Прокуратуру Гомеля интересует не только уголовное или гражданское право, но и состояние городских пляжей, детских игровых площадок и даже компенсационные посадки деревьев. Каким темам уделяется пристальное внимание, рассказал прокурор города Гомеля Юрий Булынко.
Корр.: Юрий Валерьевич, в этом году прокуратура проявила интерес к вопросам озеленения города. Что показала проверка?
– В нашем городе учёт зелёных насаждений ведут предприятие «Красная гвоздика» и администрации районов города. Нас заинтересовало, как они это делают. Проверка показала – плохо. Базы данных деревьев, растущих в коммунальных зонах и на дворовых территориях, имеют существенные недостатки, а где-то и вовсе не ведутся. Проверить те же компенсационные посадки в некоторых случаях оказалось невозможным. Информацию о выявленных нарушениях мы направили в Гомельский горисполком.
– В стране снова объявлена амнистия. Как много гомельчан попали под неё? Кто их будет контролировать по возвращении домой? Елена Фёдорова.
– Закон об амнистии вступил в силу только 25 июля. Посчитать число амнистированных, которые приедут в Гомель, пока сложно. Функции контроля возложены на милицию, но он нужен далеко не всем амнистированным.
Есть примеры, когда амнистия применяется со снятием судимости. Эти люди вернутся домой и будут жить как обычные граждане.
Есть категория судимых, и их большинство, которым по амнистии уменьшат назначенный срок лишения свободы на год. У них останется судимость, и они будут состоять на учёте в милиции, а прокуратура проверит качество осуществляемого за ними контроля.
Корр.: Какие меры по социальной реабилитации амнистированных лиц предпримет государство?
– Они определены давно и при чётком выполнении могут помочь человеку стать на ноги и жить честной жизнью. Помощь в восстановлении документов, временном предоставлении койко-места оказать легко. Главное, дать человеку источник постоянного дохода, чтобы он мог сам себя обеспечивать.
В Гомеле с этим не всё благополучно. Каждый год устанавливается бронь рабочих мест, на которые предприятия обязаны принять людей, отбывших наказание. Но при проверках выясняется, что из 150 выделенных мест хорошо если 10 занимают те, для кого они предназначались. В итоге люди вынуждены самостоятельно искать себе работу, а на это уходят месяцы. Кто-то не выдерживает испытания и снова совершает преступление.
Неоднократно приходилось слышать возражения нанимателей, что побывавшие в колонии ничего не умеют, а потому для них работы нет. Никогда в это не поверю. На любом предприятии есть места для неквалифицированного персонала, тех же дворников, разнорабочих и так далее. Ну а если человек чего-то не умеет – научите его.
О СОБЕСЕДНИКЕ. Юрий Булынко родился в 1978 году в Гомеле. После окончания юридического факультета Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины пришёл работать в прокуратуру Железнодорожного района Гомеля. Прошёл путь от стажёра до старшего следователя. Первое уголовное дело, расследование которого вёл, вспомнил без труда: «Сын убил отца. Накануне оба выпивали. Циничное по характеру, при этом примитивное по сути выяснение отношений». С более изощрёнными преступлениями приходилось разбираться, работая в отделе по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Гомельской областной прокуратуры, затем в должности прокурора Советского района Гомеля. В 2017 году возглавил прокуратуру города Гомеля.
Корр.: Гомельская область и областной центр постоянно на слуху из-за фактов коррупции. Хватает примеров в этом году?
– Увы, хватает. И здесь отрасль здравоохранения не на высоте. Комитет госбезопасности вскрыл преступную схему поставки в учреждения антисептиков. Взятки должностным лицам, ответственным за проведение закупок, носили системный характер. Список учреждений длинный. За решение в пользу конкретного поставщика люди брали по 100 или 200 рублей. Небольшие суммы, но ответственность будет очень серьёзная.
Аналогичная схема применялась при поставке городским предприятиям подшипников. Сейчас выявляются все причастные лица, которым впоследствии может быть предъявлено обвинение.
У всех на слуху скандал вокруг комбината школьного питания. Материалы в отношении директора КШП уже переданы в суд, на очереди заведующие производством школьных пищеблоков.
Поразительно, но после столь громкого скандала работники уже самих столовых продолжают воровать продукты из учреждений образования и попадаться на этом.
– В одной из городских школ разразился скандал по поводу фиктивного трудоустройства работника. Мне, как родителю, известно, что ни копейки из полученных таким образом средств директор себе не присвоила. Всё пошло на нужды школы. А раздули так, как будто расхитителя бюджета изобличили. Анастасия Ш.
– «Мёртвые души» периодически выявляются. В одной из школ Центрального района такой фиктивный работник числился на протяжении десяти лет. При этом директор утверждает, что ничего об этом не знала. Ответственность понесла её заместитель по административно- хозяйственной части. Такой же скандал потряс Новобелицкий район, где привёл к кадровым перестановкам в отделе образования.
Не нужно выступать общественным адвокатом человека, совершающего преступление. Сегодня из похищенных денег он купит рукомойники в школьный туалет, а завтра – себе путёвку на берег тёплого моря.
В нехорошо помянутом комбинате школьного питания тоже числились две «мёртвые души».
– Внук увидел рекламу развлекательной программы на ночном батуте. Ограничения «18+» там нет. Просит купить ему билет. Я не возражаю, но как отпустить его одного ночью? Надежда Фёдоровна.
– Пребывание несовершеннолетних вне дома без сопровождения взрослых после 23 часов запрещено. Если желаете сделать внуку подарок, идите на мероприятие вместе.
– Смотрю видеоролики, которые сбрасывают в интернет правоохранительные органы. Милиция просит узнать на изображениях людей, которые в магазине или другом общественном месте схватили забытый другим покупателем пакет или кошелёк, забрали его себе. Какие же они преступники? Раньше говорили, что упало – то пропало. Потерял, значит, сам виноват. Константин.
– Мы стали принципиально относиться к оценке таких действий. Человек понимает, что присваивает заведомо не принадлежащее ему имущество. А это не что иное, как кража.
Если вы сами нашли чужое имущество и не можете идентифицировать хозяина, отдайте его администрации магазина или отнесите в милицию. Человек вспомнит, где примерно забыл свой пакет с колбасой или мобильный телефон, и обязательно вернётся за ними.
– В своё время с удовольствием перешла на расчёты по банковской карточке. Одним из её преимуществ посчитала то, что карманники уже не смогут вытащить у меня кошелёк с настоящими бумажными деньгами. А как посмотришь телевизор, так оказывается, что и с карточки могут снять деньги. Причём хозяин их ещё и не сразу хватится. Мария Ивановна.
– Могу посоветовать только повысить бдительность. Число преступлений в сфере высоких технологий постоянно растёт. Из кримноваций нашего времени можно отметить облапошивание клиентов velcom. Преступник подходит к жертве на улице и просит на несколько минут мобильный телефон. Никому он звонить не собирается, но в течение минуты подключает услугу и сразу переводит себе на счёт кредитные 100 рублей. Абонент узнаёт об этом только через месяц, когда ему приходит смс с просьбой погасить долг с процентами. Таких ловкачей уже задерживали. На счету одного – 20 эпизодов.
Ещё один пример. Под разными предлогами у пользователей интернета просят фотографию их банковской карточки с двух сторон. Обычно на эту уловку попадаются покупатели интернет- магазинов. После отправки такой фотографии можете смело считать, что карточка вам уже не принадлежит. Вы сами отдали преступнику в руки всю идентификационную информацию.
Корр.: Юрий Валерьевич, почему при всех принимаемых мерах преступлений по «наркотической» статье становится только больше? Что не так?
– Ставлю высокую оценку гомельскому наркоконтролю, который выявляет и задерживает не только рядовых потребителей, но и закладчиков, и крупных дилеров, которые втягивают детей в это дурное дело. До поры до времени они чувствуют себя в безопасности, но наша милиция показала, что это ложное чувство.
Печально, что в распространение наркотиков вовлекаются подростки. Им обещают золотые горы и полную безопасность, но в итоге они не видят ни того, ни другого. Видят казённое учреждение. Ещё не было суда над девочкой из новобелицкой школы, которую в этот бизнес втянул её парень, тоже несовершеннолетний. Девочка из благополучной обеспеченной семьи. Когда решался вопрос об аресте, я спросил, чего же ей не хватало. Оказалось, денег на наращивание ногтей.
Мама в кабинете плакала. И есть отчего. Множественные эпизоды сбыта наркотического средства, группа лиц… При таком раскладе мама не увидит дочку много лет. Но она и сама отчасти виновата в случившемся. Нужно больше внимания уделять своим детям и не кивать на школу. Образование как раз всю нужную информацию до своих воспитанников доводит. И на живых примерах, и с приглашением сотрудников милиции, готовых ответить на вопросы. Дети знают об ответственности, но не осознают её тяжесть.
Родители должны контролировать круг общения детей. Начать хотя бы с изучения их телефонов. Тревожным сигналом должна стать иконка программы ViPole. Кроме как для связи курьера с наркодилером этот мессенджер особо не используется. Заставьте показать переписку в Telegram. Если найдёте там фотографии закладок, бейте в набат.
belkagomel.by. Фото: Мария Амелина, Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram