Гомель в годы оккупации. Новые факты о злодеяниях нацистов

Открытая во дворце Румянцевых и Паскевичей выставка «Прощайте, люди…» стала поводом снова рассказать о зверствах нацистов в годы Великой Отечественной войны.

В школьных учебниках по истории Великой Отечественной войны всегда не хватало примеров «с соседней улицы». Их приходи­лось добирать из художественной литературы и фильмов, а кому повезёт — из рассказов воевав­ших родственников. Со временем слова «оккупация», «геноцид» и «холокост» стали затвердевать со всем остальным прошлым в сво­их книжных определениях. И уже мало кого удивляет, что сопрово­дительные иллюстрации часто не соответствуют описываемым событиям, они обязательно о другом городе, а то и другой стране.

На эту проблему обратили внима­ние в областной прокуратуре, музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля, государственных архивах Гомельской области. В апреле про­шлого года Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида белорусского народа. В ходе расследований и раскопок, проводив­шихся в том числе и в Гомеле, обнару­жились материалы, поразившие даже опытных историков. Их, как и неко­торые фотографии и документы из музейного и архивных фондов, а также частных коллекций сегодня впервые показывают на выставке «Прощайте, люди…». О том, как Гомель пережил 829 дней оккупации, беседуем с куратором выставки историком Юрием Панковым.

С кем прощался автор цитаты

— Вся редакция обратила внима­ние на вашу афишу. Обычно, когда речь о геноциде, только текст — название выставки, дата, адрес. Экс­понаты, видимо, остерегаются пока­зывать. А здесь даже не пришлось.

— Это надо сказать спасибо Татьяне Стасевой из художественного отдела. Задача была показать советских граж­дан у противотанкового рва перед рас­стрелом, причём и детей, и стариков. Для этого Татьяна взяла реальные фотографии, «сняла» силуэты и «расставила» их на афише. Деревья тоже отрисованы вручную.

Когда материалы для афиши ска­чаны из интернета, это рассеивает вни­мание. Потенциальный посетитель на них реагирует как «где-то я это уже видел». Думает, тоже мне выставка — и теряет интерес. Поскольку наш замысел — рассказать об оккупации не где-то в Беларуси, а в Гомеле, о еврей­ских гетто на месте современных райо­нов, о расстрелах вдоль главных маги­стралей города, афиша тоже должна была быть оригинальной.

— А в название выставки, судя по всему, вынесена чья-то цитата?

— Да. В оригинале звучит так: «Прощайте, люди — расстрел». Эту фразу мы нашли в материалах Чрез­вычайной комиссии по расследова­нию злодеяний нацистов в Гомеле. Об авторе известно только, что он работал на паровозоремонтном заводе, где его и арестовали. На том коротком отрезке, когда его везли на казнь, он и выкрик­нул эту фразу. Прохожие, выстроивши­еся вдоль дороги, её услышали, запом­нили и несколько лет спустя сообщили Чрезвычайной комиссии.

Последнюю часть цитаты мы не включили в название выставки: в оккупированном Гомеле люди гибли не только на расстрелах. Их пытали, морили голодом, держали в антисанитарных условиях, вешали, сжигали, взрывали и творили другие бесчин­ства. Мы не хотели ограничивать тема­тику выставки одним расстрелом — это было бы слишком снисходительно по отношению к нацистам. Здесь имел место настоящий геноцид.

— А как определить разницу между геноцидом и террором? Евреев — да, сгоняли в гетто, уничтожали по расо­вому признаку. О славянском населе­нии чаще говорят, что оно подверга­лось террору.

— Определение термина «геноцид» было дано в Конвенции о предупрежде­нии преступления геноцида и наказа­нии за него. Под геноцидом понима­ются определенные действия, совер­шаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Среди таких действий подразумевается не только убийство, но также причине­ние серьёзных телесных повреждений, предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных усло­вий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение.

Террор — это скорее устрашение путём физического насилия либо угроза расправы по каким-либо моти­вам. Публичное повешение на Рыноч­ной площади можно назвать актом террора, то есть устрашения мир­ного населения. А целенаправленные запланированные массовые убийства, простите, это уже не террор.

Стоит понимать, что в годы нацист­ской оккупации Германия воплощала планы как полного, так и частичного уничтожения людей. Еврейский народ массово убивали только за то, что они евреи, в то время как из представите­лей иных народов Советского Союза, в том числе и славянских, могли соз­даваться добровольческие формиро­вания, участвовавшие в карательных акциях против своих сограждан. С одной стороны, был полный геноцид, с другой — частичный. Новейшие раз­работки историков доказывают, что у Германии были планы по частичному истреблению и славянского населения на территории СССР.

Часто слышу, что нацисты сожгли белорусскую, украинскую, русскую деревню за то, что партизаны убили немецкого офицера. Мол, это террор, месть, но не геноцид. Тогда хочется попросить привести аналогичные при­меры из французской, бельгийской, голландской, датской истории Второй мировой войны. В этих странах тоже были оккупация и движения сопротив­ления. Сколько деревень сожгли там за убитого немецкого офицера? Вопрос, скорее, риторический.

Что сделали с гомельским гетто

— Известно, что еврейские гетто в Гомеле просуществовали совсем недолго. В столицах вроде Минска и Варшавы это были маленькие города, а у нас?

— В Гомеле было создано четыре гетто — одно в Новобелице и три в Советском районе: в Монастырьке, на улицах Новолюбенской и Быховской.

Первоначально евреев собрали в городском управлении (сейчас — здание педагогического колледжа им. Выгот­ского), указали носить жёлтые нашивки и отправили в гетто. Из-за скученности, антисанитарии, про­блем с продовольствием и регулярных мародёрских налётов жители гетто мас­сово гибли. И если в Минске или Вар­шаве евреи работали на предприятиях, то есть задействовались в экономике Третьего рейха, могли выстроить некое подобие внутреннего быта, здесь в этом смысла не увидели. Несколькими меся­цами позже, в начале ноября 1941 года, гомельские гетто ликвидировали: одних отвезли в тюрьму, других — в концен­трационный лагерь, но всех в резуль­тате убили. Евреев в городе не осталось.

Геноцид, хоть и частичный, продол­жился, но теперь против советских граждан. Важно отметить, что эти собы­тия не совсем тождественны.

— По какому принципу одних узни­ков направляли в тюрьму, а других — в концентрационный лагерь? И сколько таких учреждений было на территории Гомеля?

— Один из опрошенных Чрезвычай­ной комиссией свидетелей назвал один­надцать карательных органов, действо­вавших на территории Гомеля в период оккупации. Самыми страшными были ГФП — тайная полевая полиция и СД — служба безопасности, делившие между собой городскую тюрьму.

ГФП располагалась по улице Плеха­нова, 36 в здании бывшего детского сада. Здесь обычно пытали советских развед­чиков, диверсантов, коммунистов и дру­гих «политических», после чего рас­стреливали жертв в огороде, примыкав­шем к саду.

Служба безопасности пленных пытала, но не расстреливала. Измучен­ных узников затем определяли в тюрьму или концентрационный лагерь напро­тив. Советская аэросъёмка 1937 года запечатлела оба этих здания. Раньше городская тюрьма принадлежала НКВД, после оккупации её заняли немцы. Один корпус отдали ГФП, второй — СД, тре­тий — полевой жандармерии, четвёр­тый приспособили под гауптвахту для полицейских.

 Адреса погибших на карте Гомеля

— То есть карантинных лагерей в Гомеле не было? Жителей расстрели­вали, не покидая его пределов?

— Пересыльные лагеря были, но предназначались в основном для советских военнопленных. Для мир­ных жителей были концентрационные лагеря по ул. Советской и в д. Кобы­лянка Гомельского района. Ближе к освобождению города, во время при­нудительной эвакуации гражданского населения, также для них создавались пересыльные лагеря.

В Гомеле было несколько лагерей для военнопленных, но самый известный — Дулаг-121. Он находился на террито­рии бывших военных казарм. Сегодня там фабрики «Труд» и «8 марта».

Пленные в Дулаге-121 содержались в ужаснейших условиях, многие гибли. Значительная часть смертей, пришед­шихся на сентябрь 1941-го — январь 1942 года — это погибшие от голода, болезней и мороза узники лагеря. Мно­гие прибывали с фронта ранеными и больными и доживали здесь послед­ние часы. На всех мест в бараках не хватало: люди оставались на улице посреди зимней стужи, замерзали и засыпали.

Сохранился отчёт немецко­го офицера по фамилии Мар­шалл, инспектировавшего лагеря военнопленных на тер­ритории Советского Союза. В декабре 1941 года он приехал с комиссией в Гомель и зафик­сировал в своём отчёте, что в Дулаге (тогда ещё №220) содер­жится 12857 военнопленных, из них 2-3 тыс. — «кандидаты на смерть». Каждый день, сооб­щал Маршалл, в лагере умира­ет порядка 400 человек. Осно­ваний не доверять официаль­ному немецкому документу у историков нет.

Более-менее здоровых пленных заставляли работать на гомельских предприятиях, обслуживая нужды рейха. Узники помогали друг другу, обменивались личными вещами, даже наладили подобие внутренней тор­говли: расставляли между бараками лавки и приносили, кто что сможет. В основном, конечно, одежду и лич­ные вещи соседей, умерших накануне.

Дулаг-121 был распределительным лагерем — одних пленных привозили, других забирали. Для этапирования заключённых использовались откры­тые полувагоны или закрытые товар­ные. Ни то, ни другое, разумеется, не приспособлено для перевозки людей, тем более в таких количествах. Поезд ехал несколько суток. За это время из-за скученности и антисанитарии состав охватывала новая эпидемия. На очеред­ной станции двери вагона открывались — и высыпались трупы. Хоронить их было некому и некогда: оставляли так, прямо у железной дороги. Есть фото­графии, сделанные в районе сортиро­вочной станции Гомель, где рядом с рельсами лежат трупы советских воен­нопленных.

Умерших в Гомеле военнопленных хоронили во рву стрелкового тира на территории самого лагеря — это было проще всего. Остальных сбрасывали в противотанковый ров на 201-м кило­метре железнодорожной линии Гомель — Жлобин и возле клинкерного завода. Сегодня это территория Троллейбусного парка №1. Когда место заканчивалось, трупы отвозили к элеватору и в деревню Прудок, а также сжигали в специально оборудованных крематориях.

 Откуда взялись снимки гомельских расстрелов

— А где расстреливали узников городской тюрьмы? В лесах?

— В том числе. До 1943 года их увозили в Лещинский лес у Речицкого шоссе. Впоследствии этот участок вырубили, а парк Фестивальный заса­дили позже. Вот фотография, на кото­рой запечатлён процесс расстрела в Лещинском лесу. Я обменял её у одного коллекционера, а тот купил на немецком аукционе. На обороте фотографии написано по-немецки: «Лесной лагерь возле Гомеля, 1941 год». Фашисты имели обыкновение переименовывать улицы и объекты в оккупированных городах. В «лесной лагерь» была переименована воен­ная часть в Советском районе, где сегодня размещаются внутренние войска и МЧС. То есть это как раз район Лещинца.

— Как вы объясняете происхо­ждение таких фотографий? Это вид отчётности для немецкого началь­ства или что?

— Нет, это любительские снимки. По качеству видно, что техника непрофессиональная. Немцы их делали для себя, вроде как на память. Могли отправить родственникам в Германию. Но была и профессиональ­ная фотосъёмка.

— Возможно, это болезненное любопытство, но я спрошу. Как можно  фотографировать людей, стоящих со связанными руками над братской могилой?

— Для немцев не существовало этических и моральных рамок. Кроме того, расстрелами обычно занима­лись не рядовые солдаты и офицеры, а специально отобранные руковод­ством люди. В основном психиче­ски нездоровые, уголовники и кол­лаборанты, то есть те, для кого это безболезненный процесс. Понима­ете, даже среди нацистов не каждый сможет пустить пулю в ребёнка. Тут нужно, чтобы с головой было не в порядке. Некоторые такие исполни­тели детей убивали с особой жесто­костью. В том же Лещинском лесни­честве были найдены могилы, куда родители упали замертво, а детей закопали живыми.

С сентября 1943 года людей пере­стали вывозить на расстрелы за город и убивали прямо в тюрьме. Нужно было как можно быстрее замести следы перед возвращением совет­ских солдат и ликвидировать тюрьму. После войны только за один день работы Чрезвычайная комиссия нахо­дила сотню трупов.

 Почему Гомель считался конвейером смерти

— За что можно было попасть в немецкую тюрьму?

— Официальное обвинение предъ­являли не всегда. Часто немцы всего лишь искали повод, чтобы уничтожить очередную сотню людей. Вот, напри­мер, сотрудники паровозоремонтного завода. Тогда арестовали и расстреляли всю ночную смену, около 200 человек. С ними работал провокатор. Предложил сдать деньги в фонд поддержки Красной Армии — те и поверили. Ну, этот преда­тель доложил начальству, смену забрали, несколько часов пытали и убили.

На том же заводе работал пионер по фамилии Кучерявый. Ну, как рабо­тал — выполнял поручения взрослых, что ему по силам. Его сначала забрали в тюрьму, потом выкинули оттуда, и он бежал к партизанам. В Костюковке его снова задержали, увезли в Добрушский район и там расстреляли. Но мальчик выбрался из ямы и пережил войну. Эта и многие другие истории не вошли в мате­риалы выставки — к сожалению, нечем проиллюстрировать. Для нас главным критерием отбора было наличие доку­ментов и фотографий: нужно не просто рассказать, а показать.

Но узников действительно уничто­жали тысячами. Сюда свозили людей не только из окрестностей города, но из Черниговской, Брянской, Орловской, Смоленской областей. Такое ощуще­ние, что Гомель был конвейером смерти. Сотни мирных жителей погибли при  эвакуации населения накануне освобож­дения города. Тех, кто мешкался и не хотел покидать дом, убивали на месте. За день до прихода Красной Армии эва­куированных жителей — детей, жен­щин, стариков — собрали в концентра­ционном лагере на Будённого (сейчас — Барыкина) и взорвали. Из-за руин доносился плач ребёнка: «Мамочка, папочка, спасите!» — так, по словам выживших, он кричал.

— Как вам удалось сохранить пси­хическую устойчивость, работая над выставкой? Не у каждого нервов хва­тит каждый день читать такие вещи.

— За годы работы с такими мате­риалами вырабатывается иммунитет. Понимаешь, что твою работу за тебя никто не сделает, и продолжаешь пои­ски — это ведь важное и нужное дело, даже необходимое.

Хотя историей оккупированного Гомеля я интересуюсь ещё со студенче­ских времён, на подготовку выставки нам отвели относительно немного вре­мени. Утром приходишь на работу, погружаешься в тему и работаешь, не отрываясь. Поднимаешь голову — уже темно и пора домой. И так каждый день. Если экспозиция заинтересует школьни­ков, молодёжь — значит, всё было не зря.

Автор: Светлана Соколова. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Прокурор Гомеля напомнил о преступлениях времен войны и рассказал, почему поисковикам будет нелегко

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights