Когда в Гомеле кто-то слышит выражение «лучшая гимназия», то сразу понимает — речь о «51-й». Ее воспитанники уже много лет подряд привозят больше всего дипломов с республиканского этапа предметных олимпиад. Само учреждение неоднократно заносилось на городскую, областную и республиканскую Доски почёта, а его бессменный директор Александр Пахучий в 2023 году становился человеком года в регионе. Недавно появился новый повод записать интервью с Александром Павловичем — ему присвоено звание заслуженного работника образования Беларуси. О своём детстве, любимой гимназии и поездке к Президенту наш с ним сегодняшний разговор.
О себе
— На приёме у Президента во время вручения награды вы сказали, что на выбор профессии повлияла мама. Можете рассказать подробнее о своём детстве?
— Моя мама Людмила Петровна была учителем начальных классов в небольшой сельской школе в Запорожской области Украины. Каждый день после обеда она садилась проверять тетради, а я устраивался напротив и просил прочитать, чьи они. Мама называла имена и фамилии своих учеников, а заодно показывала мне буквы, так я научился читать. Мне тогда было лет пять.
Читал много, запоем. В детстве одной из любимых книг стал роман Николая Островского «Как закалялась сталь». В старом потрёпанном переплёте, изданная на рубеже 60-70-х годов, эта книга была популярна среди молодёжи моего поколения. В четвёртом классе прочитал «Тихий Дон» и «Поднятую целину» Михаила Шолохова.
Своей библиотеки в деревне не было, приходилось ездить в соседнюю за семь километров. Шесть-семь толстых книг мне хватало на две недели.
Как, пожалуй, любой мальчишка моего возраста в те времена, увлёкся историческими романами. Благо в библиотеке их было много и достаточно хорошего литературного уровня. В этих романах русских писателей-беллетристов сюжеты часто разворачивались в Древней Руси.
Как раз в четвёртом классе в школе начали преподавать историю, и этот предмет сразу же стал моим любимым. Появилась мысль связать своё будущее с историей. Все школьные годы я к этому шёл и поступил в запорожский пединститут на одноимённый факультет.
— Как оказались в Гомеле и стали директором лучшей гимназии №51?
— В Беларусь попал, когда призвали в армию. Сначала служил в учебном центре ракетных войск стратегического назначения в Мышанке Калинковичского района. Потом меня перевели в Гомель в войсковую часть 5525. Здесь, в армии, встретил свою будущую жену, женился и остался жить. С тех пор прошёл 41 год, а 30 ноября исполнится 40 лет моей профессиональной педагогической деятельности.
Начинал работать я учителем истории в средней школе №39, затем перешёл на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в СШ №6 (сейчас — гимназия №71). В декабре 1996 года был назначен директором тогда ещё экспериментальной школы-лаборатории №51. Один год — с 2002-го по 2003-й — довелось поработать заместителем главы администрации Советского района Татьяны Филимончик, но потянуло обратно в школу.
И вот я снова стал директором «51-й», которая в 2004 году получила название гимназии бизнеса и права. В 2009 году по указу Президента все гимназии были унифицированы, и мы стали называться просто гимназией №51.
— Кто для вас в школе был самым большим авторитетом?
— Учитель русского языка и литературы Виктор Дмитриевич Куторницкий. Очень интересная личность. Виктор Дмитриевич много рассказывал о поэтах-шестидесятниках Рождественском, Вознесенском, Евтушенко, читал их поэзию. В нашей отдалённой сельской школе о них, естественно, не говорилось ни слова. Виктор Дмитриевич и сам писал стихи. У меня дома до сих пор хранится его сборник поэзии.
Влияние Виктора Дмитриевича было настолько велико, что при поступлении в пединститут я выбрал сдавать экзамены по истории на русском языке, хотя мог это сделать на украинском. Ведь я вырос в украинском селе и знал язык идеально. При этом сам Виктор Дмитриевич тоже был украинцем, окончил сначала военное училище, потом львовский университет.
Повлиял на моё становление и учитель физической культуры и здоровья Анатолий Иванович Васильев. По первой профессии он шофёр. Заочно окончил университет, пришёл преподавать в школу. И был настолько спортивным, будто бы сошёл с советских плакатов о пользе зарядки. Играл в футбол, волейбол, баскетбол, был чемпионом Советского Союза по зимнему многоборью. Пробиться из села на такой уровень мог только действительно неординарный человек. Анатолий Иванович ещё жив, хотя ему уже далеко за 70.
— В вашей школе в те времена было много учителей-мужчин?
— Помню, у нас были традиционные соревнования по волейболу, где сборная учителей выступала против сборной учеников. Мужская команда из шести человек легко набиралась, при том что не все учителя играли в волейбол. Всего в школе работали порядка 15 педагогов. Так что половина из них точно была мужской.
О гимназии
— 51-я гимназия, наверное, первая в городе по количеству учителей мужского пола. Сколько у вас работает мужчин?
— Были времена, когда работали более 20. Сейчас чуть поменьше. Но если мы не лидеры в городе по этому показателю, то в районе точно первые. У нас два физика, учителя английского, истории, биологии, химии, обществоведения, астрономии, географии, информатики…
— Признайтесь, как удаётся заинтересовать педагогов-мужчин?
— Конкретной цели набрать их как можно больше у меня нет. Наоборот, я сторонник женщин в школе. Они всё-таки более педантичны и добросовестны, что для учительской работы важно. У мужчин менталитет несколько другой.
Но в то же время если вижу хорошего мужчину-педагога, грех не убедить его перейти к нам работать. Честно скажу, за некоторыми «гонялся» по несколько лет. Были те, кто отказался, зная мой характер. Так и говорили: «Я в своей школе чувствую себя спокойно, а в вашей гимназии надо работать за двоих. Тебе ж, Палыч, больше всех надо!»
С этим не поспоришь. Я считаю, что в школе дети должны не только учиться и достигать высоких результатов, но и всесторонне развиваться, заниматься спортом, творчеством.
— Вы становились человеком года в области. Сейчас получили звание заслуженного работника образования. Гимназия, которой руководите, заносилась и на областную, и на республиканскую Доску почёта. Какая следующая вершина?
— Вариться в собственном соку и почивать на лаврах — это не про меня. Так что следующая цель: вывести гимназию на ещё более высокий уровень развития. Для этого всё есть — кадры, дети, материальная база, желание.
Мы уже начали погружаться в тему профориентации. В старших классах набрана инженерная группа из 12 человек, работу которой курирует технический университет имени П.Сухого. В этом году создан первый в регионе класс правовой направленности, где учатся тоже 12 десятиклассников. На его открытие приезжал лично генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед.
Взаимодействие с прокуратурой будет очень тесным, с экскурсиями, личными встречами сотрудников с ребятами. Здесь можно говорить не только о профориентации, но и о воспитательном моменте. Ведь сегодня прокуратура делает очень большое дело, проводя расследование, связанное с геноцидом белорусского народа и обнародуя эти данные.
Меня сильно впечатлило выступление несколько лет назад тогда ещё прокурора Гомеля, а сейчас заместителя прокурора Гомельской области Юрия Валерьевича Булынко перед идеологическим активом района на эту тему. Его презентация о том, что в нашем городе происходило в годы Великой Отечественной войны, буквально потрясла. Тогда и родилась идея открыть класс правовой направленности.
Профориентационную работу обязательно продолжим и по другим направлениям.
— У воспитанников «51-й» из года в год больше всего дипломов «на республике» по предметным олимпиадам. Наверняка есть какой-то секрет. Поделитесь им с нашими читателями.
— Да всё просто, в основе любых достижений — тяжёлый труд. Олимпиадников мы начинаем готовить с первого класса. Ведь чем больше детей вовлекаются на начальном этапе, тем больше их останется в старшем звене. Победа в олимпиаде не просто так даётся, у ребят, по сути, нет каникул. Когда их сверстники гуляют на улице, они готовятся. Не все выдерживают темп, многие отсеиваются. Здесь ещё и с родителями проводим большую работу, потому что они тоже в большинстве к такому режиму не готовы.
— А в области олимпиадного движения есть ещё куда стремиться? Или достаточно просто поддерживать уже существующий уровень?
— Потенциал есть всегда. Например, подтянуть предметы, по которым мы не блещем на олимпиадах. И мы их подтягиваем, поверьте. Вот-вот готовы «выстрелить» химия, биология. В этом году вплотную занялись китайским языком и даже попробуем выступить на городском этапе школьных олимпиад в ноябре. В городе пока не так много учреждений образования, где на хорошем уровне преподаётся этот язык. А значит, конкуренция не очень большая.
Китайский у нас учат в рамках факультативных занятий в 5-7 классах. В этом году в гимназию преподавать его пришла опытный педагог Алеся Михайловна Воробей. А база уже заложена. Несколько лет факультативы по китайскому в гимназии вели студентки ГГУ имени Ф.Скорины. Плюс с нуля набрали ещё одну группу пятиклассников.
— Вы всегда говорите, что секрет успеха — в сильных кадрах, помноженных на современную материально-техническую базу. Чем к новому учебному году приросла «51-я» во второй части?
— В гимназии появился музей её истории, где собраны документы, многочисленные награды и свидетельства педагогов, сформировавших лицо современного гомельского образования. Открытие приурочили к 20-летию «51-й», которое отпраздновали в мае. Полностью обновили три класса: начальной школы, английского языка и истории. А ещё — осовременили зону возле столовой, где ребята могут помыть руки перед едой.
На дворовой территории появились новая футбольная мини-площадка и площадка для бадминтона. Оформили внутренний дворик скамейками и туями, чтобы родители, которые приходят встречать детей, могли не ждать стоя, а посидеть и отдохнуть.
— Выше вы называли важной составляющей школьной жизни воспитание. Можете привести пример, как этот принцип реализуется в гимназии?
— Главное — любые школьные мероприятия проводить не для галочки. У нас есть свои давние традиции вроде Малых олимпийских игр, в которые вовлечены все гимназисты от мала до велика, и постоянно появляются новые. Недавно провели первый Фестиваль военно-патриотической песни. Расскажу, с чего всё началось. На открытии наших олимпийских игр в позапрошлом году, а проводятся они накануне Дня Победы, учитель Рустам Коблев спел одноименную песню. При этом вся «началка» ему активно подпевала, а старшеклассники как-то неуверенно. После я спросил: «Девочки, а вы что не пели?», и услышал в ответ: «Мы слов не знаем».
В следующем году каждый класс гимназии — с первого по одиннадцатый — разучил песню на военно-патриотическую тематику, связанную с Беларусью. И в течение двух дней ребята выступали в актовом зале, куда мы позвали родителей, бабушек, дедушек. Зал был полный. Получилось очень душевно, люди в зале плакали. Я тоже там присутствовал в качестве зрителя все эти два фестивальных дня и признаюсь: мурашки по коже бегали на каждой песне.
Вот такие вещи, они приносят удовлетворение, и от них есть польза.
О встрече с Президентом
— Награду «Заслуженный работник образования Республики Беларусь» вам вручал сам Президент. Какие остались впечатления от встречи?
— Так близко Президента я видел впервые. Признаюсь, было волнительно, особенно когда мне доверили произнести ответную речь.
В числе награждённых были олимпийские чемпионы, учёные, военные и даже генеральный прокурор Андрей Иванович Швед, который, напомню, приезжал к нам в гимназию на линейку. Я постеснялся, а он сам подошёл и поздравил меня с наградой.
Конечно, осталось в памяти знаменитое президентское рукопожатие. Оно, действительно, очень крепкое!
Вручение наград проходило в президентской резиденции, где меня поразил профессионализм буквально всех работников. В первую очередь, такт и человеческое отношение. Абсолютно никакого высокомерия. Не знаю, как охарактеризовать это, но я ни разу не почувствовал себя неловко. Считаю, что так к людям должны относиться в органах исполнительной власти любого уровня, ведь она олицетворяет государство.
У нас в гимназии тоже стараюсь строить отношения на взаимном доверии и позитиве. Дверь в мой кабинет всегда открыта, причём в буквальном смысле. С любым вопросом межет зайти и учитель, и ученик. Я до сих пор могу составить сам расписание уроков и делаю это частенько. Соответствующий опыт приобрёл ещё во времена, когда работал заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
— Чем вы больше всего гордитесь в жизни, кроме гимназии, конечно?
— Своими родителями, которые меня очень любили и считали, что я многого смогу в жизни добиться. Их вера в меня очень помогла. Своей семьёй. Вклад моей жены в то, что я состоялся в профессии, очень большой. Сам я по натуре чересчур живой, и иногда меня нужно вовремя одёрнуть! Своими единомышленниками-коллегами, с которыми каждый день трудимся бок о бок. Без них невозможны бы были все те достижения, которыми сегодня гордится гимназия.
Однажды где-то прочитал, что директор школы — это тот человек, который таскает пианино, на котором играют профессионалы. Очень точно подмечено.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram