Гомельчан приучают мусорить правильно

Многие новшества в белорусском ЖКХ внедрялись в Гомеле и перенимались другими городами по всей стране. Здесь построили первый биомеханический завод, раньше остальных заварили мусоропроводы и начали устанавливать закрытые контейнерные площадки. Теперь вот приучают сортировать мусор жителей частного сектора. Как это работает, обсудили участники республиканского семинара, организованного Министерством ЖКХ.

ОТХОДОВ МНОГО. ЧТО ДЕЛАТЬ?

В частных домах проживают 62 тыс. человек, количество образуемых отходов огромное. В большинстве случаев с ними работают по устоявшейся схеме. Жильцов обязуют заключить договоры на вывоз и обезвреживание отходов со «Спецкоммунтрансом». Два раза в неделю при накоплении мусора хозяева подворий выставляют на обочину мешки с мусором, которые по графику забирает спецмашина. Раз в неделю она же освобождает установленные в конце улиц жёлтые контейнеры для вторсырья и раз в месяц вывозит крупногабаритный хлам. Плата за услугу небольшая — в среднем 1,58 рубля с человека. Минус этого метода в том, что многие жильцы в общий мешок, а иногда и в цветной контейнер сваливают весь мусор без разбора. Его приходится сортировать уже в других условиях, что ведёт к дополнительным затратам.

— Возможно, не все знают, что обязанность жильцов выбрасывать отходы раздельно закреплена законодательно, в противном случае можно получить штраф. Но и мы со своей стороны должны обеспечить гомельчан возможностью раздельного сбора отходов. Повсеместно устанавливаем жёлтые контейнеры, а там, где это невозможно, ищем другое решение, — пояснил генеральный директор Гомельского городского ЖКХ Виктор Кулаго.

КОНТЕЙНЕР В КАЖДЫЙ ДВОР

Что это за решение, стало понятно на улице Барыкина. Как раз в этот день у каждой калитки появились пластиковые контейнеры на колёсах. Их закупило предприятие «Спецкоммунтранс» и передало жильцам в пользование. Контейнеры двух типов: для смешанных коммунальных отходов и  вторичного сырья. Каждый домовладелец получил персональный фирменный календарь с графиком вывоза мусора от его дома на год вперёд. Всё, что требуется, к приезду спецмашины выкатить бак на улицу, а потом забрать его назад к себе во двор.

Принцип тот же, что и в других районах, но уже заметно повысилась дисциплинированность жителей при отделении различных видов отходов, утверждает Виктор Кулаго. К тому же эстетика городских улиц без мешков у обочины стала лучше. А экономический эффект по предварительным подсчётам составит 34 тыс. рублей транспортных расходов. Это из-за увеличения ёмкости контейнера для сбора вторресурсов и, соответственно, увеличения интервала их вывоза до одного раза в месяц.

Участники республиканского семинара по вопросам организации работы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

— И всё же, какие действия предпримет водитель, если увидит, что контейнер заполнили мусором, которого в нём не должно быть? К примеру, вместо вторичных материальных ресурсов жилец выбросил гнилые яблоки? — задал вопрос заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Кухарев.

— Он не станет забирать содержимое контейнера, а адрес нарушителя сообщит диспетчеру. После этого с домовладельцем индивидуально побеседуют. Пока воспитываем словом, хотя можем составлять протоколы и привлекать к административной ответственности (статья 15.63 КоАП — прим. ред). Штраф составляет от 5 до 50 базовых величин, — ответил Кулаго.

В настоящее время экспериментом охвачены улицы Барыкина, Хмельницкого, Крупской, Лепешинского, Кирова, Хмельницкого и Полесская — всего 700 домов. Для них было закуплено 1400 контейнеров. В  дальнейшем распространение практики будет поэтапным, по мере выделения под эти цели средств.

Эксперимент по раздельному сбору мусора отрабатывается на шести улицах Гомеля. Одна из них — улица Барыкина.

Однако уже сейчас на работу с частным сектором смотрят глубже. Готовы предложить жителям в пользование ещё и третьи контейнеры — специально для органики, о чём люди периодически спрашивают. Сейчас сгнившие овощи, ботву и прочие отходы с огородов органического происхождения они вынужденно компостируют, так как до сей поры «Спецкоммунтранс» их не вывозил. Однако впредь готов это делать за дополнительную плату.

Тем временем уже и применение органическим отходам найдено. В промышленном масштабе они могут стать основой для создания плодородного гумуса, пригодного, скажем для посадки деревьев. Об этом участникам семинара рассказали позднее.

В 5 КМ ОТ ГОМЕЛЯ

В кварталах многоэтажной застройки сбор отходов осуществляется на контейнерных площадках. «Спецкоммунтранс» уже начал их модернизацию. Продолжается закупка новых евроконтейнеров с закрывающимися крышками, по периметру площадок устанавливается ограждение. А где-то, как на улице Волгоградской областного центра, и навес, в результате чего зона для сбора отходов с улицы стала напоминать беседку. На таких площадках напоминание о необходимости разделять отходы располагают у входа. Но жильцы и сами уже это делают. Привыкли со временем.

Работы по благоустройству площадок ещё выше крыши. В своё время они приняли себе на баланс от районных коммунальных предприятий 578 контейнерных площадок, но санитарным требованиям в полной мере соответствуют пока только 90 объектов. Да и контейнеры требуют обновления. Всего их в городе более 7 тысяч, а некоторым уже по 15 лет.

В последний путь отходы отправляются на полигон, расположенный в 5 км от Гомеля в речицком направлении. Он был построен в 1968 году и проектировался на полвека, однако продолжает функционировать и сегодня. В прошлом году были приняты 200 тыс. т коммунальных отходов. Новые слои отходов, устилающие холм, нужно периодически пересыпать грунтом. Покупать его нерационально и логически, и экономически. И вот здесь участники семинара вернулись к теме возможного использования органических отходов.

Им показали созданную на полигоне площадку для компостирования органических отходов. Она была устроена согласно рекомендациям института «Белкоммунпроект». Представляет собой 6 буртов длиной по 110 м каждый, в который складывают такие отходы. Бактерии начинают свою работу и примерно через год отходы превращаются в гумус. Его и планируют использовать для пересыпки свалки. Правда, с площадки можно будет получить только 4 тыс. т в год, а требуется в пять раз больше. Расширить площадку невозможно, так как ограничена площадь всего полигона.

Владимир Кухарев, однако, считает, что были задействованы не все резервы. Он поручил совместно с облисполкомом проработать вопрос выделения земли под дополнительную площадку компостирования для нужд полигона.

А заодно рассмотреть вопрос использования такой плодородной субстанции при благоустройстве городских территорий. Например, после строительства новых домов устраивать новые газоны, высаживать деревья. Как это будет выглядеть, пока представить сложно, ведь кучи хоть и состоят по большей части из органики, но всё же пересыпаны другим мелким мусором наподобие бутылочных пробок. И жители явно не будут довольны, если этот мусор привезут в город обратно. Значит, нужно найти способ отделения его от органической массы.

ОСОБЕННОСТИ СОРТИРОВКИ

Из общей массы отходов вторичные материальные ресурсы извлекаются на экспериментальном биомеханическом заводе на улице Объездной, который был создан в 2013 году. В основном сюда поступают уже разделённые отходы от юридических лиц, преимущественно торговли, из пунктов закупки ВМР у населения, специальных баков с контейнерных площадок. Но частично обрабатывается и смешанный мусор. В основном вручную из массы извлекаются и сортируются по типам различные виды материальных ресурсов. Недавно открыли площадку для разборки крупной бытовой техники, на которую привозят старые холодильники из трёх регионов страны. Из них извлекают металл и полимер, остаётся только утеплитель. Сейчас совместно с Интитутом механики металлополимерных систем думают, как можно применить и его.

Как отметил директор ОАО «Спецком-мунтранс» Валерий Ткачёв, работа этого завода сразу позволила узнать, сколько вторсырья можно получить из мусора, ведь до этого работали ещё по советским нормативам. А с тех пор бумажная упаковка товаров в магазинах сменилась пластиком, получили распространение ПЭТ-бутылки, произошли и другие изменения.

В прошлом году завод получил на досортировку 34 тыс. т твёрдых коммунальных отходов, из которых удалось извлечь 19,2 тыс. т вторичных материальных ресурсов. Но высокий процент обусловлен не тщательностью сортировки, а скорее низкой долей переработки смешанных отходов. На предприятии непрерывно работает всего одна технологическая линия, больше отходов обработать не получается физически.

Впрочем, вынашиваются планы строительства в Гомеле второго, более мощного сортировочного комплекса. Там будут установлены уже полуавтоматические зоны сортировки, предусмотрено место для компостирования биомассы. Сроки строительства не называются, но речь идёт не о далёкой перспективе.

Часть полученных вторресурсов продаётся в качестве сырья переработчикам, часть используется самостоятельно. Например, вторичные полимеры поступают на обособленный участок ОАО «Спецкоммунтранс» на улицу Барыкина. В год здесь перерабатывается 1250 т сильнозагрязнённых полимеров.

Используется и собственное сырьё, и поступающее из других регионов. Здесь оно превращается в бордюры, канализационные кольца, люки различного назначения, дождеприёмники, тротуарную плитку.

Специфическая продукция пользуется хорошим спросом у организаций ЖКХ и строителей. Помимо пониженной стоимости учитывается защита изделий от воровства — они попросту никому не нужны, так как сдать их в лом не получится.

Население с удовольствием берёт кольца для санитарных выгребов и тротуарную плитку. Первые легко монтировать, так как не нужна спецтехника. Вторая хорошо подходит для благоустройства частных владений, она не промерзает при отрицательной температуре и не лопается в оттепель.

СВОИ КУЛИБИНЫ

В заключение выездной части форума гости осмотрели выставку коммунальной техники для сбора вторичных материальных ресурсов, используемой в Гомеле. Казалось бы, удивляться было нечему, ведь им показали такие же МАЗы, которые есть и в других городах. Но на поверку оказалось, что, например, съёмные пресс-контейнеры с системой мультилифт у «Спецкоммунтранса» самодельные.

— Раньше мы их покупали. Но быстро поняли, что нас не устраивает конструкция кузова предлагаемых моделей. Она оказалось слишком слабой, оборудование сгнивало за пять-семь лет. Тогда разработали и внедрили в производство собственную продукцию, качеством которой довольны, а главное, мы можем и в дальнейшем его повышать, — объяснил Валерий Ткачёв.

* * *

Опыт Гомеля в коммунальной сфере оказался интересен участникам семинара. Его обобщили на пленарном заседании. Не исключено, что какие-то наработки будут использованы в других городах местными чиновниками как перспективные или лягут в основу министерских нормативных актов для внедрения по стране. Если хоть часть из них станет основой целевых госпрограмм, то выиграют от этого и гомельчане.

Автор: Евгений Захаров. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights