С представителями этой профессии люди сталкиваются в самые драматичные моменты своей жизни. И каждому из нас, конечно, хотелось бы, чтобы таких встреч было как можно меньше. Но когда умирает родной или близкий человек, его необходимо достойно похоронить. Тут-то и вступают в дело ритуальные агентства. Повезло, если это профессионалы своего дела. Но нередко случается и по-другому. Как устроен похоронный бизнес, какие неприятности могут поджидать родственников умершего и сколько на самом деле стоят похороны. Сегодня наш разговор с директором похоронного дома «Архангел» Игорем Бенесевичусом.
В похоронный бизнес Игорь пришёл 20 лет назад. Создавал своё дело с нуля. Из инвестиций на начальном этапе у него был лишь опыт работы санитаром в морге. Начинал, вспоминает, с копки могил и помощи в решении организационных вопросов. Сегодня — он директор предприятия, которое организует похороны «под ключ» со своим производством и всей необходимой инфраструктурой.
– В 1995 году у меня умер папа. Приехали на Спецкомбинат – единственную на тот момент официальную организацию в городе, занимающуюся похоронами, а там гробов нет. Вот такое было время, даже гробы в дефиците, – вспоминает Игорь. – В итоге пришлось заниматься всем самому: поехал на пилораму, там сделали гроб, потом искал ткань, которой можно было его обить. Транспорта тоже не было, бегали по автобазам, чтобы найти какой-нибудь «пазик». Это был кошмар. И так все тогда хоронили.
– После этого вы и решили изменить ситуацию?
– Тогда я, наверное, впервые об этом задумался. Я работал в морге, получал зарплату 80 долларов. Когда за эти деньги жить стало совсем невозможно, решил открыть своё дело. Опыт предыдущей работы подсказал ответ на вопрос, чем могу серьёзно заняться.
– С чего начинали?
– Были микроавтобус и пара лопат. Никакого офиса, разумеется, всё с колёс. Копали могилы, помогали людям с оформлением документов. Для многих ведь смерть близкого — это не просто горе, а ещё и неожиданность, люди в шоке и растерянности. Куда бежать? С чего начать? В такие моменты нужна помощь тех, кто в этом разбирается. Потом собрал команду из таких же бывших работников морга. Многие из них до сих пор со мной.
– А как искали клиентов, ну, то есть, покойников?
– В первое время стояли у ворот Спецкомбината и предлагали свои услуги родным умерших. Постепенно всё больше людей стали узнавать о нас. Мы, в свою очередь, всегда старались добросовестно выполнять свою работу. И как результат сработало сарафанное радио. Постепенно мы росли. Несколько лет назад приобрели здание на улице Циолковского, обустроили необходимые для работы помещения, открыли магазин и прощальный зал. Сегодня здесь мы предоставляем весь комплекс услуг, кроме кремации.
– Кстати о крематории. Разговоры о его необходимости ведутся в Гомеле уже много лет, но до сих пор он так и не появился. Как думаете, почему?
– Моё мнение – строительство крематория в Гомеле, может, и нужно, но экономически нецелесообразно. Последний раз стоимость такого проекта оценивалась в 4-5 млн рублей. Процедура же кремации стоит 250-300 рублей. При этом из Гомеля в крематорий Минска в месяц завозится всего 20 умерших. То есть для бизнеса это изначально невыгодный проект.
– Помните самые необычные похороны, которые пришлось организовывать?
– Полтора года назад умер азербайджанец. Его похоронили на Стукачёвском кладбище. Родных здесь у него не было, брат в то время лежал в госпитале и не мог приехать. Но всё это время ему не давала покоя мысль, что его родной человек похоронен не по обычаям, захотел забрать его на родину. Мы делали эксгумацию.
– То есть раскопали могилу?
– Именно эту процедуру мы не вправе делать, поэтому захоронение открыли специалисты Спецкомбината. Мы достали тело, привели его в порядок, пригласили муллу, он читал молитвы, обворачивал тело в саван, после чего отвезли умершего в Азербайджан. Там родственники похоронили мужчину по своим мусульманским традициям и очень были нам благодарны.
– Известно, что в вашем бизнесе большая конкуренция. И это толкает ритуальных агентов на не совсем законные методы и способы работы. Все помнят громкое дело гомельских патологоанатомов, которые за взятки «сливали» ритуальщикам информацию об умерших. Доходило до того, что сотрудники ритуальных контор первыми сообщали людям о смерти близких, когда те ещё и сами об этом не знали. Но в последнее время в Гомеле о таких историях не особо слышно. Навели порядок?
– Ещё как слышно. Просто об этом почему-то предпочитают не говорить. Возможно, до очередного громкого дела. До сих пор приезжаешь к клиенту, который тебе позвонил, а там уже 10 агентов. Откуда они берут эту информацию? И по-прежнему звонят родным ещё живых людей. Нередко и обманывают убитых горем родных умершего. Способов очень много.
Звонит, к примеру, нам бабушка: «Два дня дедушка лежит дома, помогите похоронить».
Выясняется, что к пенсионерке пришли какие-то ребята, обещали сделать похороны за 450 рублей. Часть обещаний выполнили – помыли умершего, одели и в гроб уложили. А потом исчезли. До этого забрали документы и успели получить пособие на погребение.
С подобными историями мне звонят стабильно 2-3 раза в неделю.
– А разве могут получить погребальные посторонние люди?
– Может получить любой, у кого есть паспорт умершего и справка о смерти. Этим мошенники и пользуются. В итоге люди остаются без похорон и без денег.
Бывает, делают похороны за три копейки, а погребальные при этом забирают в полном объёме. А сегодня в Беларуси они составляют 1640 рублей. Поверьте, этих денег достаточно и для того, чтобы человека достойно похоронить, и поминальный обед организовать. Вообще, средние похороны «под ключ» реально организовать за 800-900 рублей.
Знаю истории, когда людям «выкатывают» после похорон космические суммы в 5-6 тысяч рублей. Берут тысячу долларов за бальзамирование при цене 400 рублей. Гробы стоимостью 400 рублей продают за тысячу. Включают в прайс какие-то невероятные услуги. Когда после похорон люди приходят в себя и понимают, что на них нагрелись, идут в правоохранительные органы, а им отвечают: «Ну вы же договор заключали, видели, что подписывали?».
Помимо финансовой стороны здесь есть ещё одна – безопасность. Коронавирус или туберкулёз держатся в организме умершего двое суток. Если не обрабатывать тело, хоронить нужно только в пакете и закрытом гробу. Некоторые «чёрные» ритуальщики уверяют родных, что всё сделают по правилам и всё будет безопасно. У нас умерший лежит сутки под кварцем, обрабатываем тело формалином, для этого созданы специальные условия. А как, интересно, всё это сделают те, у кого даже помещения нет?
– Почему все эти случаи остаются безнаказанными?
– Многие из мошенников даже не ИП. Причём даже не удосуживаются себе название придумать, каждый раз представляются разными компаниями и организациями, даже Спецкомбинатом называются. При этом у них нет не только регистрации и арендованного помещения, у них даже телефонные номера на сим-картах посторонних людей. Например, был случай, когда номер одного так называемого гомельского ритуальщика был оформлен на нянечку минского детского сада, иногда мошенники берут сим-карту умершего и пользуются ей. А завтра они её выбросили и новую завели.
– Те, кто впервые столкнулся со смертью близкого, мало что понимают в похоронном деле. Как не нарваться на мошенников?
– Обращаться к агентствам, которые уже давно в ритуальном бизнесе. Не верить обещаниям сделать похороны за 300 рублей и не давать незнакомым людям в руки документы умершего. Конечно, когда ритуальный агент занимается оформлением похорон, например, берёт разрешение на копку могилы, документы ему нужны, но, повторюсь, в таких моментах нужно доверять лишь проверенным агентствам с хорошей репутацией.
Автор: Елена Николаева. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Кладбища Гомеля: «Стукачёвское» расширяется, на «Прудковском» — инвентаризация
Где хоронят гомельчан и почему в городе до сих пор нет крематория
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram