Ни для кого не секрет, что владение несколькими иностранными языками высоко ценится на рынке труда. Иностранный язык часто требуется для поступления в университет, экзамен по иностранному языку является обязательным для получения аттестата об общем среднем образовании. Более того, за последние несколько лет выросло количество уезжающих за границу для получения там образования или работы. Конечно, в этом случае без языка никак, а иногда одного бывает недостаточно. Целью для изучения языка может стать простое желание путешествовать, некоторых привлекает возможность прочесть любимые книги в оригинале.
Причины для изучения языков можно перечислять бесконечно, собственно, как и проблемы, с которыми люди сталкиваются в процессе. Однако одной из первых таких проблем можно назвать следующий факт: после долгих лет изучения иностранного языка в школе мы выходим практически ни с чем. Да, возможно, именно вам повезло, вы с лёгкостью можете спросить дорогу, поговорить о погоде, рассказать о себе, своем прошлом и возможном будущем. Но большинство выпускников школ еле-еле способны связать пару слов в короткое предложение.
Почему на курсах язык изучается быстрее, чем в школе и университете?
Рассказывает Юлия Сныткина, преподаватель чешского языка, белорусского языка и литературы.
На языковых курсах примерно за полтора года вы достигнете уровня В2, т.е. сможете выразить своё мнение не только о погоде, но и о политике, экономике, экологии, используя сложные конструкции. Для сравнения, в университете это займёт 4 года. Так почему же язык изучается быстрее на курсах, чем в школе и университете?
«На курсах маленькие группы, в которых всем нужен язык так же, как и тебе. Очень много коммуникации на языке, интересные парные и групповые задания. Это помогает быстро адаптироваться и держаться со всеми на одном уровне».
Дарья, 16 лет.
На курсах вы будете обучаться в небольшой группе (как правило, 5-10 человек) таких же, как и вы, заинтересованных и замотивированных людей. Если вам легко даются языки, вы не будете скучать, так как отстающие будут стараться держаться с вами на одном уровне. И напротив, если с языками вы никогда не дружили, вас потянут за собой преуспевающие. Как? – спросите вы.
Дело в том, что одна из методик, используемых преподавателями на курсах, – групповая или парная работа. В такой вид работы входят следующие упражнения: проверка выполненного самостоятельно задания, коллективное выполнение задания, объяснение правил, составление диалогов (рассказов), спонтанный диалог (разговор), игры и пр. При этом за одно занятие вы успеете поработать со всеми людьми в группе, послушать каждого и, таким образом, отработать грамматику и лексику, изученную на занятии. В школе же всё заточено на техническое выполнение заданий из учебника, и даже если есть работа в парах, то это работа только с вашим соседом по парте на протяжении всего обучения. На один вопрос, как правило, отвечает один ученик, т.е. контроль знаний остальных учащихся отсутствует. То же, как правило, характерно и для университета.
«На курсах более свободная атмосфера. Можно спокойно говорить, и даже если ты ошибёшься, плохую оценку тебе не поставят».
Ульяна, 15 лет.
На курсах нет оценок, как в школе и университете, но есть похвала за успехи. Тесты и проверочные работы, конечно, оцениваются, но в процентах, как и экзамен на сертификат. Отсутствие оценок помогает снять языковой барьер. Студенты быстро начинают свободно говорить, не боясь, что за возможные ошибки им поставят плохую оценку. Вместо неё они получат всего лишь тщательное повторение плохо усвоенного правила: объяснение и закрепление. В отличие от этого, в школе и университете есть установленная программа, которой нужно придерживаться, поэтому то, что вы когда-то упустили или не поняли, скорее всего, так и останется с вами двойкой в дневнике.
«На курсах всегда ненавязчивая атмосфера. Мы говорим обо всём, что нас волнует, по теме и нет, причём только на иностранном. Это очень мотивирует не останавливаться на достигнутом».
Юлия, 16 лет.
На курсах вы будете изучать язык в тёплой, уютной и ненавязчивой атмосфере, как будто вы проводите время с друзьями. На курсах мы, можно сказать, отдыхаем на изучаемом языке, т.е. вся коммуникация между преподавателем и студентами, между студентом и студентом происходит не на русском или белорусском, а именно на изучаемом иностранном. Исключение составляют первые несколько занятий, если вы учите язык с нуля. Таким образом, вы просто вынуждены как-то крутиться. В школах же коммуникация на языке, скажем так, не обязательна. Во многих школах на уроках иностранного ученики говорят на языке только во время выполнения упражнений.
«Мне очень нравится индивидуальный подход. Видно, что преподаватель заинтересован в успехе каждого, знает, как подобрать тот самый ключик, как замотивировать, чего не скажешь о школе. Даже тот самый плакат успехов, который всегда висит у нас перед глазами, помогает каждый раз стараться больше и видеть своё движение к цели».
Алексей, 16 лет.
Самое главное, что отличает изучение языка на курсах от школьного и университетского, – индивидуальный подход и мотивация. На первом занятии преподаватели говорят со студентами о целях изучения, об имеющихся пробелах (если изучали язык ранее), о предпочтениях в манере преподавания, методах и приёмах. Также используются анкеты для студентов, преподаватель изучает ответы и на их основе выстраивает примерный план работы с конкретной группой. Например, один и тот же материал объясняется несколько раз по-разному, чтобы понял каждый. Упражнения на закрепление также подбираются исходя из желаний и возможностей каждого из студентов. Кроме того, к преподавателю без проблем можно подойти после занятий и задать интересующие вопросы.
Однако всего этого это мало в моменты, когда у студента опускаются руки. Даже самые рвущиеся и способные иногда ни с того ни с сего теряют всякую мотивацию. В этом случае задача преподавателя поддержать и замотивировать обратно. Здесь в ход идёт всё: похвала, разговоры о будущем (на основе целей в анкете) с использованием слова «когда» и никогда «если», плакат успехов, на котором отмечается каждая маленькая победа в изучении языка.
Итак, что касается курсов и школы, здесь всё очевидно. Так что же не так с университетом и почему так долго? Всё так! За 4-5 лет обучения кроме самого языка вы также изучаете множество его аспектов (историю, словообразование и т.д.), поэтому выходите вы хорошим специалистом, однако нет гарантии, что говорить вы будете так же хорошо, как и выпускники курсов.
Источник: Redsale.by. Фото: unsplash.com
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram