«А вот был случай». Истории из практики следователей Гомеля

Ещё каких-нибудь тридцать лет назад девушек в правоохранительных структурах практически не было. А сейчас в Следственном комитете чуть ли не половина следователей женского пола. Как им удаётся совмещать напряжённую работу и личную жизнь? Получается ли сдержать эмоции на допросах? И может ли следователь позволить себе осуждать обвиняемого? Об этом наш сегодняшний разговор с сотрудницами Гомельского городского отдела СК Виталией Прониной и Викторией Афанасенко.

Виталия Пронина: «Невиновный пострадать не должен»

Старший следователь Виталия Пронина – одна из лучших в городе в расследовании убийств, изнасилований и разбойных нападений. В Следственный комитет наша героиня пришла работать после Академии управления при Президенте Республики Беларусь, где отучилась на специальности «Государственное управление и право».

– Не скажу, что с детства мечтала стать юристом, однако в начале 90-х годов это была востребованная, даже модная профессия. Плюс масса прочитанных детективов сформировали интерес  к профессии следователя, – объясняет Виталия. – Правда, в жизни всё оказалось чуточку не так. После учёбы я поступила на службу в мозырскую милицию.

В районе более 100 тысяч населения, так что случалось всякое, говорит Виталия Пронина. Приходилось выезжать и на убийства, и на ДТП, и на кражи. Всюду, где имелись признаки преступления. Поначалу было сложно и даже страшно, но работа настолько поглотила, что девушка и сама не заметила, как страх исчез. В итоге ещё в звании старшего лейтенанта была назначена старшим следователем.

На вопрос, что главное в работе следователя, Пронина отвечает не задумываясь:

– Прежде всего, человечность. Причём не только к пострадавшему, но и к подследственному. Не все же закоренелые преступники. В большинстве своём это тоже несчастные люди. Вот сейчас у меня в производстве дело, где подозреваемый в своё время отбывал срок за серьёзное преступление. Мужчина взялся за ум, устроился на крупное городское предприятие, сошёлся с хорошей женщиной. А потом на одной из заправок ввязался в драку, сильно избил человека. Виноват? Безусловно. Но видели бы вы его глаза! Он не просто раскаивается в содеянном, он готов отдать всё, только бы вернуть время назад и не дать разгуляться эмоциям. Увы, это невозможно.

Ещё следователь должен быть по-хорошему дотошным и никогда не спешить с выводами, уверена наша героиня. Ведь в его руках судьбы людей, и любая ошибка может круто изменить чью-то жизнь:

– Как-то я расследовала дело об изнасиловании, которое случилось почти семь лет назад. По сути, тогда оно было завершено, даже личность насильника установили. Но он скрылся в России, где был объявлен в розыск. Прошло время, преступник расслабился, зарегистрировался на одном интернет-сайте, выложил данные о своём месте пребывания. Естественно, был задержан и доставлен в Беларусь.

Мне предстояло, по сути, заново доказать его виновность. Для этого пришлось восстанавливать цепочку событий с самого начала. Отыскала сотрудников патруля, которые первыми прибыли на место преступления, нашла и поговорила с бригадой скорой помощи, выезжавшей на вызов. Чтобы составить психологический портрет преступника, установила круг его знакомств, начиная с деревни в Петриковском районе, где он вырос, побеседовала с его преподавателями. Да, времени на это ушло немало, зато сомнений в том, что может пострадать невиновный, у меня не было никаких.

Но даже самому загруженному следователю нужно иногда переключаться и отдыхать. Для Виталии Прониной её отдушина – это семья.

– Мы очень любим путешествовать на машине по Беларуси, побывали  практически во всех регионах. Были в Хатыни, в Оле, в этом году ездили в Брестскую область, где рассказали дочкам о героизме, проявленном нашими солдатами при защите этой твердыни. Они очень впечатлились.  И, естественно, отдохнули на природе, которая у нас великолепна. Одно озеро Каташи чего стоит! Такой пляж там замечательный – никакого моря не надо. В Скоках побывали, в усадьбе Немцевичей, рыцарский турнир посмотрели. Перезагрузились и с новыми силами за любимую работу!

Виктория Афанасенко: «Порог СК впервые переступила как свидетель»

Старший лейтенант юстиции Виктория Афанасенко в Гомельском городском отделе СК служит четыре года. Три из них – в должности старшего следователя. Хотя порог Следственного комитета наша героиня впервые переступила не как его сотрудник. В то время Виктория была студенткой третьего курса юридического факультета ГГУ имени Ф.Скорины.

– Учась на юрфаке, я мало задумывалась, на чём конкретно буду специализироваться в юриспруденции, – не скрывает Виктория Афанасенко. – С одинаковым успехом и адвокатом могла стать, и прокурором. Мне всё было интересно. Но история, в которую невольно оказалась замешана, круто изменила мою жизнь.

Однажды студентке Афанасенко на телефон пришло сообщение от старосты группы, которая срочно просила перевести ей денег. Первым порывом, вспоминает наша героиня, было желание помочь подруге. Но что-то удержало, и она решила лично переговорить со старостой. Та сказала, что ни о чём подобном не просила. Так бы всё и закончилось, если бы мошенники одновременно не позвонили ещё одной однокурснице Виктории. А та не задумываясь перевела требуемую сумму на указанный ими счёт.

– Когда началось следствие по факту мошенничества, меня пригласили как свидетеля. Дело вёл Денис Васильевич Богданов, который сейчас работает следователем по особо важным делам. После официальной части беседы он вдруг предложил мне стать внештатным сотрудником СК. Я не раздумывая согласилась. С того дня и вплоть до окончания университета в свободное от учёбы время в составе следственно-оперативных групп выезжала на происшествия. Училась опрашивать свидетелей и потерпевших, собирать вещественные доказательства, правильно составлять процессуальные документы. Всё это время Денис Васильевич опекал меня, учил премудростям будущей профессии. Это было так интересно, что я сама постоянно напрашивалась на суточные дежурства.

К моменту завершения учёбы перед Викторией Афанасенко уже не стояло вопроса, где она будет дальше продолжать службу. Хотя поступали заманчивые предложения из таможенного комитета и от пограничников. Вместе с пугающими предостережениями: работа у следователя стрессовая, график ненормированный, личная жизнь почти на нуле.

– Но я уже определилась с будущим, а потому всё это пропускала мимо ушей. И правильно, как теперь понимаю, делала, – слышится твёрдость в голосе девушки.

Помнит Виктория и своё первое самостоятельное дело. Касалось оно кражи хаски. Хозяин утверждал, что собака у него породистая, с прекрасной родословной, а потому стоит огромных денег. Правда, подтверждающих документов предоставить не смог.

– Собаку мы нашли быстро, как и вора, – вспоминает Виктория. – Им оказался сосед заявителя. А вот специалиста, который мог бы дать авторитетное заключение по поводу породистости пса, искали по Гомелю долго. Но я его нашла. Правда, доводил это дело до конца другой следователь – меня отправили на учёбу в Минск.

С тех пор Виктория Афанасенко расследовала десятки дел. Были среди них и резонансные. Например, история пенсионерки, которая перечислила мошенникам большую сумму денег и по их наводке подожгла автомобили в Гомеле.

Сами мошенники тоже могут стать жертвой. Сейчас, например, наша героиня расследует дело 19-летнего парня, который вызвался стать курьером. Только для того, чтобы присвоить себе всю сумму, которую злоумышленники уже выцыганили у гомельской пенсионерки. Сумма немалая – 5 тысяч белорусских рублей, почти 500 долларов и 900 евро. Часть этих денег он успел потратить до задержания, остальные удалось вернуть потерпевшей.

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights