Пешком по Гомелю. Архитектурное наследие Станислава Шабуневского

В начале XX века Гомель один из немногих в Северо-Западном крае мог похвастаться ансамблевой застройкой. Всё благодаря городскому архитектору Станиславу Шабуневскому. Построенные когда-то по его проектам здания можно увидеть и сегодня.

Работы Шабуневского делятся на два периода – до и послереволюционный. Новая экскурсия директора Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций Юрия Котлярова «Станислав Данилович Шабуневский. Гомель – от эклектики к модерну» знакомит с наследием архитектора, созданным до революции. Пройдёмся и мы вместе с экскурсоводом улицами старого Гомеля.

Александровская гимназия

Первую остановку делаем у старого корпуса БелГУТа на улице Кирова, где когда-то размещалась мужская Александровская гимназия. Именно с её проектирования и начался путь Станислава Шабуневского в архитектуру.

Приехал Шабуневский в Гомель в 1896 году, чтобы работать младшим инженером на железной дороге. К тому времени у него было престижное образование –  институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. А это высшее техническое учебное заведение в Российской империи.

– Оказавшись в нашем городе, Станислав Данилович узнаёт, что в Гомеле хотят построить мужскую правительственную гимназию. И здесь нужно сделать отступление, чтобы понять, насколько на тот момент такая потребность назрела. Город бурно рос, став крупным железнодорожным узлом.  Через него проходили две железные дороги – Либаво-Роменская и Полесская. Сюда начали съезжаться инженеры, а они в Российской империи были специалистами высшего уровня и хорошо оплачивались. Специалисты создавали семьи, и им, естественно, хотелось, чтобы их дети получали достойное образование, – рассказывает Юрий Котляров.

Гимназии в Гомеле, конечно, были. Но в основном частные. Обучение там стоило дорого, и его мог позволить себе далеко не каждый гомельчанин.

– Конкурс на лучший проект правительственной гимназии был объявлен в журнале «Зодчий», который выходил на территории всей Российской империи. То есть конкуренция была большая, свои работы на суд специальной комиссии представили множество архитекторов. В итоге были отобраны четыре, но все они были раскритикованы Виленским учебным округом, курирующим образование на Гомельщине. А вот проект Станислава Даниловича, представленный позже, согласование прошёл сразу, – продолжает экскурсовод.

Было это в 1897 году. Спустя два года –  10 января 1899-го – мужская Александровская гимназия приняла первых учеников. Она была электрифицирована и имела центральное паровое отопление, что для Гомеля конца XIX века было в новинку.

– Сейчас у здания три этажа. Третий достроен в советское время. Тогда же появились ещё некоторые дополнительные архитектурные  элементы. Но в целом здание не потеряло первоначальный вид. Оно П-образной формы, имеются два ризалита (крыла). Обратите внимание на центральную часть с большими арочными окнами во втором этаже. Здесь размещалась православная гимназическая церковь. Венчал её церковный купол, который не сохранился, – делает архитектурные «заметки» Юрий Котляров.

Церковь в гимназии – для 19 века дело обычное. Ведь образование в то время не было полностью отделено от религиозного воспитания.  Так что по воскресеньям гимназисты обязательно посещали службы, а вот ходить в театры и увеселительные заведения без разрешения преподавателей не разрешалось.  Если такое происходило, то виновника отчисляли.

Впрочем, от «городских соблазнов» гимназисты были в стороне. Причём в буквальном смысле. Стояла современнейшая по тем временам гимназия, можно сказать, на окраине города. От неё было рукой подать до Горелого болота, где квакали лягушки и барахтались свиньи.

–  Надо понимать, что Гомель конца XIX века – это город контрастов. Он бурно рос: строились банки, гостиницы, доходные дома, появилось электричество,  а рядом ютились  полуразвалившиеся хатки и грязные переулки. Но вокруг самой гимназии был обустроен бульвар с каштановой аллеей. Уроки естествознания в то время проходили на свежем воздухе. Так что расположение гимназии оказалось удобным. С одной стороны – природа, с другой – в каких-нибудь двух кварталах центральная Румянцевская улица и все блага цивилизации, – продолжает рассказ Юрий Котляров.

К 1911 году Гомель расстроился так, что гимназия уже стала его полноценной частью. Вокруг появилось много новых построек, а цены на жильё на Могилёвской улице (сейчас – Кирова) доходили до 400-500 рублей в год.

Первый проект Станислава Шабуневского не оставили без внимания, ему была предложена должность городского архитектора.

Дом врача Александрова

Богатые гомельчане в конце XIX – начале XX века активно строили особняки. Проекты заказывали у дипломированных архитекторов.

Один из таких примеров –  дом врача Александрова, возведённый в 1903 году. Здесь известный в Гомеле врач не только жил, но и вёл лечебную практику. Построен он по проекту Станислава Шабуневского, так что следующую остановку делаем на улице Ирининской.

– Станислав Данилович часто брал частные заказы. И дом врача Александрова – один из примеров. Здание до наших дней дошло в практически неизменном виде. Ампирная лепнина, украшение фриза создают пышную праздничную форму фасада. Сверху над входной группой, рядом с двумя колоннами квадратного сечения, фигурный аттик. Центральная часть здания симметрична. Этот стиль можно назвать эклектикой,  – акцентирует внимание экскурсовод.

Построить такой дом стоило немалых денег. Но врачи в дореволюционном Гомеле хорошо зарабатывали. Частная врачебная практика была единственной возможностью обратиться за медицинской помощью до строительства земской больницы.

Орловский и Виленский банки

С улицы Ирининской идём на Советскую, которая раньше называлась Румянцевской. Именно здесь в начале XX века открыли свои двери для жителей региона Орловский и Виленский банки, построенные по проектам Станислава Шабуневского.

Первым – в 1901 году – на пересечении Румянцевской и Ирининской был построен Орловский банк.

Его здание угловое и несимметричное. Большей своей частью оно выходит на более престижную центральную улицу. Именно в этой части размещался зал для работы с клиентами с высокими арочными окнами, где проходили основные банковские процедуры и размещались кассы. В противоположном крыле на Ирининской находилась комната управляющего банком и кабинеты работников.

– Обратите внимание, каким массивным делает первый этаж каменная рустовка. Вход в здание угловой, с двумя колоннами, над которыми видим просторное окно. Это всё ещё эклектика, хоть есть и серьёзные элементы классического стиля. Третий этаж, к слову, здесь тоже был пристроен позже, – уточняет Юрий Котляров.

Виленский банк примерно того же времени проектирования был построен на десять лет позже – в 1911-м. Всё это время шли судебные тяжбы с собственниками земли, которые не хотели её продавать под строительство банка.

– Зато здание Виленского коммерческого банка изначально имело три этажа. Было украшено ампирной лепниной, коринфскими колоннами. Здесь первый этаж также украшен рустовкой, из-за чего выглядит тяжелее. На его фоне второй и третий будто бы устремляются в небо, – обращает внимание экскурсовод.

Дом Киприяна Грошикова

Постепенно архитектор Шабуневский от популярной в конце XIX – начале XX века эклектики перешёл к новой стилистике модерна. Распространялась она в Западной Европе и в каждой стране имела свои особенности. Этот стиль одним из первых пытался уйти от классических форм, привносил растительные элементы и орнамент в архитектуру, апеллировал к восточным мотивам.

Ярким примером модерна в работе Шабуневского стал в Гомеле доходный дом Киприяна Грошикова – брата того самого старообрядца, купца и судовладельца Тимофея Грошикова, в чьём доме в Ветке сейчас находится музей старообрядчества и белорусских традиций.

Киприян Грошиков был в Гомеле не менее уважаемым человеком, чем брат, занимал должность городского головы.

–  Есть мнение, что Станислав Шабуневский – создатель проекта звонницы старообрядческой Спасово-Преображенской церкви. Причём в не совсем типичном для него стиле ярославского барокко. Побыв на открытии церкви, Киприян Грошиков заказывает у Шабуневского проект городского особняка. Построен он был в 1910-х годах. Стиль модерн прослеживается здес в полукруглом остеклении над дверью, балкончике с решёткой и растительном орнаменте, – подытоживает Юрий Котляров.

Разместился дом на углу улиц Миллионной и Боярской (сейчас – Билецкого и Баумана).

Как попасть на экскурсию?

Анонсы филиал Ветковского музея будет размещать на сайте и в социальных сетях. Записаться можно по телефону +375 232 50-96-98.

Читайте также: «Спасова Слобода. Какое наследие оставили в Гомеле старообрядцы»

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...