«Политех», ЗЛиН, мост на Сельмаш. Как на карте Гомеля появлялись знаковые объекты

Доктор технических наук, заслу­женный работник завода «Гомсель­маш» Николай Афанасьев возглавлял легендарное предприятие с 1972-го по 1987 год. Это время в на­шей общей истории принято считать эпохой застоя. Но одно дело считать, а другое — быть очевидцем пика бур­ного роста Гомеля, за короткий срок ставшего вторым городом Беларуси. Значительный вклад в развитие областного центра внесли завод и его директор. Убедились в этом, гуляя в компании Николая Ивановича по об­ластному центру. Человек, столь мно­го сделавший для завода, города и страны, рассказал, как возводились запавшие ему в душу объекты.

Советский район

Начало наша экскурсия взяла в Советском районе, у здания мест­ной администрации.

— В начале 70-х коллективу «Гом­сельмаша» поставили задачу соз­дать и запустить в серийное произ­водство новую самоходную кормо­уборочную технику, — неторопли­во спускаясь по ступенькам адми­нистрации, начинает рассказ Нико­лай Афанасьев. — С решением этой задачи количество работников в на­шем объединении увеличивалось с 10 до 34 тысяч человек, а с учётом их семей численность Сельмашев­ского микрорайона возрастала поч­ти до 100 тысяч.

К тому времени Железнодорожный район на фо­не остальных раз­росся настолько, что эффектив­но управлять им было сложно. Тогда-то и возникла идея изменить структуру Гомеля с учётом обра­зования нового, Советского, рай­она. Меня тоже привлекли к этой работе. Не столько как директора крупного предприятия, а как чело­века, лично знавшего многих руко­водителей «наверху».

Официально я участвовал в подготовке обосно­вания для принятия Совмином БССР необходимого горо­ду решения, на деле же выступал своеобразным «толкачом». Уж не знаю, в какой степени мне удалось справиться с этой ролью, но, ду­маю, в рождении Советского рай­она есть и моя скромная заслуга.

Между прочим, хоть я и сельма­шевец до мозга костей, но объек­тивности ради скажу: Советский район один из красивейших и ухо­женных в Гомеле, бывать здесь од­но удовольствие.

Выговор за институт

За воспоминаниями мы и не за­метили, как подъехали к главно­му учебному корпусу Гомельского технического университета имени П.Сухого, что на Речицком проспек­те. Здесь Николай Иванович попро­сил остановиться.

— Вы посмотрите, какая красо­тища, — восхитился Афанасьев, по­кинув салон автомобиля. — А ведь всего этого могло и не быть… Ещё до назначения на должность дирек­тора «Гомсельмаша», в бытность мою секретарём парткома предпри­ятия, остро встал вопрос нехватки технических кадров с высшим об­разованием. Особенно в звене на­чальников цехов и отделов. С ди­ректором Котенком мы поехали в Минск в Белорусский политехни­ческий институт и договорились об открытии его филиала на «Гом­сельмаше».

Инициативу поддержали в ЦК партии и Совмине. Филиал был создан, но появилась проблема. Те, для кого он организовывался, не очень-то стремились получить дипломы о высшем образовании. Отговор­ки придумывали самые разные: всё уже забыл, семья — нет времени, но самая распространённая — «за­чем мне это надо?».

Здесь нужно понимать, что в 70-е годы квалифицированные ра­бочие на сдельщине зарабатывали на порядок больше, чем их началь­ники на окладах. Поэтому многие инженеры стремились пополнить ряды рабо­чего класса, что при наличии лишь диплома о среднем специальном образовании сделать было гораздо проще. Вот и упрямились. Приходилось кого уговаривать, ко­го перспективами заманивать, а не­которых так и просто «именем пар­тии» заставлять учиться.

Первый год был самый слож­ный. Лично ходил и проверял, что­бы начальники цехов и отделов не пропускали занятия. Дальше, когда специализация началась, стало лег­че: наши спецы почувствовали се­бя в своей тарелке. Так что процен­тов 70 руководителей «Гомсельма­ша» тех лет именно в этом филиа­ле получили высшее образование.

Когда я уже был директором за­вода, ситуация изменилась карди­нально. Ко мне зачастили работ­ники филиала БПИ. Жаловались, что преподавать некому, квалифи­цированных педагогических ка­дров не хватает, материальная и лабораторно-исследовательская базы отстают, а желающих учить­ся становится всё больше и боль­ше. Проблему взялись решать про­веренным способом: привлекать специалистов хорошими жилищно-бытовыми условиями. Это сра­ботало. Да так, что мы и сами не ожидали: качественный уровень профессорско-преподавательского состава филиала вырос настолько, что впору было открывать собственный инсти­тут.

Сегодня в это трудно поверить, но в то время вместе с подрядчиками на строительстве промышленных, социально-культурных, образова­тельных и других объектов в сутки осваивалось по миллиону долла­ров. А всего было вложено в разви­тие «Гомсельмаша» и города инве­стиций на 35 миллиардов долларов США. Вот это были объёмы, темпы и создание рабочих мест!

Грех было упускать такую воз­можность и не основать в Гомеле ещё один технический вуз. При­шлось принимать волевое реше­ние и из денег, выделенных на ре­конструкцию завода, часть отдать на строительство учебного корпу­са. Но при первой же проверке ме­ня обвинили в нецелевом использо­вании средств. Как следствие — на коллегии министерства влепили выговор. Расстроился ли? Да не очень. Потому что всегда помнил слова Петра Мироновича Машеро­ва, которые он произнёс при назна­чении меня на должность директо­ра «Гомсельмаша»: «Николай Ива­нович, знайте: всё, что вы будете делать для завода, города и страны, вам зачтётся. Во всяком случае, с моей стороны под­держку обеспечу». К тому времени я уже имел и официальный «имму­нитет» — был депутатом Верховно­го Совета БССР и членом ЦК КПБ.

Через полгода выговор сняли, а здание университета вот оно, стоит.

C сыном Иваном у главного корпуса «политеха».

ЗЛиН и не только

Кроме строительства «полите­ха», Николай Афанасьев являет­ся инициатором появления на кар­те города завода литья и норма­лей — крупнейшего подразделе­ния «Гомсельмаша»:

— По моему предложению «ЗЛиН» был построен в рамках программы выпуска кормоубороч­ной техники, которая тесно связана с другой госпрограммой — продо­вольственной. Качественных кор­мов для поднятия животноводства тогда катастрофически не хватало. Вот вам и причина пресловутого дефицита колбасы и других мяс­ных продуктов. Чтобы дать стра­не продукты питания, сначала надо было обеспечить кормами живот­новодство. Нам поставили кон­кретную задачу — в кратчайшие сроки наладить годовой выпуск 40 тысяч самоходных и прицепных комбайнов и столько же прицепов.

На установленные объёмы мож­но было выйти, организовав соб­ственное производство изделий и исключив тем самым зависимость от многочисленных поставщиков. Все решения по новому заводу про­водились документами ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Пом­ню, как в Москве при составле­нии проекта постановления запи­сал название будущего предприя­тия — «Завод по выпуску жаток, литья и нормалей». Потом прики­нул, как будет звучать аббревиату­ра (ЗЖЛиН), и решил выбросить слово «жаток» как узкое направле­ние. Так и родился наш «ЗЛиН». К слову, кто-то предлагал назвать его заводом жаток, но я это предложе­ние не поддержал.

Вернувшись в Гомель, вместе с секретарём обкома партии Юрием Хусаиновым на вертолёте облете­ли местные окрестности в поисках площадки под новое производство. Увидели огромную свалку в Сель­машевском микрорайоне отно­сительно недалеко от основного производства и решили дело. Так появился «ЗЛиН». И не только он.

С нашей помощью началось строительство ТЭЦ-2. К «ЗЛиНу» подтянули теплотрассу, канализа­цию. Построенный здесь литей­ный цех высокопрочного чугуна работает на индукционных печах, что требует огромного потребле­ния электроэнергии. Поэтому от Добруша протянули ЛЭП мощ­ностью 330 киловольт, построили подстанцию и стали обеспечивать электричеством не только завод, но и весь район. Даже Волотова от неё сегодня питается. Кстати, таким образом удалось закрыть литейные цехи на головном заводе, загряз­нявшие атмосферу микрорайона.

Скажу честно: во время рекон­струкции я до 50% своего рабоче­го времени проводил в Москве, сту­чась в различные кабинеты. Тре­бовал, упрашивал, доказывал. Так было, например, с газообеспечени­ем. Ведь Гомель в те годы «сидел» на газовой трубе малого диаметра и, соответственно, недостаточной пропускной способности. Газа не хватало не только для городских предприятий, но и для жилого сек­тора. Совместно с городскими вла­стями нам каким-то чудом уда­лось добиться включения в про­ект совминовского постановления по «Гомсельмашу» пункта, пред­усматривающего строительство газопровода Минск-Гомель. Сра­зу же началось проектирование и строительство газопровода. К моменту проведения на «ЗЛиНе» пуско-наладочных работ как раз газ и подошёл к Гомелю.

Мост за счёт завода

Проезжая по улицам и путепро­водам заводского микрорайона, выезжая под железнодорожным мостом на улицу Советскую, Николай Афана­сьев отметил, что всё это создано «Гомсельмашем», и обратил наше внимание на пешеходный мост. Он начинается у заводской проходной, проходит над желез­нодорожными путями и заканчи­вается на улице Кирова недалеко от её пересечения с центральной городской магистралью:

— На строительстве этого моста я настоял в 1985 году как депутат Верховного Совета БССР. Проблему знал не понаслышке: многим работникам завода, про­живающим в Центральном рай­оне, домой и на работу прихо­дилось добираться практически кружным путём. Естественно, народ предпочитал ходить напря­мую, «по рельсам», из-чего ежегодно люди попадали под поезд. Особенно после ноч­ной смены.

В министерстве сразу ответили отказом, но затем пош­ли на попятную: придумай, как это грамотно сделать. Мы и при­думали. Пошли к заместителю председателя Совмина СССР и пояснили, что рабочие кадры думаем привлекать из чис­ла горожан. Показали ему схему и предупредили, что мост делается исключительно в интересах заво­да, потому что вход на него начи­нается на улице Кирова, а выход будет на территории «Гомсель­маша». На представленной схеме границы завода мы «чуточку» рас­ширили. Таким образом отсекли попытки министерских начальни­ков переложить проблему на пле­чи городских властей или желез­ной дороги. Ну, а уж построили так, как построили.

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights