Третьего декабря юбилей отметила Татьяна Степановна Филимончик. В особом представлении она не нуждается. Семнадцать лет руководила Советским районом, c 2008 по 2012 год представляла в белорусском парламенте Промышленный избирательный округ. Благодаря её инициативе и настойчивости Советский район одиннадцать лет подряд занимал первое место в городском смотре-конкурсе по благоустройству, пять раз становился победителем по социально-экономическим показателям. При этом никто и никогда не делал ей поблажек и снисхождения на то, что она женщина.
Известно, что о человеке лучше всего говорят его дела. А ещё коллеги, которые бок о бок проработали с ним не один год. И которые даже спустя много лет не скупятся на добрые слова в адрес того, с кем делили общие радости и горести. Сегодня о Татьяне Филимончик рассказывают люди, которые знают её с самых разных сторон.
«Авторитет завоевала раньше, чем получила высокую должность»
Игорь Краснов, директор Гомельского вагоностроительного завода:
— С Татьяной Степановной я познакомился в начале 80-х годов. Она работала технологом вагоносборочного цеха, меня же туда назначили мастером. Мы с ней делили один маленький кабинет. Поскольку задачей технолога было строгое соблюдение технологического процесса, а от мастера требовалось выполнить план любой ценой, иногда нам приходилось спорить друг с другом на повышенных тонах. Но принципиальность и неуступчивость тогда совсем ещё молоденькой девчушки внушали уважение. Татьяна Степановна всегда отстаивала до конца свою точку зрения. Причём делала это аргументированно, со знанием дела.
Ещё поражали её работоспособность и активность. Какое бы событие на заводе ни происходило, какое бы мероприятие ни организовывалось — Татьяна Степановна всегда была в числе непосредственных участников. Конкурсы художественной самодеятельности вела, в спортивных соревнованиях всегда участвовала. Она ведь хорошо в волейбол играет и стреляет очень даже прилично.
Откровенно признаюсь, поначалу я думал, что таким образом она просто выделиться хочет. Но очень скоро понял: она по натуре такая неугомонная. Ей всё надо, всё интересно. Не случайно коммунисты завода избрали её своим лидером. Именно лидером, потому что слово «секретарь» отдаёт канцелярщиной. А Татьяна Степановна всегда среди людей была, прислушивалась к мнению простого рабочего. Не просто знала проблемы многих, но и активно помогала их решать. Почти полвека с той поры минуло, но ветераны нашего завода до сих пор вспоминают Татьяну Степановну самыми тёплыми словами.
Это притом что в трудовых коллективах не очень жаловали коллег, променявших станок в цехе на кресло в кабинете. Иначе, как карьеристами, их не называли. Татьяну Филимончик сия участь миновала. Просто потому, что авторитет, несмотря на молодость, у неё появился задолго до того, как она заняла высокую должность.
«Для начальства была очень неудобным человеком»
Александр Беляев, экс-председатель Гомельского горисполкома:
— Двенадцать лет, начиная с 2000 года, мы работали с Татьяной Степановной в непосредственном контакте. Самое главное присущее ей качество — любовь к работе. Она из той когорты руководителей, которые работают на износ не ради карьеры, не для того, чтобы потешить собственные амбиции, а для достижения конкретных результатов. Татьяна Степановна очень принципиальный и целеустремлённый человек. За весь период совместной работы не припомню случая, чтобы какое-то своё начинание она не довела до логического конца. Несмотря ни на какие трудности!
Будучи главой администрации, она искренне любила свой Советский район. Не как административную единицу, а как место, где живут близкие ей люди. И относилась к его благоустройству соответственно. А вот для начальства она была очень неудобным человеком. Настойчивая, фонтанирующая идеями, полная решимости их реализовать — во всём, что касается работы, её можно назвать ершистым сотрудником. Но именно по этой причине работать с ней было безумно интересно и приятно.
Как-то пришла она ко мне с просьбой профинансировать часть работ по благоустройству сосонника — нынешнего парка «Фестивальный». Нет денег, говорю, и не проси. А она в ответ: поедемте со мной. Сели в машину, приехали. Когда увидел, во что превратилось заброшенное некогда место, был поражён. Аккуратные дорожки, скамейки, мостик, ухоженный пруд… С Речицкого шоссе этой красоты не было видно, поэтому я и не знал о переменах. А ведь на реализацию этой глубоко продуманной и профессионально воплощённой идеи, из городского бюджета глава районной администрации не попросила ни копейки. Значит, думаю, действительно все возможности исчерпаны, коль ко мне обратилась. Пришлось выделить недостающую сумму. Да и разве после такого откажешь?
Особенно ярко принципиальность и настойчивость Татьяны Степановны проявились во время её работы в Палате представителей. Мы вместе входили в комиссию по строительству, коммунальному хозяйству и торговле. Мало кто знает, что законодательные акты, запрещающие продажу пива в местах, расположенных рядом с объектами образования, а также ограничивающие рекламу этого напитка, принимались при непосредственном участии Филимончик. И чего ей это стоило, знает только она одна. Ведь бороться с так называемым пивным лобби очень не просто. Это под силу только целеустремлённым, сильным духом и уверенным в своей правоте людям. Таким, как Татьяна Степановна. Которую в буквальном смысле выставляли из кабинетов, но она тут же стучалась в другие. И проблему, имевшую государственное значение, всё-таки решила.
«Отличалась редким умением слышать подчинённых»
Михаил Шишков, с 2000 по 2012 годы первый заместитель главы администрации Советского района:
— Татьяна Степановна обладала редким, как мне кажется, даром для руководителя — умением слышать подчинённых. Даже если они выдвигали самые абсурдные, на первый взгляд, идеи. Такая вот диалектика: будучи в определённой степени авторитарным руководителем, всегда давала подчинённым возможность проявить инициативу.
Всем известна фигура ящерицы на камне у парка «Фестивальный». Не помню точно, кто первый выдвинул идею её создания, но предложение Татьяне Степановне сразу понравилось. Тут же было принято решение о реализации проекта. Дался он непросто. Бывали моменты, когда даже у меня опускались руки. Во-первых, отлить саму фигуру ящерицы оказалось делом нелёгким. Сами подумайте: чугун и проворное животное? Но нашли специалиста экстра-класса и проблему сняли. Второй трудностью оказался поиск места для композиции. Собрали в администрации настоящий худсовет, выслушали огромное количество предложений. Пока не появилось то, которое Татьяна Степановна одобрила и которое, в итоге, было воплощено в жизнь.
Дальше началось самое интересное. На базе Советского района должен был состояться республиканский семинар по благоустройству. К его организации и проведению все мы готовились очень тщательно. За день до начала семинара Татьяна Степановна мимоходом высказала сожаление, что уже готовую ящерку мы так и не установили. Дескать, столько сил потратили, а гости это чудо не увидят. Не помню уже, кому пришла в голову мысль сделать главе администрации сюрприз, но за её спиной мы решили установить ящерку ночью. Приступили к работе, и тут выяснилось, что хвост ни в какую «не ложится» на камень. Торчит вверх, как мы фигурку ни ворочали. Пришлось его подрезать, но к утру справились. И вот едет по тогдашнему Речицкому шоссе автобус с участниками семинара, Татьяна Степановна в роли гида рассказывает о том, что удалось сделать, что ещё планируется. И вдруг все припадают к окнам — увидели на камне ящерицу. А Татьяна Степановна, как сама потом рассказывала, в растерянности. Откуда? Но быстро сообразила, что это мы «нашалили».
Это я к тому рассказал, что на своём веку редко встречал руководителя, которому подчинённые старались бы сделать приятный сюрприз. От чистого сердца, в знак безмерного к нему уважения.
«Очень отзывчивая и скромная в быту»
Наталья Жгирова, бывшая заведующая отделом образования администрации Советского района:
— Впервые с Татьяной Степановной я познакомилась, когда работала в отделе образования Советского райисполкома молодым инспектором. Тогда в Гомеле открылся первый магазин обуви «Белвест». Кто застал те времена, помнит, что в начале 90-х дефицитные товары распределялись по специальным приглашениям или спискам. Обувь как раз считалась таким товаром. На дворе стояла середина мая, и глава района, решая, кто же в первую очередь станет обладателем социально значимой продукции, пришла к выводу, что это право надо предоставить выпускникам школ. Так вышло, что формировать списки счастливчиков пришлось мне. Помню, тогда ещё подумала: «Надо же, столько хлопот у человека, а о школьниках заботится как о собственных детях».
Гораздо более тесные отношения у нас сложились, когда мы обе ушли на заслуженный отдых. Сблизила нас сначала совместная работа в Союзе женщин, а затем учёба на богословских катехизаторских курсах при Гомельской епархии. За эти три года я не то, чтобы заново открыла для себя Татьяну Степановну, а скорее лишний раз убедилась в том, какой это сердечный и отзывчивый человек.
На курсах при епархии вместе с нами учились несколько пенсионерок, которым в силу возраста было не просто добираться к месту учёбы. И тогда Татьяна Степановна вспомнила о своём водительском удостоверении, полученном очень давно. Взяла у мужа несколько уроков практического вождения, освежила в памяти требования ПДД и стала возить нас на курсы и обратно.
Самое интересное, что, будучи одним из авторитетнейших людей города, а впоследствии став парламентарием, Татьяна Степановна оказалась очень скромной в быту. В этом я убедилась во время совместной паломнической поездки на Святую землю.
Проживая с ней в различных гостиницах, я имела возможность наблюдать, насколько она непритязательна к себе и в то же время внимательна к окружающим. Там же случилась история, очень хорошо, на мой взгляд, характеризующая Татьяну Степановну.
Есть в Израиле место, где мошенники-арабы, притворяясь инвалидами, клянчат деньги. Гиды нас предупредили, что это обман, что нельзя верить даже самым разнесчастным на вид попрошайкам. И самое главное — в этом месте ни в коем случае нельзя доставать кошелёк. Но Татьяна Степановна поступила наоборот. Не смогла, рассказывала потом, смотреть безучастно на этих «обездоленных». Решила, как и положено православному человеку, подать им на жизнь. И тут же из её кошелька пропали 100 долларов. Конечно, она расстроилась. Но не из-за денег, не из-за самого факта кражи. Она просто понять не могла, как такое возможно на земле, по которой ступала нога Спасителя.
Источник: «Советский район»
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram