Зачем пожарные в старину носили пышные усы? Как спасали от огня деревянный Гомель в 19 веке? Почему первых огнеборцев сейчас бы назвали волонтерами? Ответы на эти и другие вопросы из истории пожарных Гомельщины можно узнать в музее службы региона, четыре года назад открывшемся на улице Карбышева, 4а. Экспозиция постоянно пополняется.
Экскурсию работник музея Алевтина Климович начинает с самого старого экспоната — колокола 1812 года, ровесника войны с Наполеоном. Как он попал в городской отдел по ЧС, сегодня уже никто не помнит. Скорее всего, кто-то из пожарных привёз из райцентра. Колокол долго хранился на складах, а когда у службы появился музей, занял в нём своё законное место. Позже к коллекции добавился и ещё один побольше — 1926 года выпуска. Размещались такие колокола на пожарной каланче.
— В сельской местности набат, или как ещё его называли — всполошный колокол, чаще находился в церкви. Его звук был очень громким и пронимал до костей. Люди сразу понимали — пришла беда: враг с войной или пожар, — делает экскурс в историю Алевтина Геннадьевна.
Такой колокол имел конкретное предназначение —поднять людей на тушение пожара. Ведь даже в городах в то время пожарная служба состояла из конной телеги с бочкой воды, нескольких пожарных и одного брандмейстера, который организовывал процесс с участием горожан. А про деревенскую бедноту и говорить нечего. Тушили огонь сами —всей деревней.
Сохранились документальные данные и о нескольких крупных пожарах в Гомеле, когда деревянный город выгорал буквально до основания. Одному из них посвящена отдельная интерактивная экспозиция, где можно увидеть, как город полыхал двое суток, а местные жители пытались остановить пламя, таская воду из Сожа по Киевскому спуску. Всё тщетно. Пожар 1856 года уничтожил 540 домов. Данных о количестве жертв не сохранилось. Зато известно, что дворец князя не пострадал. Его уберегла дворовая челядь.
С приходом советской власти в деревнях на случай пожара в каждом дворе висела табличка, где было указано, какой именно инвентарь нужно принести.
— Если случался пожар, с одного двора люди должны были оперативно прибежать с лопатами, с другого — с топорами, с третьего — с вёдрами и так далее. Такая система помогала избежать случаев, когда все прибегают, скажем, с вёдрами, а лопат и другого оборудования, которое тоже необходимо, не оказывается под рукой, —продолжает рассказ экскурсовод.
Сама Алевтина Климович впервые увидела такую систему в действии в деревне Погост Житковичского района в далёком 1973 году, куда приехала по направлению на работу. Совсем, к слову, не связанную с пожарной службой. В те годы она работала учителем музыки в школе.
Зачем пожарному усы?
С развитием пожарной службы в городах у пожарных появились разные специализации: топорник, сигнальщик, трубник, машинист, каптенармус. О принадлежности говорили специальные нашивки на форме.
В начале прошлого века добровольное пожарное общество размещалось на месте нынешнего центрального стадиона. Там располагалось депо с каменной каланчой, а также велосипедный трек, работал летний амфитеатр, устраивались танцы, зимой заливался каток. Проходившие мероприятия были благотворительными — на них собирали деньги для нужд пожарных.
К слову, добровольное пожарное общество занималось не только тушением, но и предупреждением пожаров. Даже организовало отряд трубочистов, которые должны были следить за исправностью дымоходов.
В 20-30-е годы гомельская пожарная часть находилась уже на центральной площади, на месте нынешнего «Белтелекома».
— Это было здание из красного кирпича с высокой каланчой, которая считалась самым высоким местом в городе. Строилось оно по проекту архитектора Станислава Шабуневского. На первом этаже были боксы обозных сараев, на втором — квартира брандмейстера и канцелярия. Внутри пожарного двора были конюшни, рассчитанные на 22 стойла. Построили его где-то до 1920-х годов, а снесли в 1965-м с формулировкой «утратило свою функцию с развитием пожарной техники». В новом проекте главной городской площади 1952 года ему места не нашлось, — сокрушается экскурсовод.
Кстати, о технике. Первая пожарная машина в Гомеле появилась в 20-е годы прошлого века. Точных данных, какая именно, нет, но известно, что закупал их Советский Союз за границей. Свои стали выпускать только к 1930-м годам. Как выглядели и те, и другие, в музее тоже можно увидеть — на фото и в виде уменьшенных моделей.
Воссоздана и первая форма гомельских пожарных.
— Самым дорогим её элементом, к слову, были пуговицы. Это в принципе было характерно для любой форменной одежды 19 века. Известен факт, что солдата, потерявшего важную деталь, могли прогнать через строй с палками. Китель выдавался на пять лет, а пуговицы — на все двадцать, — делится своими изысканиями Алевтина Геннадьевна.
И тут же рассказывает ещё один занятный факт. Оказывается, пожарные в старину специально носили пышные усы, которые они смачивали водой, прикрывали ими нос и так забегали в горящее здание. Мокрые усы при этом выполняли роль простейшего респиратора.
В экспозиции можно увидеть старинную крышку от пожарного колодца, который находился возле пожарной части на углу улицы Федосеевской (сейчас Циолковского) и Пожарного переулка, каску 19 века, старинные бронзовые пожарные стволы.
— Попробуйте поднять. Чувствуете, какой тяжёлый? А представьте, что через него ещё под напором прогонялась вода. Поэтому в пожарное общество брали только сильных мужчин, которым предлагали на «собеседовании» поднять две гири.
В экспозиции представлена и работа современной пожарной службы. Например, одну из стен занимает карта, где красным подсвечиваются объекты Гомеля, требующие повышенного внимания в случае ЧП. Это крупные предприятия, больницы, другие важные объекты городской инфраструктуры. Жёлтыми лампочками обозначены пожарные части города.
Судьба чернобыльской сосны
Отдельная экспозиция в музее посвящена Чернобыльской катастрофе. Перед входом в комнату где она размещается, посетителей встречают таблички с названиями отселённых деревень и подаренные музею арты российских художников Сергея Абрамчука и Виталия Бурыкина, где на чёрно-белом фото из зоны пробиваются ростки жизни — цветными красками дорисованы растения, люди, животные.
Первое, что видишь внутри, вещи из отселённых домов: школьный ранец, потрескавшийся от времени, пишущую машинку. Дальше —эксклюзивные фото и материалы про наших земляков, которые принимали участие в тушении пожара на атомной электростанции.
В этой экспозиции много символичного. Например, большое фото аистов на всю стену, которые после взрыва на Чернобыльской АЭС покинули свои дома, но в последнее время стали возвращаться и строить гнёзда. Или обугленного дерева в форме трезубца, с которым связана отдельная легенда.
— Недалеко от Чернобыльской АЭС действительно росла сосна в форме трезубца. Во время Великой Отечественной войны немцы вешали на ней партизан. И однажды палач, взбираясь на ствол, упал и получил травму. Тогда немцы приказали вбить в дерево металлические скобы, чтобы по ним было удобнее залезать. С тех пор сосна стала чахнуть и засохла. После войны люди ещё долго ходили к этому месту, оставляли иконки и цветы, чтобы почтить память родственников. Когда взорвалась станция, засохшее дерево обуглилось, но выстояло. Позже его срезали, — рассказывает Алевтина Климович.
Впервые дерево в качестве символа использовали иконописцы Троице-Сергиевой лавры при написании «Чернобыльского Спаса» 20 лет назад. Икону попросил создать перед смертью бывший парторг, работавший на Чернобыльской АЭС, по словам которого, сюжет пришёл к нему сам. Справа на иконе пожарные и работники атомной станции, слева — души умерших, которые встречают их на той стороне. А в центре — как раз то самое дерево. На заднем плане вдалеке видны трубы реакторов. Саму икону тоже можно увидеть в музее.
Долго и кропотливо создавалась экспозиция, где показан быт людей накануне отселения из зоны. В углу деревянной избы железная кровать, рядом — люлька с малышом и игрушечная лошадка. Дом украшен ткаными покрывалами, рушниками с аутентичной вышивкой. На скамье возле стола баян, без которого не обходилось ни одно деревенское застолье. Многие экспонаты работники МЧС привезли из отдалённых деревень от собственных родственников, что-то пришлось купить и даже сделать собственными руками.
Об уникальности музея говорит то, что посмотреть его приезжают люди из разных уголков мира.
— Недавно приезжал японец, для которого тема Чернобыля близка. Он был по делам в Минске и специально заехал в Гомель, чтобы увидеть нашу экспозицию, — рассказывает экскурсовод. Частые гости в его стенах и школьники, которых приводят сюда целыми группами. Вход в ведомственный музей абсолютно бесплатный.
belkagomel.by. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram