Полгода назад в Центре авиационно-технических видов спорта и творчества Гомеля открылась секция парапланеризма. Работает с молодёжью преподаватель-инструктор Сергей Чеботарь. Практические занятия проходят на аэродроме в Зябровке. Корреспондент «Советского района» узнал, кто и зачем культивирует парапланеризм в областном центре.
Предшественником параплана был парашют. Отцом современного крыла является пилот и конструктор NASA Дэвид Бариш. Первый полёт на прототипе параплана американец совершил в 1965 году. Поначалу идея планирования с помощью энергии потоков воздуха поддержки не нашла. Но когда эксперименты с геометрией крыла возобновились, парапланеризм стал набирать популярность.
Первые парапланы могли планировать лишь с места старта на землю. Современный же параплан способен оторваться от земли на нескольких тысяч метров и пролететь сотни километров. Спортсмены- пилоты соревнуются как в дальности полётов, так и в точности приземления.
Любишь небо? Взлетишь
Полёты на парапланах приравниваются к полётам сверхлёгкой авиации, а потому спорстмены должны получать специальное образование пилотов-любителей. Учителей в стране не так много. В 90-е годы летать на парапланах белорусскую молодёжь учила Светлана Маршалкович. Сейчас она руководит республиканской парапланерной федерацией.
В феврале нынешнего года гомельский парапланерист Сергей Чеботарь набрал на курс лётной подготовки 25 человек. Первые месяцы курсанты осваивали теорию: конспектировали лекции, читали специальную литературу, смотрели обучающее видео.
— Как авиационный вид спорта парапланеризм успешно развивается благодаря своей доступности. В России увлечённых тысячи, у нас на порядок меньше. Изменить ситуацию к лучшему призваны в том числе и наши курсы лётной подготовки, — объясняет Сергей Чеботарь.
— Иногда говорят, что мы летаем на тряпках. Это не так. Наполненное воздухом крыло становится жёстким и по своим аэродинамическим качествам не уступает крылу самолёта, а по некоторым параметрам даже превосходит его, — вносит ясность Сергей. При этом устройство параплана очень простое: крыло, стропная система и подвеска (кресло пилота). Комплект весит 7-15 кг, умещается в рюкзаке и легко перевозится к месту старта.
Многие считают парапланеризм экстремальным видом спорта. Сергей Славович не отрицает этого, но на всякий случай уточняет:
— С небом всегда нужно быть на Вы, оно ошибок не прощает. Поэтому требования к подготовке курсантов у нас строгие. Многие отсеиваются ещё до начала практических занятий. Чтобы пройти полный курс обучения, нужна большая внутренняя мотивация, желание работать над собой и… летать.
В парапланеризме остаются только те, кто по-настоящему влюблён в небо. Из первой группы курсантов таких только шесть человек. Они освоили теорию и успешно сдали обязательные зачёты.
В числе влюблённых в небо курсантов — Катя, Владимир и Юрий. С ними мы приехали в Зябровку.
Погода, не подведи
Каких-то сверхтребований к физической подготовке пилотов не предъяв- ляется, но во избежание травм мышц нужно держать себя в тонусе. Каждая тренировка начинается с обязательной разминки.
Пока курсанты разминаются и раскладывают на траве параплан с подвеской, инструктор благоустраивает стартовую площадку. Берёт бензиновую мотокосу и стрижёт траву. В нашем случае — взлётно-посадочную полосу размером с футбольное поле.
Практические занятия состоятся, если не подведёт погода. Парапланеристы от неё очень зависят. В дождь и сильный ветер ни летать, ни тренироваться нельзя. Оптимальная скорость ветра не должна превышать 5 метров в секунду.
— Сегодня достаточно ветрено, так что покрутит нас хорошенько, — замечает Володя. Среди курсантов он самый опытный. Миниатюрная Катя тем временем выравнивает на площадке параплан, повернувшись к нему лицом, а затем тянет на себя стропы и поднимает крыло над собой. Такой вид старта называется обратным, потому что пилот движется спиной вперёд. Он эффективен при относительно сильном ветре. Если стартовать лицом против ветра, порывом воздуха пилота может легко опрокинуть на спину. Впрочем, для новичков и обратный старт вызывает трудности. В какой-то момент лёгкая девушка теряет контроль над крылом и падает. Параплан тащит её несколько метров по земле. Крыло складывают «розочкой» и возвращают на стартовую площадку.
Тренировка на земле длится несколько часов. За это время курсанты методично оттачивают навыки управления. Инструктор замечает ошибки и постоянно даёт советы своим подопечным: «выравнивай и поднимай крыло», «слишком резко работаешь стропами», «плавно дорабатывай плечом».
— Хочу подготовить умелых и думающих пилотов. Ведь парапланеристы- свободники — это высшая лига в мире сверхлёгкой авиации. Сами представьте, каким мастерством нужно обладать, чтобы без мотора, используя лишь потоки воздуха и крыло, подняться в небо и пролететь по заданному маршруту, — говорит Сергей Славович. В его опытных руках параплан послушен. Со стороны кажется, будто управлять им совсем просто. Добиться такого результата можно лишь упорно тренируясь. Кстати, опытные парапланеристы, как и профессиональные лётчики, ведут лётные книжки. В них записывают условия вылетов и важные детали полётов.
Почему целуют крыло
Для обучения курсантов в секции два параплана. Пока хватает. Крыло стоит около 1100 долларов, подвесная система — 300, спасательный парашют — 500 (он используется в случае возникновения нештатной ситуации). Недорогой защитный шлем обойдётся в 100 долларов.
Конечно, в идеале, человек, который занимается парапланеризмом, должен иметь собственный полётный комплект. Но потратить на хобби полторы-две тысячи долларов готов не каждый.
— Мы для учёбы используем парапланы, подаренные москвичами. Они не новые, но в достойном состоянии. Крылья шуршат, значит, наружный слой не пропускает воздух и хорошо держит поток. Проверить это можно, «поцеловав» крыло: прикоснуться к нему губами и дунуть, — раскрывает некоторые секреты тренер.
Для того чтобы парапланы служили долго, после каждой тренировки курсанты очищают их от травы и насекомых. Беречь комлекты важно ещё и потому, что на новые пока нет денег. Хоть и набирают в секцию всех желающих как на бесплатной, так и на платной основе, прибыли она не приносит. Да и дело не в деньгах, убеждён Сергей Чеботарь.
— Сейчас главное заинтересовать людей, вырастить первых пилотов. Чтобы потом можно было дальше развивать этот вид спорта в Гомеле, — говорит на прощанье тренер.
Государственное учреждение дополнительного образования детей и молодёжи «Центр авиационно-технических видов спорта и творчества Гомеля» располагается в здании школы №23 (ул. Хуторянского, 5). Телефон секции парапланеризма +375 296981971.
Автор: Михаил Шевелев. Фото: Михаил Шевелев
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram