Зимой ремонтируют тракторы, летом собирают скутеры. Рассказываем про завод-универсал в Гомеле

Гомельский мотороремонтный завод, переживший в современной истории несколько глубоких кризисов, нашёл свою нишу на рынке и успешно её эксплуатирует. Важно, что при этом сохранилась его основная специализация – ремонт техники для сельхозпроизводителей.

Сегодня численность мотороремонтного не достигает и 100 человек, территория – семь гектаров.

Завод ведет свою историю с 1966 года и специализируется на капитальном ремонте дизельных двигателей. Предприятие первым в Беларуси освоило восстановительный ремонт дизельных двигателей известных западных фирм Detroit Diesel, Caterpillar, Deutz и стало единственным сервисным центром по их полному ремонту.

– Один из крупнейших цехов раньше использовался для сборки мопедов, мотоблоков  и других товаров народного потребления. Линию перевели в другое помещение, а здесь разместили цех ремонта полнокомплектной техники. Проще говоря, если раньше снимали и восстанавливали двигатель, то сегодня берём в работу трактор целиком и капитально его ремонтируем. В разгар ремонтного сезона, а он у нас длится с ноября по март, обслуживаем до 11 тракторов одновременно, – рассказал директор Дмитрий Гаврилин.

С запчастями на импортные узлы по известным причинам сейчас напряжённая ситуация, но на заводе нашли что предложить взамен.

Сегодня двигатели Detroit Diesel и Deutz снимают, а на их место монтируют силовые установки Ярославского моторного завода. Мощность при этом сохраняется, зато стоимость обслуживания и ремонта снижается втрое. Для сельхозпредприятий, считающих каждый рубль, это важно.

– Кроме того, восстанавливаем и повторно используем крупные узлы с утилизируемой техники. Ещё недавно при списании того же трактора собственник сдавал его в металлолом целиком. В настоящее время к этому вопросу подошли рачительнее. С машины снимаются исправные узлы с большим остаточным ресурсом и используются при ремонте другой техники. Это тоже в разы удешевляет подготовку техники к работе на полях, – дополнил главный инженер Максим Сычёв.

Устойчивым спросом пользуются установки для доения молочного стада в полевых условиях, индивидуальные доильные установки для небольших фермерских хозяйств, которые на заводе изготавливают с нуля. Для обработки земли в личных хозяйствах земледельцы приобретают миниатюрные, но производительные культиваторы и мотоблоки с навесным оборудованием. Так что одним ремонтом себе на хлеб завод не зарабатывает.

Весной и летом предприятие переключается на сборку скутеров, мопедов, мотокос и другого товара схожей номенклатуры. Одних кос с начала их производства продали уже более 7000 штук. Крупные коммунальные предприятия страны стали их постоянными покупателями. Как говорят на заводе, для личного участка в гектар величиной сгодится мотокоса из строймаркета. Но коммунальникам нужен инструмент, способный работать без остановки всю 8-часовую смену. На санкционной волне возникли было перебои с поставкой для кос японских двигателей, но проблему удалось быстро решить – те же двигатели стали поставлять на завод из Китая.

– Удалось достичь эффективности в управлении трудовыми ресурсами. Все рабочие владеют универсальными навыками и выполняют работу там, где нужнее в конкретный момент. Поэтому на мотороремонтном не бывает такого, чтобы один участок вкалывал, а второй коротал время в курилке. Когда сдадим крупную технику к посевной кампании, те же люди будут собирать мопеды, – объяснил принцип организации труда директор.

Такая политика позволяет заодно экономить ресурсы. Например, не отапливать производственные участки, где временно нет работы.

Условия труда работников на днях изучила мобильная группа администрации Советского района, в состав которой вошли представители надзорных ведомств. Замечания к заводскому руководству сформулировали в акте мониторинга. Особо критичными их назвать нельзя, на ход и безопасность производства выявленные нарушения мало влияют. В одном цехе заметили инструмент с дефектами, в другом – отсутствие маркировки на некоторых агрегатах. Проблему пообещали решить в тот же день. А такие недостатки, как загромождение проходов ёмкостями с отходами, устранили ещё до окончания мониторинга.

Мобгруппа по традиции заглянула и в бытовки. Придраться оказалось не к чему – у каждого работника индивидуальный шкафчик с замком, есть скамеечки для удобства переодевания, сантехника с большего новая. В косметическом ремонте нуждается только душевая, но руководство уже включило «косметику» в план улучшения условий труда на будущее.

Сейчас свободные деньги вкладываются в улучшение условий труда в цехе мототехники. В нём залили новые промышленные полы, полностью заменили остекление, очистили и побелили стены. Отработка из старых двигателей тут литься не будет, чистота и порядок – это надолго.

– Весь прошлый год и два месяца этого года отработали с плюсом. Завод живёт и развивается, у нас нет проблем с банками. А это позволяет выделять больше средств на собственное развитие, в том числе – на улучшение условий труда, – отметил Дмитрий Гаврилин.

belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights