Гомель Макарова. Прогулялись по городу с олимпийским чемпионом

В Гомеле много уголков, которые особенно близки серд­цу его жителей — просторный Центральный парк, самая длинная в стране набережная реки Сож, уютный сквер имени А.Громыко, светодинамический фонтан у цирка… Но у каждого человека есть свои особенные места в го­роде, которые хранят важные воспоминания и греют ду­шу. Прогулялись по Гомелю в компании первого и единственного в Беларуси олимпийского чемпиона по дзюдо Игоря Макарова, узнали его любимые места в городе и по-новому посмотрели на знакомые улицы и здания.

Любовь и вампиры

Первая остановка нашего маршрута — средняя школа №52 на улице Лазур­ной, где Игорь Макаров учился со вто­рого по выпускной класс. За прошед­шие почти тридцать лет, говорит наш гид, здесь мало что изменилось.

— Разве что деревья выросли, появились окна ПВХ, новая ограда и кра­сивые цветочные клумбы. А так всё та­кое же, как было в наши школьные го­ды. И это замечательно, ведь, как гово­рят в спорте: стабильность — признак мастерства. Я стараюсь жить именно по такому принципу, — признаётся Игорь.

Встреча с администрацией школы стала приятной неожиданностью и вы­звала у чемпиона тёплые воспоминания.

— Как будто в детство вернулся! — улыбается Макаров, открывая дверь в кабинет физики. — Вижу, что класс мо­дернизировали, но шкафы с приборами остались прежними. А вот за этой пар­той в среднем ряду я обычно сидел. На­ши классы были с углублённым изуче­нием математики и физики. Эти пред­меты я очень любил. А по другому и быть не могло. То, как Тама­ра Ивановна Бодрова преподавала ма­тематику, — высший пилотаж. По­сле её объяснений даже самые запутан­ные формулы становились понятными и доступными.

Вспоминает наш герой и других учи­телей, которые оставили тёплый след в душе.

— Любовь Ивановна Колесникова, наш преподаватель истории, почти не пользовалась учебниками — мы писа­ли конспекты и по ним учились. Она настолько увлекательно рассказывала, что мы забывали о времени. А учи­тель русского языка и литературы Ан­на Ивановна Ефименко приучала нас думать, рассуждать и не бояться вы­сказывать своё мнение.

На выходе из кабинета Игорь Мака­ров вдруг останавливается:

— А вон за той партой, прямо поза­ди меня, сидела наша отличница Еле­на — моя любимая жена и верный спут­ник жизни, с которой мы совсем ско­ро отметим серебряную свадьбу. Вме­сте мы со школьной поры. Она всег­да поддерживала меня, порой стучала по спине линейкой, когда я отвлекал­ся. Моя симпатия к ней началась ещё в шестом классе, но я стеснялся сказать об этом. Лишь через два года пригла­сил её в кинотеатр на фильм про вам­пиров. Честно признаться, сам фильм меня мало интересовал. Главным тог­да было другое — я впервые взял Лену за руку, и она не отдёрнула её! Это чув­ство счастья никогда не забуду.

«Пацаны», но другие

После школы наш маршрут лежит к базе ОМОНа на улице Борисенко. Здесь будущий олимпийский чемпи­он занимался дзюдо у Владимира Асина, ко­торый стал для него не только тре­нером, но и наставником во всём:

— Сейчас сюда можно без проблем добраться хоть на машине, хоть на об­щественном транспорте. А в 80-90-е годы это была забытая богом промзо­на, весной и осенью утопавшая в гря­зи, зимой — во тьме и сугробах.

Иногда дорога до спортзала зани­мала около часа. Но на тренировки, говорит Игорь, ходил с удовольстви­ем. И не он один: были ребята из Мо­настырька, Новобелицы, Сельмаша.

— Никто нас на машинах не возил, все добирались сами. Меня, второ­классника, родители только на первую тренировку привели, а дальше — сам. Владимир Влади­мирович учил нас быть командой, — говорит знамени­тый спортсмен.

Через пять лет секцию дзюдо пере­вели в здание общества «Динамо» на улице Волгоградской.

— Поначалу мы расстроились. Всё-таки на базе ОМОНа у нас был от­дельный зал, где никто не мешал. А в «Динамо» вместе с нами тренировались «классики» (сейчас это греко-римский стиль) и «вольники». Первым делом мы поспорили, чей стиль круче. Отношения выясняли исключительно на ковре, зара­нее оговаривая правила, которые стро­го соблюдали. Боролся и я — побеждал и проигрывал, — вспоминает Макаров.

По его словам, эти дружеские схват­ки оказались очень полезными и во мно­гом помогли выиграть олимпийское зо­лото в Афинах. Юные спортсмены по­стоянно перенимали друг у друга связ­ки, комбинации, передвижения.

— Между прочим, я до сих пор вы­ступаю за разумное смешение стилей. Для серьёзного спортсмена это толь­ко на пользу, — уверен олимпийский чемпион.

Спорт учёбе не помеха

Второй альма-матер Игоря Макаро­ва после школы стал Гомельский госу­дарственный технический университет имени П.Сухого. С этим вузом у извест­ного дзюдоиста связано множество яр­ких воспоминаний, поэтому отправля­емся туда.

— В 1998 году я поступил в политех на машиностроительный факультет. К тому времени уже был мастером спорта междуна­родного класса, но спортом как профес­сией не думал зани­маться. Планировал пойти по стопам от­ца — он у меня ин­женер до мозга ко­стей и работал ге­неральным дирек­тором «Сейсмо­техники». Да и мне всегда нравилось возиться с раз­личными механиз­мами, поэтому учился хорошо. На сборы и соревнования брал с собой учебники и конспекты. Не знаю, как сейчас, но в те годы подход был жёсткий: не тя­нешь — на отчисление, без вариан­тов и поблажек.

Игорь до сих пор помнит, как первый день занятий их группу собрали в аудитории и спросили: «Спортсме­ны есть?» Человек десять поднялись, с некоторой долей гордости, рассчиты­вая на особый статус. Но тут их быстро поставили на место: «Если планируете прикрываться спортом — вам до­рога в ГГУ имени Ф.Скорины на фа­культет физвоспитания. Здесь никако­го снисхождения не будет!»

И действительно, говорит наш собе­седник, поблажек ни у кого не было:

— В нашей группе из более чем тридцати человек диплом получили лишь девять, включая меня. Особен­но трудно давалась теория машин и механизмов. Мы шутили, что ТММ — это «тут моя могила». Предмет очень сложный: если пропустил что-то на первых лекциях, потом догнать прак­тически невозможно.

Практические задания, например, чертежи, студент Макаров всегда делал сам. А вот теорию пересдавал по несколько раз.

— Высшую математику у нас преподавала кандидат физико-математических наук Валентина Ива­новна Вальковская — отличный педа­гог, но с особым отношением к спор­тсменам. Она постоянно повторяла: «Игорь, вы способны на большее, но виноваты ваши сборы и дзюдо». Я не мог её убедить, что спорт, наоборот, помогает учёбе, если правильно пла­нировать время.

На старших курсах у студента Макарова уже был индивидуальный учебный план — мож­но было пропускать до 30% занятий без штрафов. Но когда, говорит, был в Гомеле, старался обязательно посещать уни­верситет.

— Во-первых, консультации препо­давателей были необходимы — само­стоятельно многое усвоить было слож­но. Во-вторых, студенческое правило никуда не делось: чем чаще попадал­ся преподавателю на глаза, тем выше шансы успешно сдать сессию. Конеч­но, без «хвостов» не обошлось, но в ди­пломе у меня больше четвёрок и пятё­рок, чем троек.

После окончания университета око­ло полугода наш герой проработал на «Сейсмотехнике», мечтая о карьере ин­женера. Затем его призвали в армию и направили в минский СКА — там его жизнь резко повернулась в сторону про­фессионального спорта. Но это уже со­всем другая история.

От студента к доценту

Государственный университет имени Ф.Скорины, которым когда-то в политехе «пугали» студентов-спортсменов, Игорю Макарову обойти не удалось. Уже четвёртый год он занимает долж­ность доцента кафедры спортивных дисциплин факультета физической культуры и преподаёт методику из­бранных видов спорта. Параллельно завершает обучение в аспирантуре.

— Однажды наш декан Сергей Сев­далев предложил мне открыть на фа­культете отделение дзюдо. Мы по­пробовали — и у нас получилось. Так я стал преподавателем. Передаю свой опыт и знания тренерам по дзюдо и самбо как в аудиториях, так и на татами.

К своей первой в жизни лекции ти­тулованный спортсмен готовился це­лую неделю — изучил всё, что толь­ко мог. Но даже это не спасло от вол­нения: руки дрожали, а язык едва слу­шался.

— Боялся допустить ошибку, ска­зать что-то ненаучное или нелепое. К счастью, спортсмены — люди се­рьёзные и дисциплинированные. Если что-то идёт не так, вида не покажут. Мне с ними легко, мы говорим на одном языке. Практически все зани­маются по индивидуальным планам, как когда-то и я. Но это даже к луч­шему: так можно уделить максимум внимания каждому, поделиться свои­ми секретами. Ведь им предстоит вос­питывать чемпионов и мастеров — так же, как когда-то воспитывали меня…

Автор: Александр Евсеенко. Фото: Мария Амелина

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...