Гид по остановкам Гомеля. Кто устанавливает и отвечает за их функциональность

В ожидании общественного транспорта гомельчанам приходится испытывать на себе достоинства и не­достатки остановок. Часто кажется, что недостатков больше. Когда в лицо летит январский снег, за ши­ворот льётся сентябрьский дождь или в макушку пе­чёт августовское солнце. И пусть не удивляются про­ектировщики, что в такие минуты им нехорошо икает­ся. Но, может быть, дело всего лишь в нашей привыч­ке всем возмущаться? Ведь до начала 90-х остановоч­ных павильонов в областном центре практически не было (пара скамеек и расписание — не в счёт). Кто, за сколько и по каким правилам сейчас их устанавлива­ет, рассказали в городском управлении архитектуры и градостроительства.

Способ №1: устанавливают частные предприниматели

Это самый распространённый и опробованный ещё с 90-х годов способ. Помните, тогда везде открывались коммерческие ларьки. В принципе, правила, по которым разрешали торговать на остановках в те годы и сейчас, сильно не изменились. Разве что отношения между част­ником и государством стали серьёзнее — нужно боль­ше согласований и документов.

Происходит это так. Частному предпринимателю вы­деляется в аренду земельный участок, где он возводит легкотипный торговый павильон, но с условием: до­полнительно оборудовать остановочный комплекс и обслуживать его. То есть ремонтировать, модернизи­ровать, убирать.

Слово «модернизировать» здесь важное. От ста­рых ларьков на остановках городские власти призыва­ют ипэшников избавляться в пользу красивых совре­менных павильонов. Если частник арендует пять-шесть остановочных пунктов и сразу все обновить не может, то должен делать это поэтапно. Но делать. За внешним видом павильонов придётся следить.

gid-po-ostanovka…x-funkcionalnost3
gid-po-ostanovka…x-funkcionalnost14
gid-po-ostanovka…x-funkcionalnost13
Ещё недавно это была стандартная синяя пластиковая  остановка. За счёт собственника павильона она преобразилась.

Пускать на остановки частных предпринимателей — хороший способ экономии бюджетных средств. Не нужно вкладываться в их ремонт и уборку. Это сдела­ют ипэшники, а ещё создадут рабочие места и уплатят налоги.

По такому же принципу работают на остановках ре­кламные организации. Устанавливают павильон, а по­том зарабатывают на размещении рекламы. Их, кстати, пускают даже в исторический центр, куда дорога торго­вым точкам заказана. Но об этом в следующем разделе.

gid-po-ostanovka…x-funkcionalnost5
gid-po-ostanovka…x-funkcionalnost15
Пример прозрачной остановки в центре города, где проблему содержания решают за счёт рекламы.

Как правило, предприниматели сами заинтересованы в том, чтобы «арендовать остановку». Присмотрят ме­сто, а потом звонят в городское управление архитекту­ры и градостроительства или районным архитекторам.

— Есть востребованные остановочные пункты, от же­лающих их арендовать нет отбоя. Есть менее популяр­ные, где мы сами формируем участки. Но и в том, и в другом случае проводим аукцион. Самостоятельно мы их не распределяем, — рассказывает нюансы замести­тель городского архитектора Кирилл Гапеев.

Эта остановка давно нуждается в модернизации. Но на улицах Хатаевича и Мазурова город новые площадки под легкотипные павильоны сейчас не формирует. Если там и будут что-то менять, то за счёт бюджета.

Остановочный комплекс — это не капитальное стро­ение. Изготавливать проектно-сметную документацию не нужно. Достаточно паспорта объекта, согласованно­го в городском управлении архитектуры. В паспорте в упрощённой форме показаны внешний вид комплекса и его привязка к местности.

Стоимость разная и зависит от возможностей ипэш­ника, говорит Гапеев. Кто-то потратит на остановочный комплекс 2 тысячи белорусских рублей, а кто-то 5 ты­сяч евро. Естественно, внешний вид этих остановок бу­дет кардинально отличаться.

Но это не значит, что предприниматели ставят павильоны на свой вкус и цвет.

— Единой концепции, как должны выглядеть оста­новочные пункты, в городе нет. Но в каждом конкрет­ном случае мы обращаем внимание на удобство и вме­стимость. Если планируется установить комплекс в ме­сте с серьёзным пассажиропотоком, то он будет боль­шей площади, — замечает архитектор.

Пример — «Завод измерительных приборов», где остановку обновили после реконструкции. Типовой па­вильон за счёт установки нескольких секций получил­ся длинным и вместительным. На остановках, где не­большой пассажиропоток, главное — чтобы была кры­ша над головой, куда можно спрятаться от солнца, до­ждя и ветра.

— Ещё смотрим привязку к местности. Для нас важ­но, как комплекс впишется в архитектуру улицы. И в этом плане больше всего сложностей с авторскими ра­ботами, — объясняет Гапеев.

Остановочный комплекс из морского контейнера установила минская фирма. Обошлось это ей недёшево — в 20 тысяч белорусских рублей.

Способ №2: устанавливает город за бюджетные деньги или спонсоры

Решить вопрос за счёт частников получается не всег­да. Есть в Гомеле улицы, где торговым павильонам на остановках не место. Например, в историческом центре. Обратите внимание, на площади Ленина их нет. Возле драматического театра нет даже остановочного павильо­на. Ещё не придуман такой, что впишется в концепцию площади и не будет закрывать вид на здание театра. От­сутствуют крытые остановки и на улице Пролетарской.

— Приходится жертвовать удобством людей в уго­ду внешнему виду исторического центра, — приво­дит аргумент архитектор. — И желательно, чтобы на центральных улицах остановки были из прозрачного пластика. Глухой объект закроет то, что за ним. Фаса­ды зданий, например. Прозрачная остановка менее за­метная.

Правда, специальной строки на установку и содер­жание остановочных комплексов в городских расхо­дах нет. Деньги из бюджета выделяются в целом на благоустройство. Отсюда и «отщипывают» на навесы.

В новых микрорайонах остановочные комплексы по­являются в основном за счёт застройщика. Внешний вид у них приблизительно одинаковый — сочетание прозрачного и разноцветного пластика плюс металли­ческий каркас. Это самый простой, эстетичный и дешё­вый материал, говорит Кирилл Гапеев.

Да и купить такой павильон для предпринимателя большого труда не составляет. Производителей в Бела­руси много, они предлагают уже готовые комплексы. В Интернете по запросу «купить остановку в Гомеле» по­лучим много предложений от предпринимателей из раз­ных городов страны. Самые дешёвые по 800 рублей. Но средняя цена 2-3 тысячи.

Остановочный комплекс с торговым павильоном «Улица Головацкого» (движение — в центр города). Пример стандартного навеса с металлическим каркасом и пластиковой крышей.

Если прогуляться по улицам Хмельницкого и Барыкина, обязательно в поле зрения попадут метал­лические остановочные павильоны с элементами ху­дожественного литья. Когда-то такие производил завод «Центролит». Кстати, среди гомельчан бытует мнение, что эти остановки — самые практичные, лучше других защищают от ветра, дождя и солнца.

Запас прочности у них действительно большой, но не вечный. А стоит художественное литьё дороже пла­стика. Вот почему производство центролитовских оста­новок прекратили.

Фирменная остановка завода «Центролит».

Недавно в Новобелице появился «гибридный» оста­новочный павильон, где прозрачный пластик соседству­ет с элементами художественной ковки. Их изготовил местный умелец. Смотрится не массивно. Может быть, такой вариант в городе приживётся.

gid-po-ostanovka…x-funkcionalnost9
gid-po-ostanovka…x-funkcionalnost16

Пример спонсорской остановки — павильон на Речицком проспекте возле парка Фестивального. Его установку профинансировал строймаркет «КСК». Про­ект дизайнерский. Обращает на себя внимание необыч­ной формой крыши в виде берёзового листа.

Современный остановочный комплекс на улице Борисенко тоже появился благодаря спонсорской помощи «КСК».

Способ №3: необычные авторские остановки

Из общей пластиково-металлической массы выделяют­ся авторские остановки. Их обычно предлагают молодые частные компании, которые занимаются дизайнерскими разработками. Таких остановочных пунктов в Гомеле по­ка мало, но появляются. И это радует.

— С авторскими работами к нам обращаются нечасто. Обычно они дорогостоящие, а предприниматели, да и го­род, считают деньги. Навязывать кому бы то ни было го­товые проекты мы не можем. Предлагать — да. Второй вариант — компания арендует участок, установит остано­вочный комплекс и будет его эксплуатировать. Опять же, бывает, работу сложно выполнить, если её собственник настаивает на том месте, которое выбрал сам. Когда уже есть сложившаяся городская среда, вписать в неё необыч­ный объект проблематично, — говорит Кирилл Гапеев.

Кирилл Гапеев на фоне самой интересной, по его мнению, остановки в Гомеле — «Фабрика «8 Марта».

Знаменитая интерактивная остановка на «8 Марта», где есть wi-fi, солнечные батареи, сиденья с подогревом и прочий необычный в гомельских реалиях функцио­нал, появилась как пилотный проект компании «АйТи­ПроектСтрой».

Изначально её планировали установить на «Заводе из­мерительных приборов». Но потом от этой идеи отказа­лись. Слишком уж крутым выглядел остановочный ком­плекс, чтобы прятать его на второстепенной улице. По­сле споров и обсуждений выбрали остановку «8 Марта», потому что там большой пассажиропоток, много моло­дёжи и есть мощный источник электроэнергии. Она не­обходима комплексу для нормальной работы.

Умная остановка появилась год назад. Смог ли соб­ственник заработать за счёт рекламной площади, оправ­дались ли его ожидания, пока не известно.

— Тогда владельцы говорили, если остановка начнёт приносить прибыль, подумают над тем, чтобы установить в Гомеле ещё одну такую же. Но пока молчат. По край­ней мере, к нам не обращались, — огорчён архитектор.

Кирилл Гапеев, к слову, за современные остановки в стиле хай-тек. Та, что на «8 Марта», его любимая. В ней всё прекрасно — и дизайн, и материалы, и наполнение. Но, увы, для городского бюджета она слишком дорогая.

gid-po-ostanovka…x-funkcionalnost17
gid-po-ostanovka…x-funkcionalnost11

Как и та, что сделана из морского контейнера и уста­новлена на «Улице Чонгарской дивизии». Это тоже ра­бота одной минской фирмы. Стоит она 20 тысяч бело­русских рублей. Чувствуете разницу? Если средняя це­на пластиковой, как мы уже выяснили, 2-3 тысячи. Так что появление современных комплексов на улицах горо­да сегодня зависит от частной инициативы.

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина, Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights