Что важнее в раскрытии потенциала: талант, упорство и при чем здесь обидные слова в детстве

Создательница движения боль­ничных клоунов в Гомеле Мари­на Ермакова искренне расска­зывает о своём прошлом, рассу­ждая, что важнее для достиже­ния успеха — талант или упор­ство. Уверены, её пример вдох­новит многих сделать шаг навстречу занятиям, на которых ещё в детстве поставили крест.

Марина Ермакова, психолог, магистр психологических наук, создатель и руководитель Благотво­рительного общественного объеди­нения «Больничные клоуны Фанни ноуз», которые на протяжении один­надцати лет посещают детские отде­ления страны, чтобы улучшить эмо­циональное состояние маленьких пациентов и их родителей.

Марина Ермакова

Марина много внимания уделяет образованию и творческому раз­витию, психологическим аспектам взаимодействия с детьми. Любит активные виды спорта, рисова­ние, танцы. Не боится начинать новую деятельность с нуля и счи­тает, что абсолютно всему можно научиться. Ей — слово.

Они говорят

Признаюсь, никогда не считала себя талантливой. Скажем так: счи­тала, что у меня нет никаких спо­собностей, что я не могу достиг­нуть успеха, и вообще, что не могу проявить себя. А всё потому, что в этом меня убедили окружающие взрослые.

Приведу простой пример. В дет­стве у меня был лишний вес и, конечно же, гимнастика, шпагат и танцы оставались за закрытой две­рью. Даже обычные занятия физ­культурой в школе заканчивались слезами. Я с трудом запрыгивала на «козла», получала мячом в голову, висела колбаской на канате, пока одноклассники бросали в спину что-то типа: «Куда ж ты лезешь…?».

Малоприятная история.

Как вы понимаете, я была убеж­дена: спорт — это не моё.

При этом мечтала о красивом стройном теле, накачанных и сильных руках, тон­кой талии и растяжке. Верила в фею, которая взмахом волшебной палочки сбросит 15-20 килограммов, и я дальше смогу есть всё подряд.

Или другой пример. Мне было 8, когда решила пойти в кружок рисо­вания. Учитель на первом же уроке попросил нарисовать натюрморт, а потом сказал: «У тебя плохо полу­чается. Не приходи больше». И я поверила в то, что у меня нет ника­кой способности к рисованию и сле­дующие лет десять боялась взять в руки кисть.

Про занятия музыкой и пением вообще молчу: медведь на ухо насту­пил. Мама говорила: «Когда ты начи­наешь петь, я перестаю узнавать песню».

Зато мой брат был во всех смыс­лах молодец: стройный спортив­ный мальчик хорошо учился, кра­сиво рисовал, играл на музыкаль­ных инструментах. Мне казалось, что родители несправедливо распре­делили между нами гены, определя­ющие таланты.

На этом можно было бы закон­чить, но я решила поставить над собой несколько экспериментов.

Марина в 2020 году

Как вы понимаете, я была убеждена: спорт это не мое, мечтая о красивом стройном теле, о накаченных и сильных руках, о тонкой талии и растяжке. При этом верила в фею, которая взмахом волшебной палочки сбросит 15-20 килограммов и я дальше смогу есть все подряд.

Или другой пример. Мне было 8, когда решила пойти в кружок рисования. Учитель на первом же уроке попросил нарисовать натюрморт, а потом сказал: “У тебя плохо получается. Не приходи больше”. И я поверила в то, что у меня нет никакой способности к рисованию и следующие лет 10 боялась взять в руки кисть.

Про занятия музыкой и пением вообще молчу: медведь на ухо наступил. Мама говорила: “Когда ты начинаешь петь, я перестаю узнавать песню”.

Зато мой брат был во всех смыслах молодец: был стройным спортивным мальчиком, красиво рисовал, играл на музыкальных инструментах, да и вообще хорошо учился. Мне казалось, что родители несправедливо распределили между нами гены, определяющие таланты.

На этом можно было бы закончить, но я решила поставить над собой несколько экспериментов.

Я говорю

Примерно к тридцати годам чётко усвоила: моя главная способность — стальной характер. Знакомые восторгались: «Восхищаюсь упор­ством!», «Ты вдохновляешь…», «Ты очень целеустремленная…» А мне просто стало интересно, смогу ли добиться результата через ежеднев­ную работу над собой.

За пару лет избавилась от 30 кило­граммов лишнего веса. Признаюсь, мне стоило это больших усилий. Правильное питание, тренажерный зал, утренние пробежки…

И вот уже со стройной талией пластично двигаю бёдрами в ритме кубинской сальсы. Оказывается я «слышу» музыку, чувствую ритм и могу танцевать. Ого! Всё это при­дало мне уверенности, и я решила попробовать то, что казалось недо­ступным в детстве.

Из последнего. Бросила себе вызов — создать восемьдесят рисун­ков разной сложности. Каждый день рисовала и публиковала их в своём аккаунте инстаграм. Примерно к тридцать седьмому рисунку мне «снесло крышу» от того, что у меня получается. Я стала увереннее дер­жать карандаш в руке, больше пони­мать про акварель, не бояться оши­биться.

Скриншот с доски Марины в Pinterest

А вскоре стали появляться ком­ментарии: «Я не верю, что ты никогда не рисовала», «Где ты учи­лась?», «Каждый день ждём твоих рисунков», «У тебя здорово полу­чается». И я поняла, что могу рисо­вать. И в принципе могу освоить всё, за что возьмусь с одним «но»: нужно приложить чуть больше уси­лий и времени… чем брату.

Что говорят эксперты

Однажды мне в руки попала любопытная книга американского психолога Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Автор пишет, что наш успех напрямую зависит от уста­новок. Проще сказать «мне это не дано», «я не умею», «легко тебе, у тебя есть талант», чем сделать над собой усилие и научиться. Такая установка может быть свойственна не только людям, которые не счи­тают себя талантливыми, но и ода­рённым. Они верят в свои способно­сти как в дар, чувствуют себя уни­кальными людьми и бояться оши­биться.

Кэрол предлагает во всём исполь­зовать слово «пока что». Она реко­мендует родителям и учителям в ответ на неудачу говорить: «Пока что у тебя не получилось, но в следу­ющий раз будет лучше». При такой установке любая попытка ценна.

Ещё из книги «Гении и аутсай­деры» Малькольма Гладуэлла я узнала о том, что один из факторов успеха в творчестве — серьёзный вклад в саморазвитие. Канадский журналист основывался на иссле­дованиях, проводимых в академии музыки в Берлине, которые подтвер­дили, что количество часов практики у студентов-скрипачей напрямую связано с их успешностью.

«К 20 годам у лучших студентов в общей сумме набиралось 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8000, а будущие учителя музыки репетиро­вали не более 4000 часов», — озву­чил цифры Малькольм.

Таким образом понятие «10 000 часов» вошло в мою жизнь как один из способов достижения успеха, хотя мой опыт говорит, что времени требуется гораздо меньше — ровно столько, насколько вы мотивиро­ваны.

Поэтому, я, конечно, за упорство! И мне приятно думать, что конеч­ная цель — это не предел. Обучение длится всю жизнь, а процесс при­носит удовольствие. И чтобы найти в себе талант, нужно хорошенько потрудиться.

Автор: Марина Ермакова. Фото: личный архив автора
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights