Как клоун Кирюша помогал Владику, который родился раньше срока, встать на ножки

Марина Ермакова, основательница движения больничных клоунов Funny nose, теперь сама рассказывает про работу организации. Недавно они запустили проект “Особый подход: понимаю — помогаю”, чтобы сделать реабилитацию детей с особенностями психофизического развития в регионах более доступной. Клоун и специалист теперь ездят в семьи, где делают с малышами первые шаги, превращая скучные, монотонные занятия ЛФК в праздник.

 

Марина писала о движении клоунов и проекте, а сегодня расскажет историю молодой мамы и ее сына Владика. Несмотря на сложность темы, в статье нет шокирующих подробностей. Скорее, в ней есть надежда на то, что все будет хорошо.

Имена изменены. Фотографии публикуются с разрешения семьи.

***

Вечер пятницы. Клоун Кирюша, инструктор ЛФК, фотограф и я, каждый после своей работы, отправились в районный центр. Сегодня последнее десятое занятие с Владиком.

— Недавно уснул, — с сожалением в голосе сказала мама, открыв нам дверь.

Совсем молоденькая, маленькая и хрупкая, всегда со смущенной улыбкой и грустным взглядом. Ей всего 21, а она уже такая взрослая, такая храбрая.

Вера никогда не хотела рассказывать о себе. Но обычно, опуская взгляд в пол и мило улыбаясь, начинала говорить:

— У нас все хорошо. Хотя одной тяжело, конечно. Помочь некому, муж все время на заработках. Родители и сестра живут рядом, но поддержки от них мало.

Вера росла в детском доме, потом в школе-интернате. Получила образование цветовода-овощевода, работала в теплицах, пока не забеременела. Ребенка очень хотела, радовалась. Не знала тогда, что ее ждут большие трудности.

Мальчик родился раньше срока. Крошечный, совсем слабый. Мама тогда мало понимала в диагнозах и лечении, но на интуитивном уровне чувствовала, что ее руки —  это самое важное в спасении сына. Забота, нежность и безусловная любовь. Все то, в чем сама была обделена в детстве.

— Нас переводили из одной больницы в другую. Было очень страшно и тяжело. Я не понимала, что нас ждет…

***

Мы вошли в комнату. Влад, сидя на руках у мамы, открыл глаза и улыбнулся Светлане, инструктору ЛФК. Он хорошо ее знает, это десятое занятие. Малышу исполнилось уже два года, а реабилитация еще идет. Ходить он сам не может, ножки и спинка совсем слабые. Он с трудом встает, держась диван, и любопытно разглядывает нас. Очаровательная улыбка с ямочками на щеках не заставила долго ждать. Владик покорил меня еще в первый раз — две недели назад —  когда мы приехали знакомиться с семьей. Такой крошечный и такой очаровательный светловолосый мальчик.

— Нам важно укрепить мышцы спины, брюшного пресса, мышцы верхних и нижних конечностей. Я учу его стоять на коленях, вставать на ноги из положения сидя на корточках, сидя на опоре и стоя на коленях. Равновесие держит с трудом, но он очень старается, — объясняет инструктор.

Кажется, лежа на коврике, Владик совсем забыл, что сейчас ему предстоит тяжелая и напряженная тренировка. Он увлечен, наблюдая за фотографом. Разминка в пассивном режиме пока не вызывает негативных эмоций. Улыбка и интерес не сходят с его лица.

— Привык уже. Первое время сопротивлялся и совсем не слушал меня. Приходилось повторять много раз: “Владик, встань, Владик, сядь”. Злился, бросал игрушки в стену.

После пятого занятия ЛФК мальчик уже стоял на ножках без опоры. Ему это очень понравилось, кажется, придало сил. К десятому занятию мышцы немного укрепились, меньше страха упасть и удариться. Он чувствует себя увереннее в своих силах.

— Он сам стоит? Влад, ты сам!

Мама внимательно запоминает все упражнения, чтобы продолжать их делать без инструктора, самостоятельно. Она понимает, что десять занятий совсем не достаточно, чтобы начать ходить. Да, теперь для этого есть большие предпосылки, но нужно работать непрерывно.

***

Прошла половина занятия, когда больничный клоун Кирюша тихо и почти незаметно вошел в комнату и сел напротив Владика. У него в кармане мышонок. Мальчик впервые видит клоуна.

— А теперь ложимся на животик, —  говорит Светлана.

Кирюша достал мышонка и положил его на коврик животом вниз, старательно повторял все команды инструктора. Владик недоверчиво смотрит, привыкает, близко не подпускает.

Теперь стоя на коленях, он берет игрушки и перекладывает их в таз. От злости на тяжелое упражнение и по привычке бросает игрушку в стену и попадает в клоуна. Шлеп, Кирюша падает на пол. Смех. Следом летит еще одна игрушка, потом еще и еще. Кажется, лед тронулся. Контакт найден. Вот так тяжелые упражнения превращаются в игру.

— Можешь идти к маме.

Занятие окончено, все это время Вера не отрывала заботливого взгляда от сына. Казалось, заплачет, когда плачет он. Улыбалась, когда малыш смеялся вместе с клоуном.

Проходит еще минут двадцать —  Владик и Кирюша, уже сидя на коврике друг напротив друга, во что-то играют. Им слова не нужны, чтобы понимать друг друга.

Проект “Особый подход: понимаю — помогаю” реализуется на деньги Программы поддержки малых грантов Посольства США в Беларуси. Если вы живете в деревне или маленьком городе и вашему ребенку тоже нужна реабилитация, звоните +375-44-731-41-20.

Автор: Марина Ермакова. Фото: Евгения Писаренко

Читайте также:

Что важнее в раскрытии потенциала: талант, упорство и при чем здесь обидные слова в детстве

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights