«Тебе ж, Палыч, больше всех надо». Интервью с директором лучшей гимназии Гомеля

Когда в Гомеле кто-то слышит выражение «лучшая гимназия», то сразу понимает — речь о «51-й». Ее воспитанники уже много лет подряд привозят больше всего дипломов с республикан­ского этапа предметных олимпиад. Само учреждение неоднократно заносилось на городскую, областную и республиканскую Доски почёта, а его бессменный директор Александр Пахучий в 2023 году становился человеком года в регионе. Недавно появился новый повод записать интервью с Александром Павловичем — ему присвоено звание заслуженного работника образования Беларуси. О своём детстве, любимой гимназии и поездке к Президенту наш с ним сегодняшний разговор.

О себе

— На приёме у Президента во время вручения награды вы сказали, что на выбор профессии по­влияла мама. Можете рассказать под­робнее о своём дет­стве?

— Моя мама Людмила Петровна была учителем начальных классов в неболь­шой сельской школе в Запорожской об­ласти Украины. Каждый день после обе­да она садилась проверять тетради, а я устраивался напротив и просил прочи­тать, чьи они. Мама называла имена и фамилии своих учеников, а заодно пока­зывала мне буквы, так я научился чи­тать. Мне тогда было лет пять.

Читал много, запоем. В детстве одной из любимых книг стал роман Николая Островского «Как закалялась сталь». В старом потрёпанном переплё­те, изданная на рубеже 60-70-х годов, эта книга была популярна среди молодё­жи моего поколения. В четвёртом классе прочитал «Тихий Дон» и «Поднятую це­лину» Михаила Шолохова.

Своей библиотеки в де­ревне не было, приходилось ездить в со­седнюю за семь километров. Шесть-семь толстых книг мне хватало на две недели.

Как, пожалуй, любой мальчишка моего возраста в те времена, увлёкся истори­ческими романами. Благо в библиотеке их было много и достаточно хорошего литературного уровня. В этих романах русских писателей-беллетристов сюжеты часто разворачивались в Древней Руси.

Как раз в четвёртом классе в шко­ле начали преподавать историю, и этот предмет сразу же стал моим любимым. Появилась мысль связать своё будущее с историей. Все школьные годы я к этому шёл и поступил в запорожский пединсти­тут на одноимённый факультет.

— Как оказались в Гомеле и ста­ли директором лучшей гимна­зии №51?

— В Беларусь попал, когда призва­ли в армию. Сначала служил в учеб­ном центре ракетных войск страте­гического назначения в Мышанке Калинковичского района. Потом меня перевели в Гомель в войсковую часть 5525. Здесь, в армии, встретил свою бу­дущую жену, женился и остался жить. С тех пор прошёл 41 год, а 30 ноября исполнится 40 лет мо­ей профессиональной педагогиче­ской деятельности.

Начинал работать я учителем исто­рии в средней школе №39, затем пе­решёл на должность заместителя дирек­тора по учебно-воспитательной рабо­те в СШ №6 (сейчас — гимназия №71). В декабре 1996 года был назначен ди­ректором тогда ещё экспериментальной школы-лаборатории №51. Один год — с 2002-го по 2003-й — довелось поработать заместителем главы администрации Со­ветского района Татьяны Филимончик, но потянуло обратно в школу.

И вот я снова стал директором «51-й», которая в 2004 году получила название гимназии бизнеса и права. В 2009 году по указу Президента все гимназии были унифицированы, и мы стали называться просто гимназией №51.

— Кто для вас в школе был самым большим авторитетом?

— Учитель русского языка и литературы Виктор Дмитрие­вич Куторницкий. Очень интересная лич­ность. Виктор Дмитриевич много расска­зывал о поэтах-шестидесятниках Рож­дественском, Вознесенском, Евтушен­ко, читал их поэзию. В нашей отдалён­ной сельской школе о них, естественно, не говорилось ни слова. Виктор Дмитри­евич и сам писал стихи. У меня дома до сих пор хранится его сборник поэзии.

Влияние Виктора Дмитриевича было настолько велико, что при поступлении в пединститут я выбрал сдавать экзаме­ны по истории на русском языке, хотя мог это сделать на украинском. Ведь я вырос в украинском селе и знал язык идеально. При этом сам Виктор Дмитриевич тоже был украинцем, окончил сначала военное училище, потом львовский университет.

Повлиял на моё становление и учи­тель физической культуры и здоровья Анатолий Иванович Васильев. По первой профессии он шофёр. Заочно окончил университет, пришёл препода­вать в школу. И был настолько спортив­ным, будто бы сошёл с советских плака­тов о пользе зарядки. Играл в фут­бол, волейбол, баскетбол, был чемпио­ном Советского Союза по зимнему мно­гоборью. Пробиться из села на та­кой уровень мог только действительно неординарный человек. Анатолий Иванович ещё жив, хотя ему уже далеко за 70.

— В вашей школе в те вре­мена было много учителей-мужчин?

— Помню, у нас были тради­ционные соревнования по волей­болу, где сборная учителей вы­ступала против сборной учени­ков. Мужская команда из шести человек легко набиралась, при том что не все учителя играли в волейбол. Все­го в школе работали порядка 15 педаго­гов. Так что половина из них точно бы­ла мужской.

О гимназии

— 51-я гимназия, наверное, пер­вая в городе по количеству учителей мужского пола. Сколько у вас работает мужчин?

— Были времена, когда работали более 20. Сейчас чуть поменьше. Но если мы не лидеры в городе по этому показа­телю, то в районе точно первые. У нас два физи­ка, учителя английского, истории, биоло­гии, химии, обществоведения, астрономии, географии, информатики…

Учитель биологии и химии Владимир Семенюк

— Признайтесь, как удаётся за­интересовать педагогов-мужчин?

— Конкретной цели набрать их как можно больше у меня нет. Наоборот, я сторонник женщин в школе. Они всё-таки более педантичны и добросовестны, что для учительской работы важно. У муж­чин менталитет несколько другой.

Но в то же время если вижу хорошего мужчину-педагога, грех не убедить его перейти к нам работать. Честно скажу, за некоторыми «гонялся» по несколько лет. Были те, кто отказался, зная мой характер. Так и говорили: «Я в своей школе чувствую себя спо­койно, а в вашей гимназии надо работать за двоих. Тебе ж, Палыч, больше всех надо!»

С этим не поспоришь. Я считаю, что в школе дети должны не только учиться и достигать высоких результатов, но и всесторонне развиваться, за­ниматься спортом, творчеством.

— Вы становились человеком года в области. Сейчас полу­чили звание заслуженного работника образования. Гимназия, которой ру­ководите, заносилась и на областную, и на республиканскую Доску почёта. Какая следующая вершина?

— Вариться в собственном соку и почивать на лаврах — это не про меня. Так что следующая цель: вывести гимна­зию на ещё более высокий уровень раз­вития. Для этого всё есть — кадры, дети, материальная база, желание.

Мы уже начали погружаться в тему профориентации. В старших классах набрана инженерная группа из 12 чело­век, работу которой курирует технический университет име­ни П.Сухого. В этом году создан первый в регионе класс правовой направленности, где учатся тоже 12 десятиклассников. На его открытие приезжал лично генераль­ный прокурор Беларуси Андрей Швед.

Взаимодействие с прокуратурой будет очень тесным, с экскурсиями, личными встречами сотрудников с ребятами. Здесь можно говорить не только о профориен­тации, но и о воспитательном моменте. Ведь сегодня прокуратура делает очень большое дело, проводя рас­следование, связанное с геноцидом бело­русского народа и обнародуя эти данные.

Меня сильно впечатлило выступление несколько лет назад тогда ещё прокуро­ра Гомеля, а сейчас заместителя прокуро­ра Гомельской области Юрия Валерьеви­ча Булынко перед идеологическим акти­вом района на эту тему. Его презентация о том, что в нашем городе происходило в годы Великой Отечественной войны, бук­вально потрясла. Тогда и родилась идея открыть класс правовой направленности.

Профориен­тационную работу обязательно продолжим и по другим направлениям.

— У воспитанников «51-й» из года в год больше всего дипломов «на республике» по предметным олимпиадам. Наверняка есть какой-то секрет. Поделитесь им с нашими читателями.

— Да всё просто, в основе любых до­стижений — тяжёлый труд. Олимпиадни­ков мы начинаем готовить с первого клас­са. Ведь чем больше детей вовлекаются на начальном этапе, тем больше их останет­ся в старшем звене. Победа в олимпиаде не просто так даётся, у ре­бят, по сути, нет каникул. Когда их свер­стники гуляют на улице, они гото­вятся. Не все выдерживают темп, многие отсеиваются. Здесь ещё и с родителями проводим большую работу, пото­му что они тоже в большинстве к такому режиму не готовы.

— А в области олимпиадного дви­жения есть ещё куда стремить­ся? Или достаточно просто поддержи­вать уже существующий уровень?

— Потенциал есть всегда. Например, подтянуть предметы, по которым мы не блещем на олимпиадах. И мы их подтя­гиваем, поверьте. Вот-вот готовы «вы­стрелить» химия, биология. В этом году вплотную занялись китайским языком и даже попробуем выступить на город­ском этапе школьных олимпиад в ноя­бре. В городе пока не так много учрежде­ний образования, где на хорошем уров­не преподаётся этот язык. А значит, кон­куренция не очень большая.

Китайский у нас учат в рамках факуль­тативных занятий в 5-7 классах. В этом году в гимназию преподавать его при­шла опытный педагог Алеся Михайлов­на Воробей. А база уже заложена. Не­сколько лет факультативы по китайско­му в гимназии вели студентки ГГУ име­ни Ф.Скорины. Плюс с нуля набрали ещё одну группу пятиклассников.

— Вы всегда говорите, что секрет успеха — в сильных кадрах, помноженных на современную материально-техническую базу. Чем к новому учебному году приросла «51-я» во второй части?

— В гимназии появился музей её исто­рии, где собраны документы, многочис­ленные награды и свидетельства педаго­гов, сформировавших лицо современного гомельского образования. Открытие при­урочили к 20-летию «51-й», которое от­праздновали в мае. Полностью обнови­ли три класса: начальной школы, англий­ского языка и истории. А ещё — осовре­менили зону возле столовой, где ребята могут помыть руки перед едой.

На дворовой территории появились новая футбольная мини-площадка и площадка для бадминтона. Оформили внутренний дворик скамейками и туями, чтобы родители, которые приходят встре­чать детей, могли не ждать стоя, а поси­деть и отдохнуть.

— Выше вы называли важной со­ставляющей школьной жизни воспитание. Можете привести пример, как этот принцип реализуется в гим­назии?

— Главное — любые школьные ме­роприятия проводить не для галочки. У нас есть свои давние традиции вроде Малых олимпийских игр, в которые во­влечены все гимназисты от мала до ве­лика, и постоянно появляются новые. Недавно провели первый Фестиваль военно-патриотической песни. Расска­жу, с чего всё началось. На открытии на­ших олимпийских игр в позапрошлом году, а проводятся они накануне Дня По­беды, учитель Рустам Коблев спел одно­именную песню. При этом вся «начал­ка» ему активно подпевала, а старше­классники как-то неуверенно. После я спросил: «Девочки, а вы что не пели?», и услышал в ответ: «Мы слов не знаем».

В следующем году каждый класс гимназии — с первого по одиннад­цатый — разучил песню на военно-патриотическую тематику, связанную с Беларусью. И в течение двух дней ребя­та выступали в актовом зале, куда мы по­звали родителей, бабушек, дедушек. Зал был полный. Получилось очень душев­но, люди в зале плакали. Я тоже там при­сутствовал в качестве зрителя все эти два фестивальных дня и признаюсь: мураш­ки по коже бегали на каждой песне.

Вот такие вещи, они приносят удовлет­ворение, и от них есть польза.

О встрече с Президентом

— Награду «Заслуженный ра­ботник образования Республики Беларусь» вам вручал сам Пре­зидент. Какие остались впечатления от встречи?

— Так близко Президента я видел впервые. Признаюсь, было волнительно, особенно когда мне доверили произнести ответную речь.

В числе награждённых были олимпийские чемпио­ны, учёные, военные и даже генеральный прокурор Андрей Иванович Швед, кото­рый, напомню, приезжал к нам в гимна­зию на линейку. Я постеснялся, а он сам подошёл и поздравил меня с наградой.

Конечно, осталось в памяти знамени­тое президентское рукопожатие. Оно, дей­ствительно, очень крепкое!

Вручение наград проходило в прези­дентской резиденции, где меня поразил профессионализм буквально всех работ­ников. В первую очередь, такт и челове­ческое отношение. Абсолютно никако­го высокомерия. Не знаю, как охаракте­ризовать это, но я ни разу не почувство­вал себя неловко. Считаю, что так к лю­дям должны относиться в органах исполнительной власти любого уровня, ведь она олице­творяет государство.

У нас в гимназии тоже стараюсь строить от­ношения на взаимном доверии и позитиве. Дверь в мой кабинет всегда открыта, причём в буквальном смысле. С любым вопросом межет зайти и учитель, и ученик. Я до сих пор могу составить сам расписа­ние уроков и делаю это частенько. Соот­ветствующий опыт приобрёл ещё во вре­мена, когда работал заместителем дирек­тора по учебно-воспитательной работе.

— Чем вы больше всего горди­тесь в жизни, кроме гимназии, конечно?

— Своими родителями, которые меня очень любили и считали, что я многого смогу в жизни добиться. Их вера в меня очень помогла. Своей семьёй. Вклад моей жены в то, что я состоялся в профессии, очень большой. Сам я по натуре черес­чур живой, и иногда меня нужно вовремя одёрнуть! Своими единомышленниками-коллегами, с которыми каждый день тру­димся бок о бок. Без них невозможны бы были все те достижения, которыми сегод­ня гордится гимназия.

Однажды где-то прочитал, что директор школы — это тот человек, ко­торый таскает пианино, на котором игра­ют профессионалы. Очень точно подмечено.

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights