В Гомеле выступил минский семейный инклюзив-театр «i». Вместе с профессиональными актёрами в нём играют дети-аутисты. Мы сходили на представление и посмотрели, что происходит за кулисами и на сцене. Организаторы сразу предупредили: «Вряд ли вы сможете понять, где среди актёров дети с аутизмом, а где обычные». Они оказались правы.
Семейный инклюзив-театр «i» работает в Минске на базе творческой студии Ирины Пушкарёвой. Проект возник недавно. Мюзикл «Флейта-чарадзейка», который показали артисты на сцене Городского центра культуры, для них первый. Его премьера состоялась в июле в Белгосфилармонии, после чего театр отправился на гастроли в областные центры. Выезд в регионы, как и сама работа неформатного театра, стал возможным благодаря поддержке компании Velcom, которая сегодня выступает основным его финансовым донором. А как раз денежный вопрос, как и в любом благотворительном проекте, самый сложный. Бесплатно помогают в творческом плане многие: профессиональные актёры, режиссёры, продюсеры, психологи.
– Это первый в Беларуси, да и, наверное, на просторах СНГ театр, где на одной сцене играют профессиональные актёры и дети с аутизмом. Так как театр семейный, задействованы и родители. Притом чудо происходит не только на сцене, но и за кулисами. Ребята начинают дружить, поддерживают друг друга, защищают. То есть театр становится местом адаптации. Особенные дети учатся общаться со сверстниками и чувствуют себя частью общества, – рассказал пиар-менеджер семейного инклюзив-театра Андрей Орлов.
От регионов создатели проекта ожидают отклика. Возможно, здесь тоже возникнет инициатива создания похожего театра. Если не полноценного, то хотя бы кружков, где наряду с обычными детьми смогут заниматься дети особенные. Поэтому в качестве зрителей организаторам особенно важно было видеть деятелей культуры и работников тех сфер, которым может быть интересен опыт минского театра. Бесплатно пригласили семьи, воспитывающие детей с аутизмом.
Театр открыт для всех. Сейчас в нём занимаются около 30 ребят. Организаторы говорят, что готовы делиться не только опытом, могут принять и детей из регионов, если будет желание и возможность у родителей. Активная часть подготовки спектакля занимает несколько недель. В это время надо будет находиться в Минске и репетировать. Потом поучаствовать в самих постановках. Следующий спектакль уже в проекте. Его хотят показать 2 апреля, во Всемирный день распространения информации об аутизме.
– Мы существуем как творческий коллектив, большая труппа энтузиастов, которые работают бесплатно. У нас преподаются и фортепиано, и флейта, и актёрское мастерство, и хореография. Но не хватает площадей, которые арендуем. Если будет возможность, готовы принять и 200, и 300 детей. В идеале мы видим настоящий театр, куда бы родители могли ребёнка утром приводить, вечером забирать.
Если в Гомеле появится такая же площадка, будем только рады. И мы не просто готовы – обязаны помогать. Сейчас люди должны понять, что такие проекты возможны, и начать активно действовать в этом направлении, – говорит художественный руководитель театра артистка балета и режиссёр Ирина Пушкарёва. С ней полностью согласен и основатель альтернативного театра продюсер Леонид Динерштейн:
– Социализация детей с аутизмом происходит, когда они попадают в обычную среду. Их там должно быть не больше 15%. И не любая среда готова это принимать органично, включая детские сады и школы. В этом большая проблема. Но наш театр специально строился так, что он готов к инклюзии. Это одна из функций – помогать конкретным детям. А поскольку такие дети выступают на сцене, театр тему аутизма ещё и поднимает. И сужает вот этот кусочек безграмотности. Такой небольшой рупор, который работает. А дальше это просто театр. Абсолютно здоровый механизм.
Таких проектов, как семейный инклюзив-театр «i», в мире немного. Прежде, чем заняться этой темой, Леонид Динерштейн подробно изучил статистику и опыт других стран. Говорит, сегодня в мире каждый 58 мальчик с каким-нибудь отклонением спектра аутизма. Девочек – поменьше. Но всё равно много.
– Если придерживаться мировой статистики, в Беларуси таких детей должно быть порядка 30 тысяч. А где они? Большинство не знают, как к этому подойти. Не понимают, что с этим делать. Какие-то ресурсные центры возникают, но опять же – около активных мам, которые пытаются вытянуть своих детей и делают больше. Но потом понимают, что в одиночку не получится, нужно менять систему.
Другие страны, Канада, Швеция, по 60 лет к этому шли, готовили законодательство. У них «ловят» ребёнка с аутизмом не в 3,5 года, а в 1,5. И за 2-3 года, пока у нас только хватятся, у них уже большую работу проделывают. Конечно, вкладывается много денег, но и социализация таких детей потом составляет 98%. Они обгоняют обычных и даже перегоняют. Я видел два месяца репетиций театра «i». Те дети, которые у нас заняты, за это время очень сильно рванули вперёд, – обрисовывает проблему Леонид.
Пока мы разговариваем с организаторами, за кулисами идут последние приготовления. Мамы волнуются, дети, кажется, не очень. Они веселятся и шныряют по сцене, дисциплина, как и в любом детском коллективе, хромает. Поэтому то и дело слышатся окрики постановщиков. Девочка с косичками всхлипывает – потеряла колготки. На помощь приходит одна из мам. Это Ольга Шёлк, мама Полины, которая исполняет в спектакле две роли – феи-коноплянки и её сестры ласточки. А также соло на флейте, то есть она та самая флейта-чарадзейка. Ольга охотно рассказывает, как их семья попала в проект:
– У моего крестника, сына лучшей подруги, аутизм. Поэтому я очень хорошо знакома с международной организацией «Дети. Аутизм. Родители», участвовала немножко в их проектах, в том числе и в создании семейного инклюзив-театра. И когда начали искать кандидата на роль девочки с флейтой, я поговорила с дочерью, она без вопросов согласилась. Я присутствовала на многих репетициях и могу сказать о своих личных впечатлениях. Просто удивительно, что с детьми делает публика и ответственность. Все стараются, выкладываются. В сто раз увеличивается самоотдача и результат. Все мои знакомые спрашивали, а кто здесь с аутизмом. Это незаметно, понимаете. Театр выводит каждого ребёнка совершенно на другой уровень. Спектакль производит сильное впечатление.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram