Два года назад на юридический сектор администрации Советского района Гомеля был возложен контроль деятельности местных гаражно-строительных кооперативов. На тот момент ситуация в них складывалась плохо: многие дольщики судились с председателями и бухгалтерами, а выбрать новых не могли из-за неумения найти общий язык на собраниях и собственной безынициативности. С 2008-го года, после вступления в силу Указа №43, регламентирующего деятельность ГСПК, ситуацию удалось улучшить. Тем не менее проблем ещё достаточно. Наболевшим читатели нашего еженедельника поделились c заведующим юридическим сектором Андреем Бондаренко.
Корр.: Сколько гаражных кооперативов в Советском районе?
— Тридцать восемь. Самые крупные насчитывают больше чем по тысяче человек. Это ГСПК №12 на улице Карбышева и №17 на улице Жукова. В первом в основном капитальные кирпичные гаражи, во втором — металлические. Самый маленький кооператив состоит всего из четырех человек. Он находится возле стадиона «Локомотив».
— Большая разбежка. А сколько в идеале должно быть членов в кооперативе, чтобы ему было комфортно работать?
— Порядка 100. Большие кооперативы появились в 90-е годы, именно в то время многие ГСПК стали стремительно разрастаться.
— Беспокоит Виктор Владимирович из ГСПК №27. Дело в том, что наш председатель числится в должности формально. Зарплату получает, а на работе даже не появляется. Дела в кооперативе запущены…
— Давно он работает?
— Избран в декабре прошлого года. Причём в собрании принимали участие всего 45 человек, а наш кооператив насчитывает 300.
— Если собрание проведено с нарушениями, оспорить его результаты вы индивидуально либо с другими членами ГСПК можете лишь в суде. Практика показывает, что в таких делах суд часто выносит решение в пользу истцов.
Администрация района, в свою очередь, проведёт проверку. И если ваши слова подтвердятся, мы привлечём председателя к ответственности за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.
Корр.: Какие нарушения типичны для ГСПК?
— Когда собрание членов ГСПК выносит какое-либо решение, должен быть соблюдён кворум. Причём собрание может проходить только в два этапа. То есть если на первом присутствуют меньше 50% членов кооператива, оно считается несостоявшимся, и назначается второе. На нём для принятия решения уже должны присутствовать не меньше 25% членов кооператива. Если и в этот раз не пришло необходимое количество, собрание считается несостоявшимся. Всё нужно начинать сначала. Если гаражный кооператив крупный, можно избрать собрание уполномоченных. Тогда для принятия решений будет достаточно на первом собрании 75%, а на повторном — 50% из числа уполномоченных.
Как показывает моя практика, чаще всего в ГСПК не соблюдают кворум и принимают решения, даже если не собралось нужное количество человек. Отсюда впоследствии и растут ноги всех судебных разбирательств. А их в гаражных кооперативах, в том числе и нашего района, хватает. Сейчас, например, судятся в ГСПК-12.
— Как, на ваш взгляд, можно решить проблему недостаточной активности членов ГСПК?
— Несколько раз мы прибегали к заочному голосованию. При этом в адрес каждого члена кооператива направлялся бюллетень, который он должен был заполнить и отправить по почте или вернуть лично. Такую процедуру применяли в ГСПК-17 для избрания уполномоченных, и удачно. Впоследствии её обжаловали в суде — нарушений не выявлено.
— Почему администрация района не может уволить председателя ко- оператива, который не выполняет надлежащим образом свои обязанности? Татьяна Свириденко.
— Потому что администрация не наделена таким правом. Мы можем только контролировать работу ГСПК, проводить проверки и привлекать к ответственности. Наши представители также нередко принимают участие в собраниях кооперативов, а несколько раз их даже организовывали в актовом зале администрации, контролировали правильность проведения. Но отменить решение собрания членов ГСПК может лишь само это собрание, либо собрание уполномоченных, либо суд. Все эти нормы прописаны в Указе Президента Республики Беларусь №43 от 28 января 2008 года «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок».
— Так, может, есть смысл передать и право управления администрациям районов. Раз дольщики сами не могут справиться с такой ответственностью?
— Этот вопрос мы обсуждали с депутатом Палаты Представителей Михаилом Починком. И просили его ходатайствовать о внесении изменений в законодательство. Это действительно в юридическом плане может упростить работу с ГСПК.
— Какие взносы и как часто я как член ГСПК должен платить? Валерий.
— Периодичность и сумму в каждом гаражном кооперативе устанавливают индивидуально. Опять же, на общем собрании членов ГСПК. Как правило, это 200- 250 тысяч рублей раз в квартал. Могут вводиться решением общего собрания дополнительные взносы.
— И ещё вопрос. Какая зарплата у председателя ГСПК?
— Она тоже устанавливается на общем собрании. Обычно официальная зарплата порядка 2 млн рублей.
— Какие работники должны быть в штате гаражного кооператива в обязательном порядке? Иван Петрович.
— Председатель, бухгалтер и сторож. Каждый гаражный кооператив получает специальную лицензию на охранную деятельность. По желанию, в штате может быть также электрик и другие работники.
Корр.: Есть ли в Советском районе возможность создания новых гаражных кооперативов?
— Возможность есть, но нет целесообразности. Сейчас мы готовы, например, выделить место под строительство гаражей возле кладбища Осовцы, но будут ли желающие строить их там? Люди хотят, чтобы гараж был близко от дома. И это вполне понятное желание. Тем не менее создавать новые гаражные кооперативы в жилых массивах возможности нет. И мы пошли по пути расширения существующих. Оно уже технически завершено в ГСПК №№15, 15а и 31. Однако большинство стоящих на очереди хотят возвести гараж в ГСПК на улице Жукова. К сожалению, там гаражные кооперативы уже расширяться не будут.
— Большая ли в районе очередь на строительство гаража?
— Сейчас в ней порядка 130 человек.
— Как быстро она движется?
— В среднем в месяц выдаём порядка пяти разрешений на строительство или установку гаража.
Корр.: Жители района жалуются, что при отказе от предлагаемого вами варианта строительства их снимают с очереди. Даже если гаражный кооператив находится очень далеко от их дома.
— Ничего не поделаешь, такова процедура. Однако уже на следующий день человек снова может встать на эту очередь.
— В каких гаражных кооперативах на сегодня есть свободные места? Михаил Анатольевич.
— В ГСПК №13 на улице Объездной можно возвести капитальный или металлический гараж. В ГСПК-26 на улице Борисенко — построить только капитальный гараж, причём там есть своя подрядная организация, которая занимается строительством. Дольщику нужно лишь внести необходимую сумму денег. В ГСПК-31 на улице Лазурной можно установить металлический гараж.
— Владельцы авто могут организовать свой гаражный кооператив и ходатайствовать перед городскими властями о выделении им места под строительство гаражей? Дмитрий Демиденко.
— Да, могут. Чтобы зарегистрировать кооператив, нужно не меньше трёх человек. После этого просить конкретный земельный участок. У нас в районе такой прецедент есть. Пять человек создали свой ГСПК и теперь просят, чтобы им выделили место под строительство на улице Владимирова.
— Каков первоначальный взнос при вступлении в гаражный кооператив?
— Он также устанавливается собранием. Как правило, это от 7 до 10 базовых величин.
— У нас во дворе стоит гараж, который принадлежит соседу-инвали- ду. Но он им не пользуется. Может, есть смысл убрать бесхозное строение? И вообще, разве отдельно стоящие гаражи во дворах ещё не запретили? Степан.
— Нет, инвалиды имеют право на такой гараж. Однако если после их смерти гараж переходит в собственность родственников, он больше не может находиться на территории двора в многоэтажной застройке. Он переносится, по согласованию с владельцами, на территорию гаражного кооператива. Если наследников нет, мы поступаем аналогично. Впоследствии гараж в ГСПК продаётся с аукциона. Если возможности переноса нет — он просто сносится.
— Можете назвать примерную стоимость строительства гаража в ГСПК? Олег.
— Это сложно, ведь есть масса нюансов. Например, будет строиться капитальный кирпичный гараж или устанавливаться металлический. Будет автовладелец своими силами возводить его или привлекать строительную фирму? Знаю, что в ГСПК-26, о котором говорил выше, построить гараж стоит сегодня где-то 123 млн рублей. Но там, опять же, работает конкретный подрядчик, который занимается всеми строительными и проектными вопросами. Человек просто вступает в кооператив, уплачивает эту сумму и на выходе получает готовый гараж.
Корр.: В Гомеле есть конкретные фирмы, которые имеют разрешение строить гаражи?
— За это может взяться любая строительная фирма. Но специальная комиссия кооператива впоследствии проверит строение на соответствие техническим, пожарным и прочим нормам. Решение о вводе в эксплуатацию принимается комиссией кооператива, а затем на заседании районной администрации принимается решение об определении назначения здания.
— Хочу встать на очередь на строительство гаража. Какими должны быть мои действия? Алина Сидоренко.
— Вам нужно обратиться в службу «одно окно» администрации того района, в котором вы зарегистрированы, со своим паспортом, паспортом на машину, справкой из БТИ, подтверждающей, что у вас в собственности в Гомеле нет гаража.
— В нашем кооперативе есть несколько бесхозных гаражей, владельцы которых не появляются уже очень давно. И взносы, естественно, не платят. Что с ними должен сделать кооператив? Евгений Эдуардович.
— Такие гаражи передаются в городскую коммунальную собственность. Впоследствии их продают или используют для своих нужд городские службы. В этом году у нас было три таких случая.
— Не совсем уверены в порядочности нашего бухгалтера. Как проверить документацию? Члены одного из ГСПК района.
— Первая инстанция, которая уполномочена это сделать, — ревизионная комиссия. Она избирается из состава членов ГСПК. Но, как показывает практика, её эффект минимален. Потому что, как правило, эти люди не имеют специального экономического образования и не разбираются в бухгалтерии.
Можно по решению общего собрания провести аудиторскую проверку. Но это «удовольствие» не из дешёвых. Специальные фирмы, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности, берут около 10 млн рублей за проверку документации ГСПК за полгода. Если проверка проходит в рамках судебного разбирательства и назначается судом, суммы ещё больше. После того, как суд вынесет решение, все деньги можно взыскать с виновной стороны.
— У меня достаточно дорогая машина, поэтому прежде чем строить гараж, хочу узнать, были ли в гаражных кооперативах Советского района случаи кражи авто? Егор.
— В последнее время нет. В начале 2000-х годов несколько таких случаев было. Причём впоследствии владельцы авто через суд взыскали ущерб с ГСПК.
Заведующий юридическим сектором администрации Советского района Гомеля ведёт приём по средам с 14 до 20 часов. Речицкий проспект, 6, каб. 307.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram