Ещё недавно при Гомельской областной психиатрической больнице верующих принимала тесная молитвенная комната. Теперь же возле лечебницы возвышается новенькая церковь. Храм священномученика Алексия, пресвитера Лельчицкого, распахнул двери чуть меньше года назад. Здесь и служит протоиерей Александр Лопушанский. Мы записали его историю и, как всегда, спросили про идеи для города.
Монахиня предсказала судьбу
Рос будущий протоиерей в обычной советской семье. Откровенных атеистов среди близких не было. Но и горячей верой из них никто не обладал, рассказывает священник.
«К Богу мы не приходим, это Господь призывает нас к себе. Так случилось и со мной. Однажды в десятом классе двоюродный брат позвал меня на службу в храм. Как сейчас помню, был день памяти препободного Серафима Саровского», – вспоминает свой путь к Богу отец Александр.
Богослужение не произвело на него особого впечатления. Но произошло вот что.
«Выходя из храма, мы заприметили пожилую монахиню, которую решили подвезти. Во время поездки разговорились. Глядя на меня, женщина сказала: “А ты священником станешь”. Это заявление меня ошарашило. Я ведь тогда только школу оканчивал. Но когда пришло время определяться с профессией, на удивление многим, твёрдо решил стать семинаристом».
По словам протоиерея, родители не были в восторге от этой идеи. «Отец, например, видел во мне военного. Но в конце концов всё вышло так, как сказала монахиня. До сих пор помню её глаза – полные любви и глубокой веры».
Знакомство на картошке
После школы отец Александр успел потрудиться подсобным рабочим на стройке храма и санитаром в психбольнице. Затем была армия. Отслужив, юноша поступил в Минскую духовную семинарию.
«Учёба предполагала не только занятия, лекции, но и послушания. Например, фермерскую работу на подворьях монастыря. Именно на картошке я и встретил свою будущую супругу Ирину, которая в то время училась в Слонимском духовном училище».
Сегодня семья воспитывает четверых сыновей. И по понятным причинам к гражданскому браку священник относится скептически. Он уверен, что такой демократический союз больно бьёт по обоим. «Люди просто не хотят нести ответственность за семью. Да, штамп в паспорте не влияет на чувства. Зато точно показывает: мужчина относится к избраннице серьёзно».
Огорчают отца Александра и разводы.
«Многие верующие несут свою боль в храм. Заметил, что при расставании мужчина переживает не меньше женщины. Только представьте, у меня есть знакомый, который больше десяти лет борется с душевной болью от разрыва с супругой. Безусловно, при таком раскладе он может запросто пополнить ряды пациентов психиатрической больницы».
Лайфхак от батюшки
По словам отца Александра, уберечь ребёнка от дурной компании и наркотиков способен лишь личный пример. А ещё – искреннее участие в жизни детей.
«Попрощайтесь с машинальным, бездушным выполнением родительских обязанностей – накормил, одел, всучил смартфон. Честно говоря, я и сам этим грешу. В плотном графике не всегда находится время для задушевных разговоров с детьми. Самое важное, научить подростка адекватно пользоваться свободой, которая появляется у него по мере взросления».
Для верующих семей у священника есть особый лайфхак. Если ребёнок в подростковом возрасте не хочет посещать храм, к этому нужно относиться спокойно.
«Задача родителей – не вести в церковь силком, а предоставить возможность выбора. Вы знаете, чаще всего проходит время, и ребёнок возвращается в храм. Семена, заложенные в детскую почву, рано или поздно дают свои всходы».
Что-то нездоровое
Одной из проблем современного общества отец Александр называет движение чайлдфри. «Люди всё чаще отказываются от рождения детей в пользу мнимой свободы и удовольствия. И в этом есть что-то нездоровое, противоестественное. Сначала ты учишься, потом строишь карьеру, зарабатываешь деньги и отрываешься по выходным. А для чего всё это? Да, ко мне приходят люди, которые желают иметь детей и смахивают слёзы при виде чужого карапуза. Только на пятом десятке многие из них стали задумываться о семье. Сердце сжимается, но бывает уже поздно».
К счастью, есть люди, которые приходят ко Христу не только со своими проблемами, печалью и скорбью, но и словами благодарности и радостью в сердце, делится наблюдениями протоиерей.
«Я знаю одну замечательную семью, которая пришла в храм благодаря собственной свадьбе. Скажем так, они повенчались “по моде”, но совсем скоро уверовали и стали нашими прихожанами. Заметил, если человек пришёл в церковь только из-за житейских неурядиц, то через какое-то время он покинет храм. Ведь идёт время, и боль угасает. А вот те, кто пришёл к Господу с радостью, остаются».
«Удобная» Библия и фанаты «Рен-ТВ»
Жития святых во многом похожи на сказки. Как в них поверить? «Начнём с того, что это особый жанр, – подчёркивает отец Александр. – В разные времена они и создавались по-разному. Если взглянуть на жития первых христианских святых, то в них мы увидим долю документалистики. Современные же жития максимально приближены к реальности. Они содержат в себе огромное количество фактов и опираются на конкретные источники».
Довелось священнику столкнуться и с открытым переписыванием Евангелия.
«Отдельные “деятели” выбрасывают из Библии “неудобные” фрагменты. Делается это для того, чтобы оправдать свои пороки. Америку не открою, если скажу, что подобные опыты когда-то проделывал Лев Толстой».
Внутрицерковное сектанство будет преследовать любую религию, уверен протоиерей. «Появляется некий внегласный лидер, вокруг которого собираются единомышленники. И чаще всего этот лидер желает вести прихожан не за Христом, а за собой».
По мнению отца Александра, настоятель любого храма должен сделать так, чтобы его община могла жить автономно, без него. «Многие держатся за подол рясы конкретного священника, бегают к нему за благословением по каждому “чиху”. Всё это говорит о том, что прихожанин боится принимать решения и нести за них ответственность».
Отдельно священник останавливается на фанатах «Рен-ТВ».
«Насмотрятся про вселенский заговор – и понеслось! Одни ждут конца света, другие боятся штрихкодов – вариаций на тему хватает. Не раз приходилось слышать, что в храмах установлены камеры, которые передают картинку правительству. А вот другой пример. Когда пришёл ковид, в церквях на полу клеили бумажные квадратики для того, чтобы люди соблюдали безопасную дистанцию. Так вот, некоторые искренне верили, что эти квадратики видны со спутников, задача которых – заниматься слежкой», – делится опытом собеседник.
Конечно, с такими людьми нужно разговаривать, утверждает отец Александр. Впрочем, как показывает практика, здравые доводы на них действуют крайне редко.
То ли дело разговор с атеистом! Особенно, если твой оппонент искренне верит в свои убеждения и не настроен воинственно. «Не люблю хамов и людей, которые не уважают мою точку зрения. Ценю искренность: она всегда подкупает».
По словам отца Александра, гораздо сложнее разговаривать с людьми из категории «у меня Бог в душе». «Они попросту прячутся за этой дежурной фразой и заглядывают в храм только для того, чтобы поставить свечку. Но Христу наши свечи не нужны. Я знаю лишь одного человека, который не ходил в храм, но на закате лет обрёл Господа в своей квартире. Это был старик, очень начитанный и образованный. Однажды я пришёл его причащать и заметил у него дома богатейшую библиотеку. Оказалось, именно книги привели его к вере».
Вызывайте «103»
Общаясь с пациентами психбольницы, отец Александр проявляет осторожность. А его главным духовным оружием становится правило «не навреди».
«Я не пытаюсь примерить на себя роль психиатра. Для этого есть квалифицированные врачи. И против лекарств, которые назначают больным, церковь никогда не выступала. За годы служения не раз встречал в храме людей с душевной болезнью. В явной стадии обострения человеку приходилось вызывать скорую прямо к церкви, – вспоминает священник. – И если бы врачи вовремя не купировали психоз, могла бы случиться трагедия. Вплоть до самоубийства».
Бывает, что родственники везут душевнобольного не в больницу, а к какому-то старцу на отчитку, рассказывает собеседник. Но отличить болезнь от одержимости крайне тяжело. «Честно говоря, ни разу не видел, чтобы пациент психиатрической лечебницы в припадке шарахался от креста и тому подобное. Вывод напрашивается сам собой: больной должен вовремя попасть к врачам, а не колесить в поисках очередного экзорциста».
За 18 лет службы в церкви, признаётся отец Александр, он ни разу не испытывал профессионального выгорания. «Да, уставал. Но о том, чтобы снять рясу и отказаться от служения, никогда не думал».
Идеи для города
- Как и многие гомельчане, протоиерей Александр Лопушанский поддерживает идею создания в областном центре пешеходной улицы. На эту мысль священника натолкнула поездка в Брест.
- Также собеседник не прочь увидеть в пригороде Гомеля зоопарк. «Только чтобы животные не сидели в клетках, а чувствовали себя комфортно. Например, как в специальных вольерах в Беловежской пуще. Условия там максимально приближены к естественным».
- Ещё одно предложение – размещать на городских зданиях больше памятных табличек. «Мы можем каждый день ходить мимо дома и понятия не иметь, что здесь живёт или жил человек, заслуживающий постоянной памяти о нём».
Автор: Карина Тимофеева. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram