О доступности городской среды говорили участники семинара в автобусном парке №1. Гомельчане с инвалидностью высказали пожелания работникам общественного транспорта, которые полезно будет знать и пассажирам.
ЗАЕЗЖАЕМ ПЕРЕДОМ, ВЫЕЗЖАЕМ СПИНОЙ
Член совета общественного объединения «Инвалиды-спинальники» Сергей Бауманис рассказал, что сегодня каждый человек в коляске может с помощью мобильного приложения вычислить положение на карте и время прибытия на остановку нужного ему низкопольного автобуса. Дальше начинается ответственный этап посадки в транспортное средство.
— При подъезде автобуса к остановке мы устанавливаем визуальный контакт с водителем. Колясочник жестами показывает, его ли это маршрут, и если да, то нуждается ли он в помощи водителя. В идеале автобус подъезжает вплотную к бордюру, и человек в инвалидном кресле самостоятельно и без проблем попадает внутрь.
Сергей Бауманис.
Идеальными условия бывают не всегда. В городе есть остановки, куда автобус-гармошка не помещается по габаритам. Зимой почти повсеместно у бордюров образуются наносы снега, препятствуя близкому подъезду. В этом случае водителю лучше отъехать от бордюра ещё дальше, давая инвалиду пространство для манёвра у дверей. Если ступенька невысокая, физически крепкий человек в коляске справится самостоятельно и в этом случае. Но посторонняя помощь всё же лишней не будет.
Обращаясь уже к кондукторам, Сергей Бауманис попросил обратить внимание на возможные нюансы. Сначала инвалидное кресло нужно немного наклонить и поставить небольшие передние колёсики на пол автобуса, зафиксировать их там. Потом задними колёсами нужно упереться в ребро ступеньки и с усилием поднять человека внутрь, используя ступеньку как упор. Такой алгоритм действий позволяет исключить опрокидывание инвалидного кресла и травмирование человека.
— Ничего себе! — выдохнул работник парка, взявший на себя роль добровольного помощника при посадке инвалида в автобус. А ведь Сергей весит всего 60 кг. Бывают люди и помассивнее.
Нужно быть внимательным при оказании помощи колясочнику при посадке в автобус с отброшенной аппарелью. Она выглядит как плавный пандус, но только не для тех, кто пользуется устройством по назначению. На самом деле маленькие передние колёса коляски застревают в трёх местах: при въезде на аппарель, на её изгибе в середине и на границе аппарели с полом салона автобуса. При пересечении всех трёх препятствий перед коляски следует немного приподнять.
Внутри всё просто. В салоне каждого городского автобуса есть специальное место для инвалидной коляски, куда её следует установить против хода движения с упором мягкой спинки под голову и спину пассажира. Такое положение убережёт сидячего инвалида от травмы в случае резкого торможения.
— Обязательно предупреждаем водителя автобуса или кондуктора, до какой остановки будем ехать. Предупреждённый водитель в месте нашего назначения сам постарается подъехать к площадке так, чтобы обеспечить наиболее комфортный выход, — объясняет Бауманис.
А выход производится точно так же, с теми же мерами предосторожности. Что важно, спиной вперёд.
— Проблема не в транспорте и не в отсутствии желающих помочь, таких как раз абсолютное большинство. Нужно просто объяснять людям нюансы, о которых мы сегодня говорили. Проблема в том, что 80% спинальников не могут выйти из дома. Вот почему человек в коляске на улице — редкость, — указывает Сергей Бауманис. — Но эта ситуация меняется. Новые серии домов приспособлены для инвалидов, многие учреждения, торговые объекты оборудуются электрическими подъёмниками, закупается новый классный транспорт, так что мы будем вести более активный образ жизни и надеемся на движение навстречу.
ВОЗЬМИТЕ СЛАБОВИДЯЩЕГО ЗА РУКУ
Председатель межрайонной организации товарищества инвалидов по зрению Наталья Солохина начала своё выступление с просьбы к водителям и кондукторам самим прислушиваться к информации, которая поступает из устройства для объявления остановок. Часто бывает, что водитель отвлекается, пропускает одну-две остановки, а потом по инерции нажимает кнопку автоинформатора, не обращая внимания на содержание записи. Сама Наталья оказалась в такой ситуации буквально накануне семинара, проехала нужную остановку и опоздала на встречу к назначенному времени.
Следующая просьба была адресована уже кондукторам. Как оказалось, между незрячими и слабовидящими людьми и контролирующими оплату лицами возникают конфликты от недопонимания друг друга.
— Кондуктор задаёт вопрос об оплате проезда, просит показать удостоверение. Но незрячий пассажир при этом не понимает, что вопрос адресован именно ему. Спокойно положите ему руку на плечо и повторите свой вопрос, — объяснила Наталья.
Довольно часто кондуктор из самых лучших побуждений пытается помочь человеку с белой тростью и находит для него в салоне сидячее место.
— Не нужно говорить «садитесь» и подталкивать инвалида к сиденью. Мы не видим, куда садиться. Лучше подведите слепого к креслу и положите его руку на сиденье или на его спинку. Почему нельзя подталкивать? Слабовидящий человек опасается неизвестного маршрута движения. Если хотите помочь, возьмите его за руку, а сами идите чуть впереди. При входе в автобус вы подниметесь на ступеньку, и человек поймёт по вашим движениям, что нужно подняться тоже. Это работает и при спуске со ступеней.
Рекомендации с такими непонятными зрячему человеку несложными правилами получили все водители. Но главную просьбу инвалидов по зрению на сегодня они исполнить не могут. Это в компетенции городских властей и руководства предприятий-перевозчиков. А именно — оборудовать автобусы и троллейбусы звуковыми индикаторами на дверных проёмах. Тогда, используя специальное мобильное приложение, а оно есть у каждого члена товарищества, человек с белой тростью сможет самостоятельно заходить в нужный ему общественный транспорт.
— Сегодня в наших рядах много молодёжи, которая не замыкается в четырёх стенах. Мы встречаемся, занимаемся спортом, танцуем и даже играем в настольный теннис, ориентируясь на звук. То есть много передвигаемся по городу, и хотим делать это с комфортом, не привлекая к себе излишнего внимания, — подытожила Наталья Солохина.
Автор: Евгений Захаров. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram