Прогноз погоды наравне с курсом доллара — это, пожалуй, единственное, что волнует всех без исключения граждан нашей страны. Особенно весной, когда эта самая погода может преподносить сюрпризы по семь раз на дню. Наверное, в том числе и поэтому отечественные метеорологи и синоптики отмечают свой профессиональный праздник именно в межсезонье. О том, как эти и другие прогнозы составляются, рассказывает начальник отдела обеспечения потребителей гидрометеорологической информацией Гомельского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татьяна Захарова.
Сверяем время с Гринвичем
— Информацию со спутников мы получаем регулярно. Но эти данные носят вспомогательный характер. По ним можно определить, где какой фронт находится, куда движется. Для того чтобы сложилась целостная картина, составляются синоптические карты.
Вот эта, например, показывает фактическую погоду по состоянию на 6 часов по Гринвичскому времени 17 марта — 9 часов утра у нас. Данные, которые наблюдаются, к примеру, на нашей метеостанции, в определённое время передаются по международному обмену. Все наблюдения привязаны к Гринвичу для того, чтобы они к синоптикам поступали синхронно. Наблюдения проводятся каждые три часа, и на их основе составляются обширные карты, по которым уже можно спрогнозировать погоду на определённый промежуток времени. Вот на этой карте отчётливо видно, что со стороны Скандинавии к нам смещается циклон с фронтальными разделами. Значит, погода в ближайшие дни ухудшится.
Татьяна Захарова: «Привычные термометры по-прежнему в строю».
Мы в основном даём прогноз погоды на ближайшие сутки-трое. Вероятность того, что он оправдается, в настоящее время превышает 90%. Составляем мы прогнозы и на неделю, но у них процент успешности не превышает 85%. Что касается более отдалённой перспективы, то тут 50-60% уже считаются хорошим показателям даже по общемировым критериям.
Интернет недоговаривает
— Разница в предоставляемых различными интернет-ресурсами и даже телеканалами прогнозах погоды объясняется тем, что там даётся не тот прогноз, который составляется синоптическим методом. Синоптики ведь изучают не только карты приземной погоды, но используют и карты, составленные по результатам радиозондирования. Радиозонд даёт данные о температуре, влажности воздуха, направлении и скорости ветра, атмосферном давлении на различных высотах. Именно по высотным картам мы можем видеть, куда смещается циклон или антициклон, связанные с ними фронтальные разделы. При этом учитывается, что каждый циклон или антициклон проходит определённые стадии развития. Скажем, в период зарождения центр циклона у земли может располагаться в районе Минска, а на определённой высоте — в районе Варшавы. В стадии разрушения эти точки располагаются вертикально друг над другом.
На сайтах обычно представлен прогноз погоды, рассчитанный численным методом. Это специальные уравнения гидродинамики, в которые закладываются фактические данные. Определённый набор уравнений составляет модель, которую разные прогностические центры создают самостоятельно. Поэтому разные сайты используют и разные их модели.
Расчёты производит исключительно машина, основываясь только на том количестве данных, которые в неё загрузили. Именно поэтому из таких прогнозов редко можно узнать о предстоящих погодных явлениях, за исключением осадков: силе ветра, гололедице и других факторах, влияющих на погоду.
Справедливости ради отмечу, что в последнее время, благодаря внедрению новейших технологий и оборудования, такие подробности всё чаще включаются в интернет-прогнозы.
Синоптики тоже используют подобные уравнения в своей работе, но только как своеобразное «сырьё» для составления прогноза. К которому добавляется немало и других показателей. Поэтому синоптические прогнозы, на мой взгляд, точнее численных.
Спутник зонду не помеха
— В областных метеоцентрах, как и на метеостанциях, прогнозы погоды не составляются. У нас не такая большая территория, чтобы распылять по областям имеющиеся прогнозные ресурсы. Главная задача нашего метеоцентра — это наблюдения и обеспечение потребителей интересующей их информацией. Но именно они являются основой любых прогнозов, в том числе и в Интернете. Поэтому на любой станции ведущая роль принадлежит метеорологу, который эти наблюдения осуществляет.
В основном для этого используются автоматические метеостанции. Но и традиционные методы наблюдения за погодой не сбрасываются со счетов. Как и раньше, мы запускаем радиозонды. Правда, реже, чем в СССР, когда они взлетали над городом четыре раза в сутки. Сейчас периодичность составляет один раз, ночью. С наступлением грозового периода мы станем запускать зонды ночью и днём. Удовольствие это не из дешёвых: запуск одного такого «шарика» обходится государству приблизительно в 200 долларов.
По-прежнему востребованы метеорологические площадки, где наши метеорологи снимают показания с термометров, гигрометров и других механических устройств. С одной стороны, они играют роль дублирующих систем, с другой — служат отличным подспорьем для сравнительных наблюдений.
Полученные результаты могут разниться не только в пределах одного региона, но даже в пределах одного населённого пункта. Например, Гомеля. Уже давно никого не удивляет, что в одном районе города может идти проливной дождь, в то время как в другом — светить яркое солнце. То же касается и ветра, особенно шквалистого: где-то деревья валятся и крыши сносит, а буквально в нескольких километрах разве что ветки чуть сильнее качаются. И дело здесь не только в том, что Гомель за последние годы заметно разросся, но и в климатических особенностях районов, связанных с их экономическим потенциалом и географическим положением.
Датчик осадков Плювел заменил осадкомер Третьякова.
Взять, к примеру, Сельмашевский микрорайон, где много промышленных предприятий. Разумеется, там больше выбросов, выше концентрация аэрозолей в атмосфере. Это, конечно, не то, что принято называть парниковым эффектом, но конденсация водяного пара там заметно выше, чем, скажем, в Новобелице. Отсюда и более частые дожди. Оказывают влияние на погоду в отдельно взятом районе и близость реки (Шведская Горка или Любенский микрорайоны, увы, продуваются со всех сторон). Совсем другая картина в микрорайонах Хутор и Южный, где совсем неподалёку расположены лесопосадки.
Метеоролог, гидролог, агроном
— Само название организации говорит о том, что наши специалисты ведут не только метеорологические, но и гидрологические, и агрометеорологические наблюдения. Они являются фундаментом для составления рекомендаций и информации об условиях, сложившихся на территории области. Например, к середине марта озимые культуры повсеместно возобновили вегетацию. В связи с этим период весеннего кущения будет продолжительным, при надлежащем уходе это обеспечит формирование более плотного стеблестоя. Вместе с тем из-за понижения в последние дни температуры воздуха вегетация пока вялотекущая, поэтому нужно взвешенно подходить к первой подкормке посевов азотными удобрениями. Поступление более активного тепла начнётся с середины этой недели, что позволит увеличить темпы проведения полевых сельхозработ.
Наряду с метеостанциями в области работает сеть гидрологических постов. Они расположены на основных реках региона. Здесь измеряют уровень воды, её температуру, наблюдают за ледовыми явлениями. Кроме того, принимаются в расчёт снегозапасы в бассейнах рек. Здесь берут во внимание даже уровень снегозапасов на прилегающих к нашему государству территориях других стран. На основании полученных данных производятся расчёты. Которые уже сегодня показывают, что в этом году паводок в подтопляемых районах областного центра не превысит среднемноголетних значений.
Профессиональный праздник — День работников гидрометеорологической службы — установлен в Беларуси 23 марта. Соответствующий указ глава государства подписал в 2012 году. Установление этой даты совпадает со Всемирным метеорологическим днём, учреждённым Всемирной метеорологической организацией, в состав Глобальной системы наблюдений которой входит белорусская государственная сеть метеонаблюдений.
Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслава Коломийца
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram