Наступательная операция «Багратион» началась 23 июня 1944 года, длилась 68 дней и стала одной из самых успешных в истории военного искусства. Замысел операции состоял в том, чтобы сокрушить фланги германской группировки ― нанести удары с севера под Витебском и с юга под Бобруйском, окружить основные силы противника в районе Минска и полностью освободить Беларусь. Мы постарались собрать сведения о некоторых интересных и малоизвестных страницах тех легендарных сражений.
Подготовка к наступательной операции, названной в честь великого русского полководца Петра Багратиона, длилась несколько месяцев. Конспирация была на высочайшем уровне. Все передвижения допускались только ночью, приказы передавались лично. Гитлер был уверен, что Красная армия продолжает начатое наступление в сторону Карпат, и наше командование всячески убеждало его в этом. С таким потоком дезинформации на поле боя ещё никто не сталкивался.
К третьей годовщине нападения Германии на СССР за двое суток была прорвана оборона противника на шести участках фронта. Такого слаженного взаимодействия авиации с танками, артиллерии и пехоты солдаты вермахта ещё не встречали. Тыл группы армий «Центр» был парализован, переброску германского подкрепления удалось задержать. Все эти действия дали возможность успешному наступлению советских войск.
Общий план наступательной операции подготовил генерал армии Алексей Антонов, провести её поручили трём Белорусским фронтам и 1-му Прибалтийскому под командованием генералов Константина Рокоссовского, Георгия Захарова, Ивана Черняховского и Ивана Баграмяна. Координацией занимались Маршалы Советского Союза Георгий Жуков и Александр Василевский.
Первый этап операции «Багратион» завершился 4 июля, а второй продлился ещё 25 суток. Немцам пришлось снимать войска с других участков Восточного фронта, что привело к коллапсу и на них. А советские войска после освобождения Беларуси победоносно пошли на Польшу и Прибалтику.
Факт 1. В операции «Багратион» принимали участие военные корабли
Речь идёт о Днепровской военной флотилии (ДВФ), образованной в марте 1919 года для борьбы против белогвардейских и националистических банд, польских интервентов в Украине и Беларуси. Весной 1920 года она насчитывала 40 боевых единиц, а главной базой для неё был Гомель.
В июне 1940 года ДВФ расформировали, а её боевые корабли и части вошли в состав Дунайской и Пинской флотилий, которые принимали активное участие в Великой Отечественной войне.
В сентябре 43-го, в связи с тем что наступательные операции советских войск в Украине и Беларуси были связаны с форсированием рек, Днепровскую флотилию вновь восстановили. К началу операции «Багратион» в её составе уже было 140 кораблей и катеров. Кстати говоря, в освобождённом Гомеле военные матросы занимались восстановлением разрушенного железнодорожного моста, вот почему один из магазинов в Монастырьке до сих пор в народе называют «У моряков».
Мощным опорным районом на южном фланге немецкой группы армий «Центр» был Бобруйск. Командование стоявшей здесь 9-й армии вермахта рассчитывала надолго задержать продвижение советских войск, создав пять рубежей обороны. При этом все немецкие оборонительные линии опирались на водные преграды, включая такие широкие реки, как Днепр и Березина.
Командующий 1-м Белорусским фронтом Константин Рокоссовский и его штаб планировали наступать двумя группировками на сходящихся направлениях, севернее и южнее реки Березина. Наступление южной группировки из 28-й и 65-й армий развивалось успешно и уже в первый день позволило продвинуться на 10 км вглубь обороны противника. Но, опираясь на мощный оборонительный узел в районе Здудичи-Парич, немцы смогли задержать наступление одного из наших стрелковых корпусов. И тогда в бой решено было двинуть Днепровскую флотилию и десантников.
В ночь на 26 июня отряд из 14 бронекатеров, катеров огневой поддержки и тральщиков скрытно пересёк линию фронта и стал подниматься вверх по Березине. Немцы ожидали такого маневра и загородили реку наплавными и минными заграждениями. Но нашим минёрам удалось проделать в них проход.
В ночной темноте катера с десантом уже почти дошли до Здудич, как немцы обнаружили наш отряд — ночь разорвал ураганный миномётный и артиллерийский огонь врага. Но и фрицев ожидал неожиданный ответ — с катеров огневой поддержки с воем понеслись реактивные снаряды. Это заработали установленные на них «катюши». Вражеская батарея была уничтожена, а высадившиеся на берег десантники к утру смогли овладеть Здудичами. Продвижение советских войск на Бобруйск-Минск было успешно возобновлено.
Также Днепровская военная флотилия вела наступление вдоль ещё одной крупной водной артерии — Припяти. Своей морской пехоты в ДВФ не было, и тогда командующий флотилией капитан 1 ранга Григорьев превратил флотский отряд по дымомаскировке и дегазации в «речной спецназ». В ночь с 28 на 29 июня бронекатера и плавучая батарея флотилии скрытно подошли к укреплённым вражеским позициям у села Скрыгалова на Мозырщине. Кроме всего прочего, вермахт имел на этом участке девять бетонных ДОТов, и их нужно было уничтожить артогнём.
Но как вести прицельную стрельбу в кромешном мраке? Тогда моряки-«химики», высадившись под покровом ночи, скрытно приблизились к позициям противника. И по рации, с немалым риском, стали корректировать огонь по врагу. Мощная оборона вермахта была подавлена. А к уцелевшим ДОТам днепровские морпехи подобрались ползком и закидали их гранатами. После чего высадились уже основные силы десанта и выбили врага из Скрыгалова. Отсюда морпехи пошли дальше по Припяти, участвовали в освобождении Петрикова и в Дорошевичской десантной операции.
А в ночь на 11 июля речной «спецназ» первым высадился уже в Пинске, беспощадно громя ошалевшего от неожиданности врага. Сначала закидали ручными гранатами кинотеатр, в котором немцы проводили ночное совещание. Затем два дня отряд морпехов дрался в полном окружении на захваченном плацдарме, отражая атаки немецких танков и САУ. При этом десант ещё и умудрялся совершать вылазки в тыл врага. А утром 14 июля на помощь матросам пришла армейская пехота, и Пинск был освобождён. Удивительно, но десантники Днепровской флотилии не потеряли в этом тяжёлом бою ни одного человека.
Всего в ходе наступательной операции «Багратион» Днепровская флотилия провела 12 дерзких десантных операций.
Факт 2. После завершения операции «Багратион» прекратились налёты фашистской авиации на Гомель
Гомель был первым белорусским областным центром, освобождённым советскими войсками, и стал временной «столицей» Беларуси. И в нём сразу разместились центральные партийные, правительственные и советские учреждения республики. Например, Совет народных комиссаров БССР расположился в здании пединститута имени Чкалова на улице Кирова (ныне — корпус №2 ГГУ имени Ф.Скорины).
Но и после освобождения Гомеля бомбардировщики люфтваффе продолжали прорываться и бомбить наш город. Фашисты били как по железнодорожному узлу и промышленным объектам, так и по жилым кварталам. Так, в ночь с 13 на 14 июня 1944 года немцы обрушили воздушный удар по Гомелю. Бомбили все три района города, бомбы упали на улицах Госпитальной, Будённого (ныне — Барыкина), Парижской Коммуны, Кирова и Сталина (ныне — Циолковского). Погибли 20 человек, 38 — получили ранения. Одна из бомб угодила и в корпус пединститута на улице Кирова, где размещалось правительство БССР.
В ночь с 17 на 18 июня немцы снова бомбили станцию Гомель. На этот раз удар был очень массированный, видимо, в ночном налёте участвовала целая армада фашистских бомбардировщиков. Врагу удалось разбить и сжечь 293 вагона, разрушить 22 участка пути, повредить водоснабжение в 7-ми местах (напомним — локомотивы тогда работали на паровой тяге), вывести из строя 25 проводокилометров магистральной связи, 54 п/км — местной связи. Нацистские бомбы убили 8 человек.
В ту же ночь столь же масштабные налёты были произведены на станциях Новозыбков и Сновск. В Новозыбкове немецкие лётчики за одну ночь убили 200 человек и ранили 160. Кроме этого, в Гомеле и других местах осталось много неразорвавшихся бомб, обезвреживанием которых занимались сапёры.
Но после того как к концу августа 1944 года Красная армия вышла на линию госграницы СССР и погнала врага дальше на Запад, бандитские рейды фашисткой авиации на Гомель прекратились. Силы люфтваффе, как и всей армии Гитлера, после операции «Багратион» были окончательно надломлены. Герману Герингу и его «асам»-убийцам было уже не до Гомеля — нацистская Германия стремительно катилась к своему неминуемому краху.
Факт 3. Операция «Багратион» стала крупнейшим поражением немецкой армии за всю историю Германии
Продвижение Красной армии в ходе операции «Багратион» отличалось весьма высокими темпами — за чуть более два месяца противник был отброшен на 600 километров. В день наступающая группировка продвигалась в среднем на 10 километров. А войска Рокоссовского в Бобруйской наступательной операции за сутки проходили с боями по 22 километра.
Германия ещё никогда за всё время своего существования как государства не несла таких тяжёлых потерь. По разным данным, немцы потеряли убитыми, ранеными и пленными от 300-350 тысяч до полумиллиона человек.
Ущерб, нанесённый «Третьему Рейху» в ходе операции «Багратион», оказался невосполнимым. Союзники Германии стали покидать её один за одним. В нацистском лагере началось смятение, приведшее к заговору и покушению на Гитлера 20 июля 1944 года.
Без остановки вслед за Беларусью началось освобождение Польши и Прибалтики. А спустя всего четыре месяца Красная армия вступила на территорию Германии. Время германского нацизма, милитаризма и бредовых амбиций мирового господства неумолимо двигалось к логическому финалу…
belkagomel.by. Фото: РИА Новости
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram