Городские власти рассмотрели план мероприятий по обеспечению дорожной безопасности в Гомеле на 2020 год. Подобный документ каждый год принимается в работу. Учитывая возможности бюджета, в новый план вошли только самые необходимые меры, зато спрос за их исполнение будет серьёзным.
Сначала цифры
На 1 января текущего года в Гомеле числилось 172 тыс. автомобилей, что на 1,4 тыс. больше, чем годом ранее. Вместе с тем, количество дорожно-транспортных происшествий не увеличилось: было 122, а стало 121. Однако с 7 до 11 выросло число смертей участников движения в результате аварий.
Для выработки мер безопасности дорожного движения при Гомельском горисполкоме создана постоянная комиссия. Она, в том числе, рассматривает план инженерных мероприятий по оборудованию дорожной сети областного центра. На этот год в нём значилось 21 мероприятие. Выполнить удалось 15, сообщил начальник отдела ЖКХ Гомельского горисполкома Павел Млынарчик.
Больше конкретики
Заместитель начальника областного УВД Анатолий Васильев остановился на содержательной части этого плана, предложив её конкретизировать. По его информации, из года в год в перечень вносятся все желаемые мероприятия без оглядки на возможности бюджета. В результате средства распыляются, а план систематически не выполняется. При этом наиболее ёмкие его пункты просто переписывают на следующий год. Так, строительство площадки отстоя автобусов и парковки для посетителей у кожно-венерологического диспансера кочует из документа в документ с 2013 года, реконструкция улицы Шевченко – с 2015-го. Вместо этого нужно прописать на год конкретные адреса, за которые в конце отчётного периода будет с кого спросить, считает Васильев, и члены исполкома с ним в принципе согласны.
Это не означает, что финансово ёмкие мероприятия вообще вычеркнут из списка. Как сообщил мэр Гомеля Пётр Кириченко, переустройство улицы Шевченко включено в программу капитальных вложений 2020 года. Разработан проект, который прошёл экспертизу. В 2021 году планируется соединить напрямую улицы Ефремова и Крупской. Оба объекта будут реализованы по прямому поручению и при финансовой поддержке облисполкома.
Кусты или металл?
К выполненным мероприятиям по повышению безопасности движения отнесли текущий и капитальный ремонт дорожного покрытия, объём которого существенно превысил прошлогодний, строительство ограждений и устройство дополнительного освещения на нерегулируемых пешеходных переходах.
Эта работа продолжится и в будущем году. Составлен перечень участков улиц, где люди переходят дорогу в неположенных местах. Требуется установка ограждений. Начальник городского отдела ЖКХ Павел Млынарчик выступил с идеей использовать для этой цели кустарник. Однако особого восторга предложение не вызвало.
– Пока молодые кусты вырастут, люди их просто вытопчут. В Новобелицком районе уже пытались заменить металлическую изгородь живой, но это не помогло. А вот когда поставили ограждение, люди стали переходить дорогу в отведённом для этого месте. Это теперь кусты выросли, набрали силу, и турникет действительно можно убрать. Декоративный кустарник с эстетической точки зрения смотрится выгоднее, но сразу после посадки отведённую ему роль не выполняет, – поделился личным опытом Пётр Кириченко.
А начальник отдела организации дорожного движения ГАИ УВД Руслан Колесников добавил, что в зоне приближения к переходу или перекрёстку высота живой изгороди не должна превышать полметра для обеспечения обзора водителям. Это означает, что кусты придётся постоянно подстригать, но дойдут ли у исполнителей до этого руки? Кроме того, полуметровый куст перестанет быть существенным препятствием для пешехода, который решит срезать угол. Такой кустик просто перешагнут.
Плюсы и минусы «горбатых» переходов
Для снижения скорости транспорта перед нерегулируемыми переходами предлагают монтировать искусственные неровности, сами переходы делать на повышенном по отношению к проезжей части уровне.
– Такой переход напоминает водителям о том, что на дороге они не главные. Риск наезда на пешехода снижается на 90%. А для пешеходов плюс состоит в том, что в случае дождя его не подтапливает, вода стекает на дорогу, – привёл доводы в пользу «горбатых» переходов Павел Млынарчик.
– Минус состоит в том, что при каждом торможении и новом разгоне в атмосферу выделяются выхлопные газы, возрастает нагрузка на экологию. Если в определённое время переходом не пользуются, водители проезжают его в обычном режиме накатом. Но если придётся переезжать препятствие, то тормозить и разгоняться будет каждый автомобиль независимо от необходимости, – заметил Пётр Кириченко. – Поэтому повышать уровень переходов нужно не повсеместно, а там, где это действительно необходимо из соображений безопасности. Список таких переходов автоинспекторы должны разработать совместно с коммунальниками и экологами.
Островки безопасности
Для широкополосных магистральных улиц существует и альтернатива искусственным неровностям. Это островки безопасности на разделительной полосе, где пешеходы могут переждать поток транспорта до следующего разрешительного сигнала, если не успевают пересечь дорогу полностью. Они несколько сужают проезжую часть, что также заставляет водителей снижать скорость, но при этом щадит подвеску их автомобилей.
Руслан Колесников обратил внимание присутствующих на то, что островки безопасности сегодня не обязательно строить с применением бордюров и тротуарного покрытия. Существуют мобильные резиновые изделия, которые крепятся к дороге. При необходимости они могут быть легко перенесены в другое место, если по месту первой установки окажутся не нужными.
Надо добавить света
Продолжается оборудование нерегулируемых переходов дополнительной подсветкой. Сегодня уже и в нормативах прописано, что свет на переходах должен быть в 1,3 раза ярче обычного уличного. Павел Млынарчик провёл целое исследование на предмет того, как лучше будет видно человека на дороге – если повесить фонарь до перехода, над ним или после. Оказалось, что это пока не главная проблема.
– Ещё в октябре прокуратура инициировала объезд городских улиц в тёмное время суток. Зафиксировано, что как минимум сорок пешеходных переходов вообще не освещены, хотя опоры имеются. За прошедшее время выявленные нарушения не устранены. Поэтому монтируя новые светильники, следует помнить и о старых, которые находятся на балансе, содержать их в исправности. За день до нашего обсуждения на улице Кожара на переходе сбили женщину. Она шла по правилам, но переход был тёмным, и её поздно заметили, – рассказал прокурор Гомеля Юрий Булынко.
За «мажорами» наблюдают
Наиболее аварийными улицами в текущем году стали Советская (18 ДТП), Ильича (8), Речицкий проспект и Кирова (по 6), Хмельницкого (4). В этой связи вспомнили резонансное ДТП на Советской, когда водитель БМВ совершил смертельный наезд на учительницу, другой причинил тяжелейшие травмы и сам погиб. После этого скорость движения по Советской улице ограничили 50 км/ч. Члены исполкома поинтересовались эффектом от этой меры.
– Ежедневно к ответственности за нарушение скоростного режима привлекаются около 30 водителей, но все они превышают скорость не более чем на 20 км/ч, то есть это люди, которые привыкли передвигаться по городу со соростью 60 км/ч и в своём большинстве являются законопослушными, – признал начальник межрайонного отдела ГАИ Николай Кухаренко.
Виновник той аварии летел на жёлтый со скоростью не менее 130 км/ч. Такие больше не попадались. Однако стало известно, что в УВД выделен специальный сотрудник для отслеживания сайтов в Интернете, куда молодые «мажоры» выкладывают свои скоростные приключения на мощных дорогих автомобилях. За каждым из «пилотов» будет установлено особое наблюдение.
По итогам обсуждения городской план мероприятий решено переработать с учётом предполагаемого финансирования технических новаторств. Оставят самое важное. Профилактические, контрольные и другие действия, которые и так входят в компетенцию ГАИ, оставят за скобками. Решено не класть лишний раз на бумагу то, что и так само собой разумеется.
Автор: Евгений Захаров. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram