В Гомеле побывали сразу два министра — Андрей Иванец и Денис Мороз. Местом их встречи, а также руководителей предприятий энергетической отрасли и ректоров вузов со всей страны — стал ГГТУ имени П.Сухого. В стенах регионального университета обсудили, как готовить высококлассных специалистов для сферы энергетики и не только.

Инженерные классы
Начинать нужно, убеждён министр образования Андрей Иванец, как и в любой другой специальности, со школьной скамьи. То есть с отбора мотивированных ребят. Два года назад в Беларуси пошли на эксперимент и создали при школах и гимназиях инженерные классы. В этом году пройдёт первый выпуск, после чего в министерстве оценят процент поступления на инженерные специальности. Если он будет высоким, эксперимент продолжится.
Кроме того, в Беларуси действуют 178 инженерно-технических центров для школьников, которыми охвачены более 13 тысяч детей. В таких центрах можно работать над проектами, связанными с робототехникой, автоматизацией, энергетикой, информационными технологиями и другими областями. Находятся они прямо в стенах учреждений образования. В Гомеле — в СШ №№2 и 21, гимназиях №№14 и 51. Курирует работу инженерно-технических центров Национальный детский технопарк.
— Впоследствии по рекомендации Национального детского технопарка школьники могут без экзаменов поступить в любой вуз страны. В прошлом году таких было 130. Медалисты тоже находятся в нашем поле зрения. В этом году будет уже третья вступительная кампания, когда ребята с золотыми и серебряными медалями могут поступать во все региональные вузы без экзаменов, а в столичные университеты — на наиболее востребованные экономикой специальности, — акцентировал внимание министр образования.
Больше практики для студентов
Сегодня молодёжь хочет одновременно учиться и трудиться. Удовлетворить этот запрос по максимуму, вот на что должны быть нацелены вузы и предприятия, чтобы не упустить ценные кадры. Андрей Иванец предложил продумать способ, как студенты могут во время производственной практики получить рабочую специальность и поработать по ней до окончания вуза.

Андрей Иванец.
Для самих предприятий польза тоже есть, ведь на выходе они получат итээровца, который прошёл определённый путь в профессии «снизу». В Полоцком государственном университете не побоялись пойти на такой эксперимент.
— Есть понятие «дуальное обучение». Когда первые два года студенты учатся в университете, а на третьем, четвёртом курсе идут работать на предприятие. Работу они совмещают с учёбой по принципу вечерней школы. Такой проект мы сейчас реализуем с «Нафтаном». Предприятие оборудует классы, закрепляет за каждым студентом-работником наставника. То есть актуальная проблема, когда молодых специалистов на предприятиях приходится доучивать в практическом плане, сама собой отпадает. Они уже, во время учёбы, «покрутили гайки», — рассказал суть ректор Юрий Романовский.
Параллельно в вузах нужно создавать центры компетенций и конструкторские бюро, вокруг которых будет аккумулироваться талантливая молодёжь. Не стоит забывать и про старые формы работы: филиалы кафедр вузов на предприятиях, участие представителей реального сектора экономики в принятии государственных экзаменов, подготовке дипломных и курсовых работ.
— Если сегодня реальный сектор экономики не будет напрямую работать со студентами, ожидать прихода на предприятие тех специалистов, которых хотелось бы увидеть, не стоит, — подытожил Андрей Иванец.
Главный ресурс — люди
По словам министра энергетики Дениса Мороза, на качество подготовки инженеров влияет квалификация преподавателей. Они должны понимать, чем сегодня дышит энергетика, какие актуальные задачи решает. Проще говоря, чаще бывать на предприятиях. А в идеале — регулярно, примерно раз в три года, проходить там стажировки.

Денис Мороз.
В РУП «Гомельэнерго», например, за семь лет стажировались 28 преподавателей вузов.
— Могу сказать, что такая форма погружения в производственный процесс специалистов университетов становится всё более востребованной. В последние несколько лет стажировок было гораздо больше, чем раньше. Пять человек стажировались с начала этого года. Причём не только по техническим специальностям, но и по теме экономики и менеджмента в сфере энергетики, — уточнил директор предприятия Михаил Коваленко.
По мнению обоих министров, лучше подготовить инженеров также помогут опытные специалисты предприятий, если их приглашать преподавать в вузы. Руководителей попросили подумать, как их работники могут совмещать свои прямые обязанности и преподавание. И найти для этого юридические основания. Вопрос хоть и сложный, но вполне решаемый.
Развитие науки
На принципиально новый уровень должна выйти роль науки в вузах. Сегодня, заметил Андрей Иванец, её эффективность в три раза ниже, чем в ряде других стран. В то время как в Беларуси делается упор именно на собственные разработки.
В этом плане важно возрождать в университетах научные школы в том виде, в каком они существовали в советское время. Это была мощная база с именитыми профессорами, вокруг которых аккумулировались молодые учёные. Сегодня, по словам министра образования, преемственность теряется, молодёжь не горит желанием идти в науку. А это очень плохо для развития научной мысли в целом и технологий в частности.

Что касается гомельского технического вуза, здесь существует девять научных школ. Две из них — на факультете энергетики. Доктор технических наук, профессор Надежда Грунтович занимается вопросами энергоэффективности, а Анатолий Овсянник — теплообмена при кипении. Вовлечение молодёжи в научную работу поможет также укрепить предприятия кандидатами и докторами наук.
Тем временем
В этом году в числе победителей республиканского проекта «100 идей для Беларуси» впервые оказался студент ГГТУ имени П.Сухого.
Иоанн Миронов — первокурсник машиностроительного факультета, учится на специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Будущий горный инженер представил на конкурс прототип наземного беспилотника для сбора разлитой нефти при чрезвычайных ситуациях.

Наш корреспондент спросил у автора об актуальности темы для Гомельщины.
— Проект предполагает локальную утилизацию нефтепродуктов, например, при аварии во время их транспортировки. Поэтому он может быть актуален и для нашего региона. Работа наземного беспилотника чем-то напоминает принцип действия комбайна. Он снимает пласт загрязнённой почвы, которая дальше по конвейеру поступает в специальный контейнер. Дальше уже другие машины его утилизируют, — поделился подробностями Иоанн.
Помогала студенту в работе профессор, заведующая кафедрой «Нефтегазоразработка и гидропневмоавтоматика» Алла Невзорова.
Стоимость такого агрегата, по словам автора, не просчитывалась. Речь пока идёт лишь о прототипе, который при желании можно запатентовать. А уже потом предложить разработку конкретным предприятиям или министерству.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: gstu.by, Елена Чернобаева
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram








