В 2013 году в Беларуси для учителей средних школ была введена категория «учитель-методист». Среди первых 30 педагогов страны, выдержавших сложнейший квалификационный экзамен и получивших право вести методическую работу на различных уровнях, вплоть до обучения коллег, был учитель биологии из гомельской школы №43 Сергей Дубков. До сих пор он остаётся единственным в Гомельской области учителем биологии, химии и географии, носящим это высокое звание. Между тем в одной из первых его учительских характеристик было указано: «Занимаемой должности не соответствует».
Кто влюбил в биологию
— Да, было и такое, — сегодня об этом Сергей Григорьевич рассказывает с лёгкой долей иронии.
— Я ведь школьным учителем становиться не собирался, даже будучи студентом биологического факультета Гомельского госуниверситета. Ибо изначально моей специальностью было охотоведческое хозяйство и охрана природы. Поступал на биофак вполне осознанно, во многом благодаря учительнице биологии из родной 20-й школы Елене Васильевне Михневич. Ах, как она вела уроки, как умела заинтересовать своим предметом даже самых безалаберных учеников! Сейчас я понимаю — это был высший педагогический пилотаж. После её занятий не влюбиться в биологию было невозможно. Вот и я не устоял.
Азы педагогики
— Когда в 1981 году пришло время распределения (тогда для всех обязательное!), вдруг выяснилось, что практически весь наш курс направляют в образовательные учреждения. Ужас! Хороши учителя, имеющие за плечами всего по 25 часов методики преподавания за пять лет обучения. Но что-то менять было поздно, пришлось ехать учительствовать в грабовскую среднюю школу.
Сказать, что было трудно, значит не сказать ничего. И дело даже не в отсутствии опыта в педагогике. Это как раз дело наживное. Донимали различные проверки, которые, казалось, перетекали одна в другую. В течение первого месяца работы мои уроки представители различных инстанций посетили 14 (!) раз. Что, разумеется, не столько помогало, сколько мешало. Вот тогда-то и был вынесен вердикт о моей профнепригодности.
Но два года отрабатывать надо было, а поскольку я со школьной скамьи привык всё делать хорошо, а лучше отлично, то пришлось заняться самообучением. Понятно, без посторонней помощи трудно, но у меня были надёжные советчики и наставники. Это упомянутая уже Елена Васильевна и учитель истории из нашей 20-й школы Мария Никитична Никитенко. Они часами терпеливо учили меня общению с детьми, воспитывали любовь к своему предмету, показывали, как можно сочетать требовательность с доверительным отношением к ученикам. Во многом именно под их благотворным влиянием у меня начали формироваться принципы, которые впоследствии трансформировались в учительское кредо: обучать нужно с улыбкой, воспитывать в дружбе, упрекать с любовью и всегда помнить, что бесталанных детей нет — есть недобросовестные учителя.
Но до этого ещё было далеко. И всё же к концу второго года отработки я почувствовал, что у меня что-то начинает получаться. Правда, начальство по-прежнему было мной недовольно, зато дети на уроках стали демонстрировать искреннюю заинтересованность. Казалось, ещё чуть-чуть — и я схвачу птицу профессиональной удачи за хвост, как пришла повестка из военкомата. Служба в армии — обязанность почётная, от неё, как и от распределения, в те годы отвертеться было невозможно. Да я и не пытался.
«Ужин» для волков
— Честно говоря, на службу я уходил с мыслями, что на работу в школу больше никогда не вернусь. Эх, верно говорят: никогда не говори «никогда». Исполнять воинский долг мне пришлось в инженерных войсках, но практически по специальности — в подразделении, прикомандированном к Друцкому военному лесхозу. Там мы и минерализованные полосы оборудовали, и канавы рыли, и лес валили, и ещё много чем занимались. Взгляд на жизнь лесхоза изнутри во многом не совпадал с тем, о чём нам твердили на лекциях в университете. Хочешь не хочешь, а задумаешься: а стоит ли связывать свою жизнь с такой суматохой и неразберихой? А тут ещё письма от моих грабовских учеников приходить стали. Писали, что скучают по моим урокам, присылали фотографии из походов, ходить в которые я их за два года приучил. Да и я по ним заскучал.
Окончательное решение принял благодаря одному забавному случаю, который произошёл за несколько месяцев до моего увольнения в запас. Как-то отправили меня отцы-командиры в лес за грибами, их в тех местах косой косить можно. Два мешка насобирал, уже возвращаться собирался, да заблукал маленько. А тут и ночь подоспела, где уж дорогу искать. Устроился на ночёвку под огромной сосной, только задремал, как слышу — вой неподалёку. Открыл глаза, а из ближайших кустов несколько пар глаз поблёскивают. Волки! С перепуга я мешки на сосну забросил и следом сам влез. Волки внизу круги нарезают, а я к стволу жмусь и сам себе клятву даю: если всё обойдётся, обязательно вернусь обратно к своим ребятам. Ведь со счастьем учить детей уму-разуму никакое другое не сравнится.
Когда рассвело, волки ушли. Я слез с дерева, глянул вверх и даже присвистнул от удивления. Понял, что на такую высоту я в спокойном состоянии ни за что не взберусь. Хуже того, даже мешки с грибами снять не смог, пришлось потом, когда в часть вернулся, за ними возвращаться. Они и спасли меня от начальственного гнева. Который, по большому счёту, мне уже был не страшен — своё будущее сам для себя я выбрал.
Признание
Когда бравый «дембель» Дубков пришёл в отдел образования, выяснилось, что место учителя в грабовской средней школе уже занято молодой выпускницей университета.
Ну не выживать же молодого коллегу, да ещё женщину! Тем более что мне тут же предложили другое место — гомельскую школу №43. Где я и работаю до сих пор и откуда уходить никуда не собираюсь.
С тех пор минуло 30 лет. За это время Сергей Григорьевич не только закончил аспирантуру, но и снискал славу учителя от Бога. Перечисление его почётных званий впечатляет: лауреат областного этапа и участник финала Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «Хрустальный журавль — 1995», победитель областного этапа этого же конкурса в 1997 году, финалист Международного конкурса школьных учителей в «Артеке» в 1998 году, лауреат стипендии Президента Республики Беларусь за 1997 год. За многолетний добросовестный труд Сергей Дубков награждён Почётной грамотой Министерства образования Республики Беларусь, Почётной грамотой Гомельского горисполкома, в 1997 году ему было присвоено звание «Отличник образования Республики Беларусь», а в 1998 году его имя было занесено на Доску почёта управления образования Гомельского облисполкома.
Правда, наш герой к подобным знакам признания своего профессионального мастерства относится если не равнодушно, то без особой гордости. Для него гораздо важнее другие показатели, в числе которых 28 выпускников, в настоящее время работающие врачами разных специальностей, 16 — учителями, заместителями директоров и директорами школ в различных концах страны. Четверо учеников Сергея Дубкова в определённой степени даже превзошли своего учителя, став кандидатами биологических и медицинских наук.
Кстати, Сергей Григорьевич и сам вполне мог бы стать и кандидатом, и даже доктором наук. И в вузе преподавать, что ему неоднократно предлагали, тоже мог, но отказался. Почему? Однозначно ответить на этот вопрос он и сам не может, старательно избегая высокопарных фраз о любви и преданности ученикам, школе, нелёгкому, но любимому призванию школьного учителя.
Быть лучшим
Научной работой Дубков занимается очень даже активно. Уже не первый год практически на голом энтузиазме ведёт научные исследования по теме «Жуки-копрофаги в экосистемах белорусского Полесья», публикуется по этой теме в научных изданиях. Он автор более 50 публикаций по проблемам педагогики, составитель учебно-методического пособия для интенсивного обучения в детских реабилитационно-оздоровительных центрах «Биология 10-11 класс» и «Сборника задач по общей биологии для 10-11 классов».
Много лет подряд Сергей Дубков ведёт обширную методическую работу с учителями биологии и химии, читает лекции в Гомельском областном институте развития образования, ежегодно даёт по 10 и более открытых уроков для молодых учителей города и области. Которые не только восхищаются его обширным кругозором, глубокими предметными знаниями, принципиальностью и независимостью суждений, но и тому, как один человек успевает делать так много и так хорошо. На что неизменно получают совет-пожелание: ставьте перед собой целью быть не просто учителем, а лучшим. Достичь этого помогут усердие, терпимость, постоянное совершенствование и самообразование, помноженные на любовь к своей профессии. Без этого стать настоящим школьным учителем невозможно.
Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram