В Гомеле молодёжь учат летать на парапланах

Полгода назад в Центре авиационно-технических видов спорта и творчества Гомеля открылась секция парапланеризма. Работает с молодёжью преподаватель-инструктор Сергей Чебо­тарь. Практические занятия проходят на аэродроме в Зябровке. Корреспон­дент «Советского района» узнал, кто и зачем культивирует парапланеризм в областном центре.

Предшественником параплана был парашют. Отцом современно­го крыла является пилот и конструк­тор NASA Дэвид Бариш. Первый по­лёт на прототипе параплана амери­канец совершил в 1965 году. Пона­чалу идея планирования с помощью энергии потоков воздуха поддерж­ки не нашла. Но когда эксперимен­ты с геометрией крыла возобнови­лись, парапланеризм стал набирать популярность.

Первые парапланы могли плани­ровать лишь с места старта на зем­лю. Современный же параплан спо­собен оторваться от земли на не­скольких тысяч метров и пролететь сотни километров. Спортсмены- пилоты соревнуются как в дально­сти полётов, так и в точности при­земления.

Любишь небо? Взлетишь

Полёты на парапланах приравнива­ются к полётам сверхлёгкой авиации, а потому спорстмены должны полу­чать специальное образование пилотов-любителей. Учителей в стране не так много. В 90-е годы летать на парапланах белорусскую молодёжь учила Светлана Маршалкович. Сейчас она руководит республиканской парапланерной феде­рацией.

В феврале нынешнего года гомельский парапланерист Сергей Чеботарь набрал на курс лётной подготовки 25 человек. Первые месяцы курсанты осваивали теорию: конспектировали лекции, чита­ли специальную литературу, смотрели обучающее видео.

— Как авиационный вид спорта парапланеризм успешно развивается благодаря своей доступности. В России увлечённых тысячи, у нас на порядок меньше. Изменить ситуацию к лучше­му призваны в том числе и наши курсы лётной подготовки, — объясняет Сергей Чеботарь.

— Иногда говорят, что мы летаем на тряпках. Это не так. Наполненное воздухом крыло становится жёстким и по своим аэродинамическим качествам не уступает крылу самолёта, а по неко­торым параметрам даже превосходит его, — вносит ясность Сергей. При этом устройство параплана очень простое: крыло, стропная система и подвеска (кресло пилота). Комплект весит 7-15 кг, умещается в рюкзаке и легко пере­возится к месту старта.

Многие считают парапланеризм экстремальным видом спорта. Сергей Славович не отрицает этого, но на всякий случай уточняет:

— С небом всегда нужно быть на Вы, оно ошибок не прощает. Поэтому требования к подготовке курсантов у нас строгие. Многие отсеиваются ещё до начала практических занятий. Чтобы пройти полный курс обучения, нужна большая внутренняя мотивация, жела­ние работать над собой и… летать.

В парапланеризме остаются только те, кто по-настоящему влюблён в небо. Из первой группы курсантов таких только шесть человек. Они освоили теорию и успешно сдали обязатель­ные зачёты.

В числе влюблённых в небо курсан­тов — Катя, Владимир и Юрий. С ними мы приехали в Зябровку.

Погода, не подведи

Каких-то сверхтребований к физи­ческой подготовке пилотов не предъяв- ляется, но во избежание травм мышц нужно держать себя в тонусе. Каждая тренировка начинается с обязательной разминки.

Пока курсанты разминаются и раскладывают на траве параплан с подвеской, инструктор благоустраива­ет стартовую площадку. Берёт бензино­вую мотокосу и стрижёт траву. В нашем случае — взлётно-посадочную полосу размером с футбольное поле.

Практические занятия состоятся, если не подведёт погода. Парапланеристы от неё очень зависят. В дождь и силь­ный ветер ни летать, ни тренироваться нельзя. Оптимальная скорость ветра не должна превышать 5 метров в секунду.

— Сегодня достаточно ветрено, так что покрутит нас хорошенько, — заме­чает Володя. Среди курсантов он самый опытный. Миниатюрная Катя тем временем выравнивает на площадке параплан, повернувшись к нему лицом, а затем тянет на себя стропы и подни­мает крыло над собой. Такой вид старта называется обратным, потому что пилот движется спиной вперёд. Он эффекти­вен при относительно сильном ветре. Если стартовать лицом против ветра, порывом воздуха пилота может легко опрокинуть на спину. Впрочем, для новичков и обратный старт вызывает трудности. В какой-то момент лёгкая девушка теряет контроль над крылом и падает. Параплан тащит её несколь­ко метров по земле. Крыло складыва­ют «розочкой» и возвращают на стар­товую площадку.

Тренировка на земле длится несколь­ко часов. За это время курсанты мето­дично оттачивают навыки управле­ния. Инструктор замечает ошибки и постоянно даёт советы своим подопеч­ным: «выравнивай и поднимай крыло», «слишком резко работаешь стропами», «плавно дорабатывай плечом».

— Хочу подготовить умелых и дума­ющих пилотов. Ведь парапланеристы- свободники — это высшая лига в мире сверхлёгкой авиации. Сами представь­те, каким мастерством нужно обладать, чтобы без мотора, используя лишь пото­ки воздуха и крыло, подняться в небо и пролететь по заданному маршру­ту, — говорит Сергей Славович. В его опытных руках параплан послушен. Со стороны кажется, будто управлять им совсем просто. Добиться такого резуль­тата можно лишь упорно тренируясь. Кстати, опытные парапланеристы, как и профессиональные лётчики, ведут лётные книжки. В них записывают усло­вия вылетов и важные детали полётов.

Почему целуют крыло

Для обучения курсантов в секции два параплана. Пока хватает. Крыло стоит около 1100 долларов, подвесная систе­ма — 300, спасательный парашют — 500 (он используется в случае возникновения нештатной ситуации). Недорогой защит­ный шлем обойдётся в 100 долларов.

Конечно, в идеале, человек, который занимается парапланеризмом, должен иметь собственный полётный комплект. Но потратить на хобби полторы-две тыся­чи долларов готов не каждый.

— Мы для учёбы используем пара­планы, подаренные москвичами. Они не новые, но в достойном состоянии. Крылья шуршат, значит, наружный слой не пропускает воздух и хорошо держит поток. Проверить это можно, «поцело­вав» крыло: прикоснуться к нему губа­ми и дунуть, — раскрывает некоторые секреты тренер.

Для того чтобы парапланы служили долго, после каждой тренировки курсан­ты очищают их от травы и насекомых. Беречь комлекты важно ещё и потому, что на новые пока нет денег. Хоть и набирают в секцию всех желающих как на бесплат­ной, так и на платной основе, прибыли она не приносит. Да и дело не в деньгах, убеждён Сергей Чеботарь.

— Сейчас главное заинтересовать людей, вырастить первых пилотов. Чтобы потом можно было дальше развивать этот вид спорта в Гомеле, — говорит на проща­нье тренер.

Государственное учреждение дополнительного образования де­тей и молодёжи «Центр авиационно-технических видов спорта и творче­ства Гомеля» располагается в зда­нии школы №23 (ул. Хуторянского, 5). Телефон секции парапланеризма +375 296981971.

Автор: Михаил Шевелев. Фото: Михаил Шевелев
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights