2017-й — год столетия Октябрьской социалистической революции. В прежние времена это был праздник праздников, активная подготовка к которому начиналась задолго до 7 ноября. Но времена изменились. Однако есть в нашем обществе люди и даже целые партии, которые наверняка будут широко отмечать эту дату. Среди них — профессор Гомельского государственного медицинского университета Николай Егоренков. Его партийный стаж, включая годы в КПСС, насчитывает почти пятьдесят лет, и его взгляд на современное социально-экономическое развитие отличается от общепринятого.

Елена Чернобаева:
— Николай Иванович, за 47 лет пребывания в КПСС и КПБ вы многое видели, многое можете сравнить и проанализировать. Не разочаровались ли в коммунистической идее, которую сегодня многие и не без оснований воспринимают как утопическую?
Николай Егоренков:
— Многие — это кто? Те, кто имеет о марксизме лишь поверхностное представление? И только на этом основании убеждены, что идеи марксизма-ленинизма потерпели фиаско в СССР? Так ведь программа КПСС — это благие намерения, так как ни в ней, ни в любом другом партийном документе, и даже ни в одной научной теории не говорится прямо о том, как построить социализм. Тем более коммунизм.
До сих пор никто не дал точных определений, что такое социализм, частная или общественная собственность, рынок и коммунизм. Толкований много, но к единому знаменателю они не приведены. А любая наука начинается с точных терминов.
Александр Евсеенко:
— А как же знаменитое учение Маркса, которое всесильно, потому что верно? Между прочим, довод так себе. Малоубедительный.
Николай Егоренков:
— Здесь важно разделять понятия. Маркс и Энгельс действительно обнародовали научный прогноз — буржуазное общество рано или поздно погибнет и уступит место социализму. Это аксиома для их теории. Но что они дали дальше? Лишь общие контуры — общественную собственность на средства производства, принцип «каждому трудоспособному — по труду». Обращаю ваше внимание: по общественно необходимому труду, а не по затраченному. Это очень важно. Можно ведь взять лом, встать посередине улицы Советской и целый день, без перерыва, крошить асфальт. Формально к вечеру ценой неимоверных физических усилий определённая работа будет произведена. Но можно ли считать такой труд общественно необходимым? Разумеется, нет. Скорее, наоборот, общественно вредным. Тогда что платить за такую работу?
Но вернёмся к Марксу и Энгельсу. Они не занимались составлением подробных планов строительства социализма — для их времени это была скорее теория будущего. А Ленин? Он возглавил Октябрьскую революцию, которая свергла помещиков и буржуев и была поддержана значительной частью населения, включая крестьян. Ленин оказался в уникальной ситуации: никаких готовых рецептов не было. Он ставил на «опыт миллионов» и надёялся на международную волну революций в развитых странах, которая должна была поддержать Россию. Но революции либо задерживались, либо жестоко подавлялись. Вот почему и появился НЭП — политика временного отступления, чтобы удержать страну на плаву.

Александр Евсеенко:
— Выходит, Плеханов был прав, когда выступал против социалистической революции в отсталой промышленно России? Ведь по Марксу, революцию может сделать только рабочий класс – пролетариат, которому нечего терять, кроме своих цепей. А вот в России этого класса просто не хватало.
Николай Егоренков:
— Плеханов говорил, что «российская история ещё не смолола муки, из которой можно испечь пшеничный пирог социализма». Он был знатоком марксизма, но слишком догматичным. Сегодня это мнение часто используют и некоторые учёные, и политики – они словно боятся «увековечить» наёмный труд, который Маркс называл «наёмным рабством». В результате предлагается не двигаться вперёд, а оглядываться назад.
Елена Чернобаева:
— То есть крах социалистического эксперимента в СССР и возврат на рельсы рыночной экономики вы считаете шагом назад?
Николай Егоренков:
— Возможно, вы слишком увлекаетесь трудами некоторых экономистов и историков, которые убеждены: тот факт, что в начале 90-х режим, свергнутый в 1917 году, пришлось восстанавливать, свидетельствует о преждевременности строительства социалистического общества в нашей стране. По их мнению, за годы Советской власти мы пережили то, что часто происходит с обществами, стремящимися необоснованно перескочить через «обязательные» социально-экономические этапы развития под впечатлением жизни более развитых соседей.
Из этого делается вывод, что неудачная попытка построить социализм связана с тем, что капитализм в России к 1917 году ещё не выполнил свою миссию. Ведь капитализм как рыночная экономика с частной собственностью должен, конечно, уйти с исторической сцены только после того, как предварительно исчерпает свои возможности. При этом ссылаются на Маркса, который действительно писал, что, во-первых, каждая общественная формация не уходит, не исчерпав всех своих возможностей, а во-вторых, социализм — это нерыночная экономика, которая приходит на смену капитализму.
Елена Чернобаева:
— Всё правильно и логично.
Николай Егоренков:
— С позиции XIX века – да, логично и последовательно. Но наука XX и XXI веков смотрит иначе. Социализм и капитализм (или точнее – империал-капитализм, то есть современный строй наёмного труда) – это не этапы цепочки, а противоположные направления. Этот закон диалектики XX века называют законом ветвления. Значит, общество давно готово выбрать справедливый социализм вместо эксплуататорского капитализма.
Большевики, кстати, не имели готового научного плана построения социализма. Были попытки – но без успеха. Учёные часто занимались критикой, а не конструктивом. Важно понимать: социализм в СССР так и не был построен. Значит, говорить о «крахе социализма» или «провале марксизма» неправильно.
Наконец, раз социализм и империал-капитализм – альтернативы, значит, социализм – это социальная рыночная экономика. Ведь рынок существует у человечества с давних времён, а буржуазное общество – это просто максимально развитая форма рынка для империал-капитализма.

Александр Евсеенко:
— А как же общественная собственность на средства производства, принцип «от каждого по способности — каждому по труду», социальные гарантии, о которых многие, жившие тогда, сегодня откровенно ностальгируют?
Николай Егоренков:
— С чего вы взяли, что в СССР собственность на средства производства была общественной? Напомню, ещё основоположники марксизма пришли к выводу, что государственная и общественная собственность отнюдь не тождественны. Собственность на средства труда характеризуется не только формой, но и правами (права владения, распоряжения-управления, пользования и другое). Общественная собственность — это такая собственность, когда все её права реально принадлежат трудящимся. В СССР право распоряжения-управления (одно из главных прав собственности для хозяина на производстве) принадлежало номенклатуре (партийно-хозяйственному аппарату), то есть не всем, а только части трудящихся. Следовательно, государственная собственность в СССР была частной, а точнее высшей формой частной собственности, когда право владения не играет принципиальной роли (все владеют).
Номенклатура — это государственная буржуазия или, как говорил Ленин, «совбуры».
Проблема теории социализма — как государственную собственность превратить в общественную и совместить её с рынком? Общепринятого ответа пока нет. Но есть прошлый опыт — опыт многих поколений крестьян дореволюционной России, включая и белорусских крестьян. К нему следует присмотреться. То, что назрело, говорил Энгельс, то уже должно в какой-то форме существовать. У крестьян собственность на землю была «мирской» (общинной), а пользовались ею на долевых началах (распределялась она «по едокам», то есть по долевому принципу). Это было, говоря на языке современной экономики, не просто пользование, а «обременённое распоряжение-управление», своеобразная долевая аренда. Собственность на землю была фактически общественной по форме. Хозяйствующим субъектом была семья, а принципом такой экономики был принцип «по труду». Это был примитивный (неразвитый) социализм,крестьянский.
Такие подходы следует распространить на современную государственную собственность, включая промышленность, дополнив их принципом свободной кооперации долевых арендаторов. Это и будет развитый социализм или, как говорил Ленин, «строй цивилизованных кооператоров», социализм эпохи научно-технической революции.
Елена Чернобаева:
— Горбачёв со своей перестройкой попытался это сделать, но огромная страна не пережила и семи лет таких реформ.
Николай Егоренков:
— Потому что у Горбачёва никакой научной теории перехода к социалистическому рынку не было. Были лозунги, пусть и достаточно справедливые. Вроде «Каждый работник — хозяин на производстве!». Цель поставили, направление движения выбрали, а вот маршрут проложить опять не смогли. В результате всё свелось к пресловутой приватизации, в которой многие видели панацею от всех бед. Но приватизация государственной собственности — это превращение самой крупной частной собственности в мелкую, то есть попытка повернуть вспять колесо экономики. Известно, что, чем крупнее производственная собственность, тем выше её экономический потенциал (эффективность её зависит, конечно, от эффективности управления ею). Итог приватизации закономерен. Почти во всех постсоветских республиках собственность на средства труда стала олигархической, а собственниками значительной части акционерного капитала выступают иностранцы. Экономику отбросили в прошлое.
Александр Евсеенко:
— Странно всё-таки звучит сочетание «рыночный социализм». Помнится, коммунисты всегда выступали против свободного рынка и частной собственности на средства производства, без которых он невозможен.
Николай Егоренков:
— Ничего подобного. Ещё Карл Маркс писал о том, что количество общественно необходимого труда в продуктах труда, то есть их стоимость, может установить только рынок, свободный от монополии. Свободный рынок (не стихийный, а регулируемый обществом в интересах общества) — самый справедливый арбитр в оценке нашего труда с позиций общества. Именно он является гарантом осуществления принципа развитого социализма, при котором хозяйствующим субъектом (хозяином) становится каждый трудящийся, «каждому трудоспособному — по общественно необходимому труду».

Александр Евсеенко:
– Как объяснить такой парадокс: коммунистические идеи, основанные на вечном стремлении человечества к равенству и социальной справедливости, кажутся достаточно привлекательными. Но при этом число убеждённых коммунистов растёт крайне медленно. Сегодня КПБ даже не является тенью той организации, которую когда-то называли вдохновителем и организатором всех наших побед.
Николай Егоренков:
– Есть две причины. Во-первых, основой любого общества является экономика. Существует специальная теория, описывающая поведение и мотивацию человека в виде пирамиды из пяти уровней. Нижний уровень – физиологические потребности. За ними следуют безопасность, групповые потребности, отношение окружающих и, наконец, самосовершенствование.
Суть в том, что если нижний уровень не удовлетворён, следующий игнорируется. Это логично: если вы умираете от голода или жажды, ради куска хлеба или стакана воды готовы рискнуть жизнью. Тогда безопасность волнует вас мало.
Когда физиологические потребности удовлетворены, человек стремится к безопасности. Получив её, осознав, что сыт и защищён, индивид начинает реализовывать групповые потребности. Ему уже важно, с кем он живёт, работает, дружит, в какой партии состоит.
Увы, после распада Союза мы откатились назад на несколько уровней. Сегодня у нас более или менее реализуются потребности первых двух уровней, а значит многим не до групповых. Поэтому и партии, включая коммунистические, не пользуются большим спросом.
О четвёртом уровне – отношении окружающих, то есть морали – говорить не приходится. Ведь сегодня мы всё чаще констатируем падение нравственности. А самосовершенствование в таких условиях кажется почти недостижимым.
Елена Чернобаева:
— Печальная картина…
Николай Егоренков:
— Реальная! И далеко не безнадёжная. Народ у нас грамотный, он просто в обещания уже не верит. Поэтому надо партиям, которые ставят своей целью переход к социализму, принять программы, дающие чёткое определение социализма и научно обоснованный план его построения. Убеждён: общество, включая белорусское, давно созрело для перехода к социализму.
Авторы: Александр Евсеенко, Елена Чернобаева. Фото: Вячеслав Коломиец
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram








