предпочитают гонять по дорогам, лавируя между машинами. Другие лави­руют между пешеходами на тротуарах. Пусть пеше­ходы и автомобилисты недовольны такой «поме­хой справа», велосипеди­сты в обоих случаях ведут себя правильно, считает Дмитрий.

— Сейчас объясню почему. Вот мне, напри­мер, велосипед полно­стью заменяет обще­ственный транспорт. Я езжу на нём на работу и вообще везде. Разви­ваю скорость до 35-40 км/ч. Эта скорость бли­же к допустимой средней скорости по городу для машин — 50 км/ч. Пеше­ход идёт со средней ско­ростью 5 км/ч. Думаю, разница очевидна. Но много гомельчан велоси­пед используют, чтобы покататься. Выезжают на нём вечером, едут не торопясь. В этой катего­рии хватает детей и под­ростков. Таким на доро­ге некомфортно и даже небезопасно. Им луч­ше ездить по тротуарам со скоростью примерно 20 км/ч.

Правда, авторы бело­русских Правил дорож­ного движения другого мнения. Пункт 148 этого документа гласит, что при наличии тротуаров пере­мещаться по проезжей части велосипедистам нельзя. В таком большом городе, как Гомель, троту­ары есть практически вез­де, так что и делить доро­гу с владельцами машин людям на велосипедах ГАИ строго запрещает.

— Проводится спе­циальное мероприятие «Велосипедист», очень много нашего брата штра­фуют за нарушения, осо­бенно за езду по доро­ге в черте города. Понят­но, за городом нет троту­аров, так что там по трас­се ездить не запрещено. Многие мои знакомые уже заплатили штраф. Хотя ПДД разрешают выезжать на дорогу, если на пешеходной части у велосипедиста есть пре­пятствия. Для нас, напри­мер, большое скопление пешеходов, мамы с коля­сками, высокие бордю­ры — это препятствия. А сотрудники ГАИ считают, что можно их объехать, сбросив скорость, слезть с велосипеда, обойти… Но зачем тогда велоси­пед? От своего дома с Волотовы я доезжаю до ДК «Фестивальный» за 25 минут. Не каждая марш­рутка это сделает. Но на скорости 50 км/ч я могу и не успеть затормозить, если кто-то из пешеходов решит резко сменить тра­екторию движения.

Стоит раз попробовать

Дмитрий за то, чтобы на городских улицах было комфортно всем — пеше­ходам, велосипедистам, автомобилистам. В этом и заключается культура крупного города. Но при­оритет пока у владельцев машин. Для них расши­ряют дороги, а на узких тротуарах должны поме­ститься пешеходы, вело­сипедисты, мамы с коля­сками, инвалиды и про­чий «пеший» люд. То ли дело в Европе, где целые города дружно ездят на велосипедах, появляют­ся велодорожки и даже кварталы, куда маши­нам въезд запрещён, зато офисные работники в деловых костюмах бес­препятственно по ним передвигаются.

Мы тут же возража­ем, что ездить на вело­сипеде на работу как-то страшно, особенно тем, у кого дресс-код. А что, если вспотеешь, растре­плется одежда, а помыть­ся на работе и переодеть­ся негде?

— Когда такое слышу, у меня сразу создаётся впечатление, что это гово­рят рекордсмены мира. И на работу они будут лететь так, что пот как из ведра польётся. Это край­ности. Если человек едет на велосипеде с комфорт­ной скоростью, он потеть не будет. Если, конечно, на улице не 40 градусов. В автобусе летом намного хуже. На велосипеде тебя никто не толкает, не жар­ко, ты не стоишь в проб­ках, это большое преиму­щество — не зависеть от графика автомобильных потоков. Вот я, например, знаю, что за 20-25 минут доеду до работы, и при­держиваюсь собственно­го расписания. Поверьте, очень удобно. Нужно про­сто попробовать, и вы не захотите снова пересажи­ваться на общественный транспорт, — предлагает Дмитрий.

lider-dvizheniya…it-velosipedistu7
lider-dvizheniya…it-velosipedistu4
lider-dvizheniya…it-velosipedistu13
lider-dvizheniya…it-velosipedistu12

Ещё мы понаблюдали и заметили, что гомельчане сплошь ездят на спортив­ных велосипедах. Откуда такая любовь к байкам, Дмитрий нас тоже про­свещает. Для этого снова «возвращаемся» в Евро­пу. Там люди, оказывает­ся, отдают предпочтение городским велосипедам. Они и дешевле, и проще в эксплуатации, и удобнее для езды не в спортивной одежде.

— Гомельчане покупа­ют горные велосипеды, потому что учитывают все варианты их исполь­зования. И по городу мож­но ездить, и за город про­гуляться. Многие ведь не располагают больши­ми суммами денег, чтобы иметь по два велосипеда. Да и сам Гомель пока не приспособлен к езде на городских велосипедах. Нет специальной инфра­структуры, а на колдоби­нах, ямах и высоких бор­дюрах велосипед город­ского типа быстро лома­ется, — говорит Дмитрий. Кстати, один бесплатный совет новичкам: покупай­те средние по цене вело­сипеды, для Гомеля это примерно 7 млн белорус­ских рублей.

Интересуемся, есть ли в нашем городе у велоси­педистов любимое место. И слышим ожидаемый ответ:

— Это центр города. Там вообще можно встре­тить кого угодно — от туристов до велосипе­дистов (смеётся). Если серьёзно, то по треуголь­нику проспект Ленина — проспект Победы — ули­ца Советская всегда ката­ются много велосипеди­стов.

Но есть, по мнению Дмитрия, одно место, где на велосипеде делать вообще нечего. Это Киев­ский спуск в районе цен­трального парка. Однако там считают своим дол­гом покататься с горки чуть ли не все гомельские подростки. Велосипедист со стажем Дмитрий это увлечение крайне не под­держивает, потому что относит спуск к пеше­ходной зоне, где гуляют родители с маленькими детьми. А потому вело­сипедистам там лучше не ездить. Тем более не устраивать экстремаль­ные развлечения.

Как всё начиналось?

Движение «ВелоГомель» появилось в 2008 году. Его основа­тель — Сергей Дмитриев, который создал одноименный сайт. Гомельчане, увлечённые велосипедами, стали общаться там на форуме. Со временем сайт набрал большую популярность, появилась тематическая группа ВКонтакте vk.com/velogomel.

Изначально основной идеей движения было туристическое направле­ние. Организовывались совместные походы, заго­родные вылазки и другие мероприятия. Участников становилось всё боль­ше. Хотелось масштаба. Начали проводить сорев­нования на Кубок Гомеля по горному велосипеду. В прошлом году организо­вали велопробег. К дви­жению стали проявлять интерес такое объедине­ние, как АСДЕМО, а так­же государственные орга­низации. Лидеры «Вело­Гомеля», в свою очередь, заверяют, что готовы сотрудничать со всеми, кто предложит интерес­ные и полезные идеи.

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

На платформе MonsterInsights