Пока на предприятиях штаты маркетологов и рекламщиков бьются над тем, как сделать свою продукцию привлекательной для покупателя, молодые учёные в вузах тоже об этом думают. И изобретают порой что-то действительно своевременное. Результаты незаметной для большинства работы представляют на научных конференциях. Недавно в Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации прошёл шестой по счёту Международный форум молодых учёных «Молодёжь для науки и экономики: разработки и перспективы». В программе форума нашлось много полезной теории, в умелых руках вполне способной превратиться в практику.
На какую тему доклада ни взгляни, она выглядит актуальной. Например, «Перспективы развития туризма в Гомельской области» или «Теоретические и практические аспекты разработки бренда региона (города) как инструмента формирования его интеллектуального потенциала». Звучит сложно, но если разобраться, работа может оказаться полезной для тех, кто сломал уже немало копий в сфере агроэкотуризма и просто туризма. Ведь толп иностранцев на наших улицах по-прежнему не видно.
Не лучшие времена переживает сфера общественного питания. А в кооперативном изучают «Состояние и проблемы развития организаций общественного питания Гомельской области». Попутно можно пролистать «Тенденции производства и потребления картофеля, плодов и овощей в Республике Беларусь».
Доклады седьмой секции «Товароведение, экспертиза и конкурентоспособность товаров» и вовсе нужно издать отдельной книгой, которая может стать настольной у руководителей. Здесь и о конкурентоспособности белорусской мебели, и о рынке мясных продуктов, и о детском питании, и о качестве белорусского пива, ещё изучено производство отечественных холодильников, бытовой химии, кожгалантереи и других отечественных товаров.
Магистрант экономических наук, аспирант кафедры мировой и национальной экономики БТЭУ ПК Виталий Дорошко работает над программой, которая позволит любое предприятие сделать привлекательным для потребителя и таким образом повысить его прибыль. Сейчас молодой учёный исследует корпоративную и социальную политику кондитерской фабрики «Спартак». По теме «Ценностный анализ агентских отношений в репутационном проектировании организации» он собирается защищать кандидатскую диссертацию.
Виталий Дорошко.
Виталий Дорошко говорит, что психологическую реакцию потребителей на любые действия предприятия вполне можно спрогнозировать:
— Например, частная организация решила построить детскую площадку у вас во дворе. Нужно просчитать, насколько выгодным будет такое вложение. Для этого — оценить, сколько людей заинтересовано в том, что площадка появится. Сколько относится к такой идее положительно, сколько — нейтрально, а сколько — негативно. И определить, как возрастёт лояльность потребителей. В перспективе это приведёт к повышению объёма продаж. Потому что организация становится не просто производителем, а вашим полноценным социальным партнёром.
Речь идёт о долгосрочном стратегическом планировании. Для Беларуси, говорит Виталий, это новая тема. Крупные компании, вроде мобильных операторов, давно так делают, но их корпоративные наработки — коммерческая тайна. А этой разработкой может воспользоваться любое белорусское предприятие. Например, какой-нибудь региональный консервный комбинат, где имеют слабое представление даже о том, что такое эффективная реклама.
— Программа выстраивает стратегию действий с учётом финансовых возможностей. Поверьте, даже простое озеленение прилегающей территории может быть эффективным. Она полезна в плане повышения потенциала конкретного предприятия. Мы видим в нём простого производителя, а можем видеть прямого участника наших отношений.
Пока же ситуация в регионах такова, что предприятия хотят лидировать на рынке, но дальше категории «пиар» не продвинулись. А банально агрессивная реклама многих людей пугает. Сегодня нужно активно взаимодействовать с потребителями, госорганами, инвесторами, внешними рынками.
— Репутационное проектирование позволяет создать уникальную стратегию, которую невозможно скопировать. Заниматься им может и отдел маркетинга, уже существующий на большинстве предприятий, и специально организованное структурное подразделение, — говорит молодой учёный.
Аль-Хаммади Ахмед Анес Саид.
На конференции свои научные наработки представили и иностранные студенты. В БТЭУ ПК есть очная магистратура на английском языке. Сейчас там учатся два магистранта. Один из них, Аль-Хаммади Ахмед Анес Саид, выступил на тему «Мировой рынок деривативов».
Ахмед приехал учиться в Гомель из Йемена вместе с женой и ребёнком. До этого он получал образование в университете в Малайзии. А у нас окончит магистратуру и станет специалистом в области ценных бумаг.
У магистранта есть конкретная цель: по окончании гомельского вуза поехать в Саудовскую Аравию и трудиться в нефтяной компании, где сейчас работают его родители. Поэтому его кандидатская диссертация связана с повышением прибыли именно в этой компании.
Всего на форуме работали семь секций по разным тематическим направлениям, выступили больше 80 молодых учёных из Беларуси, России, Украины, Йемена, Таджикистана, Туркменистана, Бангладеш. Была организована онлайн-трансляция из Киевского национального университета технологий и дизайна. В итоговый научный сборник вошли 150 публикаций.
Заместитель декана учётно-финансового факультета, председатель Совета молодых учёных БТЭУ ПК Юлия Сидоренко:
— Кандидатские диссертации в области экономики всегда должны быть направлены на практическое применение. Иначе кандидат просто не сможет защитить работу. А мы показали именно наработки в рамках магистерских и кандидатских диссертаций, не ниже. У форума серьёзный уровень, это не просто студенческая научная конференция. Мы хотим соединить молодёжь и маститых, опытных преподавателей, учёных, которые могут увидеть все плюсы и минусы теоретических разработок наших магистрантов и аспирантов, есть ли перспективы внедрения в практику, если необходимо, скорректировать направление работы.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram