Почитайте истории гомельчан, работающих более 40 лет на одном месте

Психологи советуют каждые пять лет менять работу, чтобы избежать застоя и не утратить интерес к жизни. Герои нашего материала это мнение не разделяют. Каждый из них имеет большой трудовой стаж и как профессионал состоялся в рамках одной организации. Через истории «рекордсменов» пытаемся найти ответ на главный вопрос: правильно ли всю жизнь трудиться и зарабатывать авторитет на одном месте?

Тамара Рай: «От окружения, как ни крути, зависит и настроение, и желание работать»

На предприятии «Милкавита» самый большой трудовой стаж у старшего мастера цеха цельно­молочной продукции Тамары Рай. На молочный комбинат она пришла в 1982 году, сразу после окончания Слуцкого профтехучилища пище­вой промышленности. Начинала аппаратчицей сухого молока.

Вспоминая свои первые шаги в профессии, Тамара Анатольевна замечает, что тогда, как и сейчас, большинство производственных процес­сов было автоматизировано. В цехе, где она тру­дилась, было установлено итальянское обору­дование, самое современное по тем временам. Правда, на ассортимент выпускаемой продукции это мало влияло.

— В те годы молочный комбинат мог порадо­вать гомельчан только молоком, кефиром, смета­ной, творогом и маслом. О выпуске разнообраз­ных сыров, сырков, тем более йогуртов тогда никто даже не задумывался. Да и какие йогурты, — смеётся Тамара Анатольевна, — когда произве­дённую сметану «фасовали» в огромные бидоны для реализации в розлив.

Самыми сложными в истории завода Тамара Рай называет 90-е годы, когда с распадом Совет­ского Союза не только резко сузился рынок сбыта, но и заметно упал покупательский спрос.

Но даже тогда Тамара Анатольевна не допускала мысли сменить работу.

— Да мне просто некогда было об этом думать. Детей надо было поднимать. Да и для нас, простых заводчан, работа, как ни странно, всегда находилась. Когда не хватало основного сырья, пекли хлеб и даже сок производили. Кстати, путём прямого отжима без каких-либо концен­тратов. Но какие бы эксперименты ни ставились на заводе, меня они не пугали, потому что главное — команда. От окружения, как ни крути, зависит и настроение, и желание работать. Мне в этом смысле повезло — рядом со мной всегда надёжные и трудолюбивые кол­леги, а начальство хоть и ставит порой невы­полнимые задачи, но и прислушивается к нам. Это доверие надо ценить.

Иван Артюшкевич: «Мне не бывает скучно, потому что инженерия — это творческая дисциплина»

На Гомельский химический завод Иван Артюш­кевич пришёл в отдел научной организации труда и новой техники, имея на руках диплом Белорус­ского технологического института. С тех пор про­шло 52 года.

К тому времени цех серной кислоты уже несколько лет давал продукцию, а цех сложно- смешанных минеральных удобрений только гото­вился к запуску. Технология была самая передовая, гомельский и вокресенский заводы осваивали её одновременно. Оборудование поступало со всего Советского Союза. В новый цех молодого специ­алиста и назначили начальником смены.

— Вопросов, которые нужно было решать без­отлагательно, подключая техническую смекалку, хватало. К примеру, мы первыми в СССР осво­или бестарную перевозку аммиачной селитры, что уменьшило трудозатраты и избавило от необходи­мости содержать отдельный склад и площадку для её растаривания.

С первых дней работы Иван Петрович показал себя грамотным технарём и неплохим организато­ром. Руководство это заметило и предложило ему сначала должность механика, а потом и началь­ника цеха. Со временем его опыт работы и с фто­ристым алюминием, и со сложно-смешанными удобрениями пригодился при переходе на новую технологию переработки сырья.

В начале нулевых на заводе создали отдел пер­спективного развития. Руководивший в то время предприятием Игорь Ляшенко принял решение о переводе опытного инженера в состав нового под­разделения.

Завод в своей истории видел разные периоды — и успешные, и сложные. Этим пользовались так называемые охотники за головами. Артюшкевичу тоже пред­лагали реализовать себя на других производствах. Но он всегда гнал от себя эту мысль.

— Несколько лет назад я говорил журналистам, что на химзаводе для меня всегда есть работа. И я не лукавил. Мне не бывает скучно. Реконструкция технологических линий ведётся непрерывно, а инженерия — это творче­ская дисциплина, — объясняет свою позицию Иван Петрович.

Так, недавно вновь поднялась проблема транс­порта сырья. Для цеха фосфорной кислоты отдел перспективного развития разработал проект замены транспорта апатитов с пневматического на механический. Это позволило высвободить значи­тельные энергоресурсы, которые раньше использо­вались для работы насосов и компрессоров.

— Когда мы начинали, в Гомеле готовили для завода только рабочих. А главные инженеры и директора были приезжими со схожих заводов. Поработают несколько лет — и уезжают домой. Сегодня в Гомеле выстроена система подготовки кадров так, что практически все инженеры — наши люди. Все друг друга знают, доверяют друг другу, а это положительно сказывается на резуль­татах работы, — считает Иван Артюшкевич.

Олег Головань: «Если работа построена правильно, о застое речи быть не может»

Стаж работы Олега Голованя на Гомельском ваго­ностроительном заводе — 48 лет 9 месяцев. Сегодня он заведует ведомственным общежитием и возглав­ляет совет ветеранов предприятия. А пришёл на завод в далёком 1973 году слесарем по ремонту котельного оборудования в разборочно-комплектовочный цех.

— Ох, как же это давно было. В качестве слесаря я успел поработать четыре года. А потом военкомат командировал меня в Группу советских войск в Гер­мании. Там я работал начальником складов в Штен­дале, что в 60 км от Магдебурга.

На завод Головань вернулся в 1980 году в отдел материально-технического снабжения, а спустя десять лет возглавил его. Мысли о смене работы, говорит, никогда не посещали.

— Не верите? А вот так бывает. После распада Советского Союза, когда многие ушли в коммерцию, мне тоже предлагали открыть своё дело. Но смысла в этом я не увидел. Слышал теорию о том, что для успешной карьеры нужно менять место работы каж­дые пять лет. Я не советую придерживаться этого плана. Опыт и авторитет нарабатываются в сфор­мировавшемся коллективе. Если работа построена правильно, о застое речи быть не может.

Занимая новые должности, Олег Николаевич всё глубже вникал в специфику производства. К тому же и она менялась. При переходе к рыночной эко­номике по-новому начал формироваться портфель заказов. Да и технически процесс реновации ваго­нов шагнул далеко вперёд.

За полгода до достижения пенсионного воз­раста Голованю предложили перейти в жилищно-коммунальный отдел. На тот момент перед ним стояла задача передать городу на баланс ведом­ственные жилые дома со всеми коммуникаци­ями. А это не просто работа с документами. Каж­дый объект передавался в технически исправ­ном состоянии, с гарантией его обеспечения бла­гами цивилизации. Отдел Олег Николаевич воз­главлял на протяжении шести лет. А в итоге ушёл в общежитие, которое остаётся в ведении завода.

— Этот фонд предприятие не передаёт. Истори­чески сложилось, что в общежитии живут почти исключительно наши работники. Они чувствуют себя спокойнее, зная, что здание принадлежит заводу. Это весомая составляющая социального пакета, которую руководство может предложить специалистам, приглашаемым из других городов.

Три года назад Олегу Голованю предложили воз­главить совет ветеранов войны и труда. Причины для этого были очевидными: он всю сознательную жизнь работал на заводе.

Его хорошо знают и рабо­чие, и руководители, которые сами уже вышли на пенсию. И со всеми выстроены ровные отношения. Предложение Головань принял, голосование под­твердило его новый статус.

— Это приятные обязанности. Для меня ценно общение с людьми, поэтому на работу иду с удо­вольствием.

Николай Голомысов: «Не понимаю людей, которые скачут с одного места на другое»

На Гомельскую мебельную фабрику «Прогресс» Николай Голомысов пришёл сразу после службы в армии в 1979 году. С тех пор покидал её только на время положенных по закону трудовых отпусков.

— Сколько мне тогда было? Лет 19. Отец рабо­тал на фабрике фрезеровщиком и предложил не бол­таться без дела, а заняться ремонтом швейного обо­рудования. На фабрике как раз нужен был специа­лист. С железом я ковырялся с детства, окончил по специальности училище, так что подходящее под профессию удостоверение у меня уже имелось.

Николай Валентинович до сих пор помнит пер­вую встречу с начальником цеха Биндером Абрамом Шульмановичем. Он пронзил молодого парня взгля­дом и спросил: «А что вы умеете делать?» Молодой человек растерялся, а отец вспомнил об увлечении сына ремонтом часов. Тогда начальник обратился к старшему Голомысову: «А справится ли юноша со швейной машиной?»

— Домашнюю машинку я хорошо знал. У нас в семье все умели шить, а отец на войне выжил бла­годаря этому умению. А вот профессиональную машинку я в глаза даже не видел. Меня к ней под­вели. Внимательно посмотрел на «чудо» и прикинул, что справлюсь. Вот справляюсь до сих пор, — улы­бается опытный мастер.

За время работы Николая Валентиновича обо­рудование на мебельной фабрике сменилось уже трижды. Начинал с простых машин на шестерён­ках, сейчас на их месте стоят более совершенные итальянские агрегаты.

Но по большому счёту в них выходит из строя всё то же самое, что и раньше, смеётся Голомысов. Изнашиваются ремни, лома­ются иголки. Опытному мастеру хватает взгляда, чтобы определить проблему и устранить её. По тех­ническим причинам производство ещё не останав­ливалось.

От работы наш герой получает удовольствие, которым готов делиться со всеми окружающими. Делает он это весьма убедительно. С фабрики «Про­гресс» на пенсию вышла его жена. Оба сына тоже успели поработать здесь столярами. Старший позже выучился на строителя и стал заместителем дирек­тора крупного государственного треста, младший — дальнобойщик, возит покупателям в Россию гомель­ское стекло.

— Лично я не понимаю людей, которые скачут с одного места на другое и ни на одном не могут себя найти. Я всю жизнь занимаюсь своим делом, уже на пенсии, а свою работу всё равно люблю. Тут особая атмосфера. Уже сколько раз коллектив поменялся, сейчас сплошь молодёжь работает. А никто друг с другом не ругается, все доброжелательные. Это же здорово!

belkagomel.by. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Как работает в Гомеле служба «одно окно». Взгляд изнутри

В Гомеле пенсионерам объяснили, кому из них выгодно продолжать работать

Говорит Гомель. Есть ли среди ваших знакомых работающие пенсионеры?

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights