Создательница движения больничных клоунов в Гомеле Марина Ермакова искренне рассказывает о своём прошлом, рассуждая, что важнее для достижения успеха — талант или упорство. Уверены, её пример вдохновит многих сделать шаг навстречу занятиям, на которых ещё в детстве поставили крест.
Марина Ермакова, психолог, магистр психологических наук, создатель и руководитель Благотворительного общественного объединения «Больничные клоуны Фанни ноуз», которые на протяжении одиннадцати лет посещают детские отделения страны, чтобы улучшить эмоциональное состояние маленьких пациентов и их родителей.
Марина Ермакова
Марина много внимания уделяет образованию и творческому развитию, психологическим аспектам взаимодействия с детьми. Любит активные виды спорта, рисование, танцы. Не боится начинать новую деятельность с нуля и считает, что абсолютно всему можно научиться. Ей — слово.
Они говорят
Признаюсь, никогда не считала себя талантливой. Скажем так: считала, что у меня нет никаких способностей, что я не могу достигнуть успеха, и вообще, что не могу проявить себя. А всё потому, что в этом меня убедили окружающие взрослые.
Приведу простой пример. В детстве у меня был лишний вес и, конечно же, гимнастика, шпагат и танцы оставались за закрытой дверью. Даже обычные занятия физкультурой в школе заканчивались слезами. Я с трудом запрыгивала на «козла», получала мячом в голову, висела колбаской на канате, пока одноклассники бросали в спину что-то типа: «Куда ж ты лезешь…?».
Малоприятная история.
Как вы понимаете, я была убеждена: спорт — это не моё.
При этом мечтала о красивом стройном теле, накачанных и сильных руках, тонкой талии и растяжке. Верила в фею, которая взмахом волшебной палочки сбросит 15-20 килограммов, и я дальше смогу есть всё подряд.
Или другой пример. Мне было 8, когда решила пойти в кружок рисования. Учитель на первом же уроке попросил нарисовать натюрморт, а потом сказал: «У тебя плохо получается. Не приходи больше». И я поверила в то, что у меня нет никакой способности к рисованию и следующие лет десять боялась взять в руки кисть.
Про занятия музыкой и пением вообще молчу: медведь на ухо наступил. Мама говорила: «Когда ты начинаешь петь, я перестаю узнавать песню».
Зато мой брат был во всех смыслах молодец: стройный спортивный мальчик хорошо учился, красиво рисовал, играл на музыкальных инструментах. Мне казалось, что родители несправедливо распределили между нами гены, определяющие таланты.
На этом можно было бы закончить, но я решила поставить над собой несколько экспериментов.
Марина в 2020 году
Как вы понимаете, я была убеждена: спорт это не мое, мечтая о красивом стройном теле, о накаченных и сильных руках, о тонкой талии и растяжке. При этом верила в фею, которая взмахом волшебной палочки сбросит 15-20 килограммов и я дальше смогу есть все подряд.
Или другой пример. Мне было 8, когда решила пойти в кружок рисования. Учитель на первом же уроке попросил нарисовать натюрморт, а потом сказал: “У тебя плохо получается. Не приходи больше”. И я поверила в то, что у меня нет никакой способности к рисованию и следующие лет 10 боялась взять в руки кисть.
Про занятия музыкой и пением вообще молчу: медведь на ухо наступил. Мама говорила: “Когда ты начинаешь петь, я перестаю узнавать песню”.
Зато мой брат был во всех смыслах молодец: был стройным спортивным мальчиком, красиво рисовал, играл на музыкальных инструментах, да и вообще хорошо учился. Мне казалось, что родители несправедливо распределили между нами гены, определяющие таланты.
На этом можно было бы закончить, но я решила поставить над собой несколько экспериментов.
Я говорю
Примерно к тридцати годам чётко усвоила: моя главная способность — стальной характер. Знакомые восторгались: «Восхищаюсь упорством!», «Ты вдохновляешь…», «Ты очень целеустремленная…» А мне просто стало интересно, смогу ли добиться результата через ежедневную работу над собой.
За пару лет избавилась от 30 килограммов лишнего веса. Признаюсь, мне стоило это больших усилий. Правильное питание, тренажерный зал, утренние пробежки…
И вот уже со стройной талией пластично двигаю бёдрами в ритме кубинской сальсы. Оказывается я «слышу» музыку, чувствую ритм и могу танцевать. Ого! Всё это придало мне уверенности, и я решила попробовать то, что казалось недоступным в детстве.
Из последнего. Бросила себе вызов — создать восемьдесят рисунков разной сложности. Каждый день рисовала и публиковала их в своём аккаунте инстаграм. Примерно к тридцать седьмому рисунку мне «снесло крышу» от того, что у меня получается. Я стала увереннее держать карандаш в руке, больше понимать про акварель, не бояться ошибиться.
Скриншот с доски Марины в Pinterest
А вскоре стали появляться комментарии: «Я не верю, что ты никогда не рисовала», «Где ты училась?», «Каждый день ждём твоих рисунков», «У тебя здорово получается». И я поняла, что могу рисовать. И в принципе могу освоить всё, за что возьмусь с одним «но»: нужно приложить чуть больше усилий и времени… чем брату.
Что говорят эксперты
Однажды мне в руки попала любопытная книга американского психолога Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Автор пишет, что наш успех напрямую зависит от установок. Проще сказать «мне это не дано», «я не умею», «легко тебе, у тебя есть талант», чем сделать над собой усилие и научиться. Такая установка может быть свойственна не только людям, которые не считают себя талантливыми, но и одарённым. Они верят в свои способности как в дар, чувствуют себя уникальными людьми и бояться ошибиться.
Кэрол предлагает во всём использовать слово «пока что». Она рекомендует родителям и учителям в ответ на неудачу говорить: «Пока что у тебя не получилось, но в следующий раз будет лучше». При такой установке любая попытка ценна.
Ещё из книги «Гении и аутсайдеры» Малькольма Гладуэлла я узнала о том, что один из факторов успеха в творчестве — серьёзный вклад в саморазвитие. Канадский журналист основывался на исследованиях, проводимых в академии музыки в Берлине, которые подтвердили, что количество часов практики у студентов-скрипачей напрямую связано с их успешностью.
«К 20 годам у лучших студентов в общей сумме набиралось 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8000, а будущие учителя музыки репетировали не более 4000 часов», — озвучил цифры Малькольм.
Таким образом понятие «10 000 часов» вошло в мою жизнь как один из способов достижения успеха, хотя мой опыт говорит, что времени требуется гораздо меньше — ровно столько, насколько вы мотивированы.
Поэтому, я, конечно, за упорство! И мне приятно думать, что конечная цель — это не предел. Обучение длится всю жизнь, а процесс приносит удовольствие. И чтобы найти в себе талант, нужно хорошенько потрудиться.
Автор: Марина Ермакова. Фото: личный архив автора
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram