В Гомеле обсудили, как подготовить хорошего инженера

В Гомеле побывали сра­зу два министра — Андрей Иванец и Денис Мороз. Местом их встречи, а также руководителей предприя­тий энергетической отрас­ли и ректоров вузов со всей страны — стал ГГТУ имени П.Сухого. В стенах регионального универси­тета обсудили, как гото­вить высококлассных специалистов для сферы энергетики и не только.

Инженерные классы

Начинать нужно, убеждён министр образования Андрей Иванец, как и в любой другой специальности, со школьной скамьи. То есть с отбора мо­тивированных ребят. Два го­да назад в Беларуси пошли на эксперимент и создали при школах и гимназиях инже­нерные классы. В этом году пройдёт первый выпуск, по­сле чего в министерстве оце­нят процент поступления на инженерные специальности. Если он будет высоким, экс­перимент продолжится.

Кроме того, в Беларуси действуют 178 инженерно-технических центров для школьников, которыми охва­чены более 13 тысяч детей. В таких центрах можно ра­ботать над проектами, свя­занными с робототехникой, автоматизацией, энергети­кой, информационными тех­нологиями и другими обла­стями. Находятся они прямо в стенах учреждений образова­ния. В Гомеле — в СШ №№2 и 21, гимназиях №№14 и 51. Курирует работу инженерно-технических центров Нацио­нальный детский технопарк.

— Впоследствии по ре­комендации Национального детского технопарка школь­ники могут без экзаменов по­ступить в любой вуз страны. В прошлом году таких было 130. Медалисты тоже нахо­дятся в нашем поле зрения. В этом году будет уже третья вступительная кампания, ког­да ребята с золотыми и сере­бряными медалями могут по­ступать во все региональные вузы без экзаменов, а в сто­личные университеты — на наиболее востребованные экономикой специальности, — акцентировал внимание министр образования.

Больше практики для студентов

Сегодня молодёжь хочет одновременно учиться и тру­диться. Удовлетворить этот запрос по максимуму, вот на что должны быть нацелены вузы и предприятия, чтобы не упустить ценные кадры. Андрей Иванец предложил продумать способ, как сту­денты могут во время произ­водственной практики полу­чить рабочую специальность и поработать по ней до окон­чания вуза.

Андрей Иванец.

Для самих предприятий польза тоже есть, ведь на вы­ходе они получат итээровца, который прошёл определён­ный путь в профессии «сни­зу». В Полоцком государ­ственном университете не по­боялись пойти на такой экс­перимент.

— Есть понятие «дуаль­ное обучение». Когда пер­вые два года студенты учат­ся в университете, а на тре­тьем, четвёртом курсе идут работать на предприятие. Ра­боту они совмещают с учё­бой по принципу вечерней школы. Такой проект мы сейчас реализуем с «Нафта­ном». Предприятие оборуду­ет классы, закрепляет за каж­дым студентом-работником наставника. То есть актуаль­ная проблема, когда молодых специалистов на предприя­тиях приходится доучивать в практическом плане, сама собой отпадает. Они уже, во время учёбы, «покрутили гай­ки», — рассказал суть ректор Юрий Романовский.

Параллельно в вузах нужно создавать центры компетен­ций и конструкторские бюро, вокруг которых будет аккуму­лироваться талантливая моло­дёжь. Не стоит забывать и про старые формы работы: фили­алы кафедр вузов на предпри­ятиях, участие представите­лей реального сектора эко­номики в принятии государ­ственных экзаменов, подго­товке дипломных и курсо­вых работ.

— Если сегодня реальный сектор экономики не будет на­прямую работать со студента­ми, ожидать прихода на пред­приятие тех специалистов, ко­торых хотелось бы увидеть, не стоит, — подытожил Ан­дрей Иванец.

Главный ресурс — люди

По словам министра энер­гетики Дениса Мороза, на качество подготовки инже­неров влияет квалификация преподавателей. Они долж­ны понимать, чем сегодня ды­шит энергетика, какие акту­альные задачи решает. Про­ще говоря, чаще бывать на предприятиях. А в идеале — регулярно, примерно раз в три года, проходить там ста­жировки.

Денис Мороз.

В РУП «Гомельэнерго», например, за семь лет ста­жировались 28 преподавате­лей вузов.

— Могу сказать, что такая форма погружения в произ­водственный процесс специ­алистов университетов стано­вится всё более востребован­ной. В последние несколько лет стажировок было гораздо больше, чем раньше. Пять че­ловек стажировались с нача­ла этого года. Причём не толь­ко по техническим специаль­ностям, но и по теме эконо­мики и менеджмента в сфере энергетики, — уточнил ди­ректор предприятия Михаил Коваленко.

По мнению обоих мини­стров, лучше подготовить инженеров также помогут опытные специалисты пред­приятий, если их пригла­шать преподавать в вузы. Руководителей попросили подумать, как их работники могут совмещать свои пря­мые обязанности и препода­вание. И найти для этого юри­дические основания. Вопрос хоть и сложный, но вполне решаемый.

Развитие науки

На принципиально новый уровень должна выйти роль науки в вузах. Сегодня, за­метил Андрей Иванец, её эф­фективность в три раза ниже, чем в ряде других стран. В то время как в Беларуси делает­ся упор именно на собствен­ные разработки.

В этом плане важно воз­рождать в университетах на­учные школы в том виде, в ка­ком они существовали в совет­ское время. Это была мощная база с именитыми профессо­рами, вокруг которых аккуму­лировались молодые учёные. Сегодня, по словам министра образования, преемственность теряется, молодёжь не горит желанием идти в науку. А это очень плохо для развития на­учной мысли в целом и техно­логий в частности.

Что касается гомельского технического вуза, здесь су­ществует девять научных школ. Две из них — на фа­культете энергетики. Доктор технических наук, профес­сор Надежда Грунтович за­нимается вопросами энерго­эффективности, а Анатолий Овсянник — теплообмена при кипении. Вовлечение молодёжи в на­учную работу поможет также укрепить предприятия канди­датами и докторами наук.

Тем временем

В этом году в числе победителей республиканского проекта «100 идей для Беларуси» впервые оказался студент ГГТУ име­ни П.Сухого.

Иоанн Миронов — первокурсник машиностроительного фа­культета, учится на специальности «Разработка и эксплуата­ция нефтяных и газовых месторождений». Будущий горный ин­женер представил на конкурс прототип наземного беспилот­ника для сбора разлитой нефти при чрезвычайных ситуациях.

Наш корреспондент спросил у автора об актуальности темы для Гомельщины.

— Проект предполагает локальную утилизацию нефтепродук­тов, например, при аварии во время их транспортировки. Поэто­му он может быть актуален и для нашего региона. Работа назем­ного беспилотника чем-то напоминает принцип действия ком­байна. Он снимает пласт загрязнённой почвы, которая дальше по конвейеру поступает в специальный контейнер. Дальше уже другие машины его утилизируют, — поделился подробностями Иоанн.

Помогала студенту в работе профессор, заведующая кафе­дрой «Нефтегазоразработка и гидропневмоавтоматика» Алла Невзорова.

Стоимость такого агрегата, по словам автора, не просчиты­валась. Речь пока идёт лишь о прототипе, который при желании можно запатентовать. А уже потом предложить разработку кон­кретным предприятиям или министерству.

Автор: Елена Чернобаева. Фото: gstu.by, Елена Чернобаева

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...