Елена Кузьмичева в свои 50 распрощалась с профессией бухгалтера-экономиста и уже почти год как работает пешим курьером в Яндекс Доставке. Резкими переменами в жизни женщина в целом довольна. Новое занятие предполагает много общения, еженедельную выплату зарплаты и свободный график. Из минусов – работы действительно много, ее надо делать качественно при любой погоде и обстоятельствах.
Елена – из тех людей, кто в жизни добивается всего сам. Старт ее рабочей карьеры пришелся на начало 90-х, когда в Гомеле частные компании и свободный рынок только начинали зарождаться. Жизнь сложилась так, что ей рано пришлось искать работу.
– Когда мне было 16, умер папа. Нужно было кормить семью. Знакомые помогли устроиться в экономический отдел на литейный завод. Тогда это считалось очень престижным, а зарплата была плюс-минус везде одинаковая. Начальство посчитало меня умной и помогло получить высшее образование. Так я заочно окончила технический университет имени Сухого и впоследствии около 30 лет отработала в разных местах бухгалтером-экономистом.
Последнее место работы Елена покинула сама. Дело в том что предприятие приостановило свою деятельность, и как экономист женщина понимала, что оно не сможет восстановиться в ближайшее время. Искать работу по специальности больше не хотелось, и она решила попробовать себя в Яндекс Доставке.
Выплата зарплаты курьерам производится каждую неделю, а из объективных затрат – только приобретение проездного. Он быстро окупается, так как Елена совершает по 25-30 поездок ежедневно. Специальной формы не требуется и в любой момент можно сделать паузу – это то, чего лишены офисные работники.
– Когда работаешь на предприятии – привлекает стабильность, а чтобы работать с заказами Яндекса, нужно крутиться, и я понимала, куда шла. Зато в доставке ты ни от кого не зависишь. Я работаю по 10-12 часов с учетом выходных, вписываюсь в то, что зарабатываю.
В рабочем чате, говорит наша героиня, около 300 доставщиков. Женщин меньше, в основном преобладают мужчины, причем разных возрастов. Есть студенты, но много и взрослых, которые работают полный день. Кто-то даже специально приобрел авто. К автокурьерам помимо еды часто приходят заказы на доставку посылок.
– Люди совершенно разные. Кому-то достаточно заработать в день 30 рублей, и он заканчивает работу. Я, пока есть заказы, домой не пойду. Ведь бывают дни затишья, и я лучше уйду в такой день пораньше, – рассуждает Елена. – Считаю, что если ты согласился работать в доставке, то нужно брать все заказы, люди же ждут! А молодые доставщики часто стараются заработать побольше, при этом поработав поменьше. Они охотнее выходят на работу тогда, когда есть повышающие коэффициенты. А это сказывается на качестве доставки как услуги в целом.
По словам женщины, никогда не угадаешь, каким будет следующий заказ. Иногда приходилось и шаурму за 9 рублей везти через весь город или за один день приносить завтрак, обед и ужин одному и тому же айтишнику. А однажды и вовсе не заметила, как заработала 100 BYN чаевыми.
– Была у меня постоянная клиентка. Жила в старой хрущевке, где не работал домофон, и поэтому она всегда сбрасывала мне чип из окна. Как-то я принесла ей обычный заказ (она всегда заказывала сэндвичи), и она попросила подождать у порога. Потом вернулась и дала чаевые. Я даже не особо посмотрела сколько, а когда вышла на улицу, поняла, что там 100 белорусских рублей. Наверное, девушка съезжала с той квартиры и решила таким образом отблагодарить меня. Потому что после этого случая заказы от нее перестали поступать.
Бывают заказы из ресторанов, но чаще люди берут фастфуд. Причем нельзя сказать, что гомельчане, например, больше любят пиццу. Бургеры, суши, пиццу, шаурму – все заказывают примерно одинаково. Есть и доставки на сумму больше 200 рублей. В таких случаях курьер переживает, хоть бы все влезло в короб и не остыло по пути.
По наблюдениям, гомельчане часто делают заказы исходя из двух принципов: либо человек уже ел это блюдо и оно ему понравилось, либо он хочет попробовать что-то новое. Кто-то заказывает по рекомендации знакомых. Елена вспоминает, что год назад, когда она только устроилась в доставку, к сервису было подключено меньше заведений. Сейчас их намного больше, соответственно, растет и количество заказов.
– В Гомеле есть компании, которые имеют собственный автопарк, но при этом часть заказов все равно доставляют через Яндекс. Так, например, делает сеть Доминос. Им выгодно привлекать пеших курьеров на короткие расстояния. Таким образом компания может экономить на зарплатах водителям и возмещении топлива. При этом качество выполнения заказов остается высоким.
С появлением Яндекса люди стали чаще заказывать из заведений, которые находятся далеко от их дома или места работы. Другими словами, если раньше человек выбирал, где ему поужинать из 2-3 заведений поблизости, то сейчас спокойно может попробовать еду из того места, куда вряд ли поехал бы самостоятельно.
То же касается и посылок. Теперь не обязательно планировать марш-бросок с бандеролью на почту, а потом еще ждать несколько дней, когда посылка дойдет до адресата. Пара касаний на смартфоне – и проблема решена.
belkagomel.by. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram