В следующем году исполнится 40 лет, как Геннадий Винокуров впервые сел за руль пассажирского транспорта в автобусном парке №1 «Гомельоблавтотранса». За четыре десятилетия нашему герою довелось крутить баранку самых разных автобусов — от легендарных «Икарусов» до современных низкопольных МАЗов. Многие машины он получал в числе первых в Гомеле водителей. Недавно Геннадию Винокурову вручили ключи от нового МАЗ-216 особо большой вместимости. В день нашей встречи «гармошка» обслуживала магистральный городской маршрут №18 «Микрорайон Клёнковский — РЦРМ».

Как всё начиналось
— Я с детства знал, что стану водителем. Когда был маленьким, любил кататься на автобусах. Жил я тогда в деревне Заболотье Буда-Кошелёвского района, которой уже не существует. Там окончил среднюю школу, потом отслужил в армии. Получил права в гомельской автошколе, которая сегодня находится в составе нашего объединения. В автобусный парк пришёл с одобрения тогдашнего директора Владимира Павловича Ходаковского, — вспоминает свои первые километры Геннадий Петрович.
Система профессиональной квалификации уже в те годы работала чётко. Водитель не получал допуска на загородную трассу, не отработав три года на городских маршрутах. С них начал и Геннадий Винокуров.
— Гомель в 1980-х был городом «Икарусов», можно сказать, элитой общественного транспорта того времени. В то время как в Минске по городу ходили не приспособленные для этого львовские автобусы. Так что техникой наш город обеспечивался хорошо, — отмечает наш герой. — «Икарусы» приходили на сортировочную станцию на Сельмаше на железнодорожных платформах, а мы выводили их на рампу и перегоняли в парк.
Геннадий Винокуров тоже получил свой первый «Икарус-260», а чуть позже и «Икарус-263» — передовую модель, которая в Гомель поступила ограниченной партией. Сегодня именно этот автобус приведён в заводской внешний вид и установлен на постаменте у входа в автопарк №6 на улице Федюнинского.

Первый «Икарус-263» для Гомеля получал Геннадий Винокуров.
— Машина была хороша. Вообще, с каждой новой партией венгерские машиностроители вносили в свою продукцию какие-то изменения. «Икарусы» были настоящими тружениками дорог, неприхотливыми, но современными, — делится воспоминаниями Винокуров.
Между Гомелем и Киевом
Когда у первого автопарка появился филиал, позже ставший самостоятельным автопарком — №6, организации разделили между собой городские перевозки и междугородные. Геннадий Петрович ушёл с городских маршрутов и начал возить пассажиров по «межгороду».
Направлений в те годы было в разы больше, чем сейчас, вспоминает наш собеседник. География охватывала Беларусь Россию, Прибалтику и Украину. Это если не брать в расчёт межобластные рейсы, которые по протяжённости можно было обслуживать без второго водителя. Сейчас, для сравнения, самый дальний регулярный рейс выполняется в Ригу. Москвы в расписании, и той не осталось.
— В дороге всякое случалось, но всегда работала водительская взаимовыручка. Как-то мы с напарником ехали в Гродно, и у нас на «Икарусе» сломался компрессор. Буквально раскололся пополам. Такое в поле не починишь. По этой же дороге на автобусе ехал наш коллега из Гродно. Узнав о причине остановки, отдал нужный узел из своего «загашника». Благодаря его помощи мы доехали в гродненский автопарк, там основательно починились перед обратным рейсом. А уже вопрос размена деталями между предприятиями решило наше руководство, — делится историей Геннадий Винокуров.

Случались истории, которые со стороны кажутся забавными, но непосредственных участников когда-то заставили поволноваться.
До начала специальной военной операции на Украине из Гомеля выполнялись регулярные рейсы в Киев. Прямой и обратный автобусы встречались в Чернигове, где делали продолжительную по времени остановку. Пассажиры могли сходить перекусить и отлучиться по другим делам. Стояли автобусы рядом, у одной посадочной платформы. Потом водители проверяли, все ли пассажиры заняли свои места, и продолжали поездку. Так было и в тот день.
— Я посчитал пассажиров, их число совпало с проданными билетами, и мы продолжили путь. И вдруг на следующей остановке в Козельце подошёл дедушка и спросил: «Как я снова оказался в Козельце, если только недавно в нём же садился?» В то же самое время аналогичный вопрос задал пассажир встречного автобуса во время остановки в Репках. Надо же было так совпасть, что оба перепутали свои автобусы и даже не обратили внимания на смену попутчиков и интерьера, а места у них были одни и те же! Следующими за нами шли автобусы Светлогорск — Киев и Киев — Светлогорск, так что ситуацию удалось разрешить. Людей посадили в них, и они хоть с опозданием, зато без лишних затрат добрались до своих пунктов назначения, — рассказывает ещё один случай Геннадий Винокуров.
Водители — это большая семья
Управлять первым мягким автобусом белорусского производства МАЗ-152 снова же доверили Геннадию Винокурову.
— Моим напарником был Василий Терентьевич Карпов, который сейчас уже на пенсии. Ему я благодарен за профессиональные секреты. С годами у каждого из водителей накапливается не только опыт, но и запас каких-то нестандартных инструментов, расходников. И мы охотно делимся всем этим с коллегами. А как иначе? Водительская взаимовыручка, она до сих пор работает! — заверяет наш герой. — А всё потому, что коллектив сплочённый. Если что-то случается в промежутке между рейсами, хлопцы безотказно берутся за работу и устраняют проблему.
В День города Геннадий Винокуров получил ключи от нового МАЗ-216 бирюзового цвета. И пока, говорит, проблем с ним не имел, разве что по мелочам приходится брать в руки инструмент. Например, когда пассажиры в салоне что-нибудь поломают.

— Вот же хулиганы, USB-зарядку вырвали из крепления, — хмурится водитель, впрочем, беззлобно. — Это мы сейчас исправим.
Геннадий Винокуров проводит параллели между работой венгерских машиностроителей и минских конструкторов:
— У МАЗа с каждой новой партией автобусов тоже появляются приятные улучшения. Сейчас автобусы комплектуются двигателями китайского происхождения, что производятся в технопарке «Великий Камень» под Минском. Они мощнее тех, что устанавливались на «гармошках» предыдущего поколения. Сегодня утром из Новобелицы я шёл с полной загрузкой людьми, и автобус налегке вошёл в подъём на путепровод. Появились новые зеркала, и у автобуса вообще не осталось слепых зон. Обстановка в салоне и у каждой конкретной двери контролируется системой видеокамер. Отдельное спасибо за новое кресло водителя, учитывающее анатомию. После работы в таком спина не болит.

Пассажиры, по словам нашего собеседника, рады системе климат-контроля. Но не все знают, как правильно ею пользоваться, и открывают форточки в автобусе. Раньше в Гомеле на городские автобусы кондиционеры не ставили.
В конце нашей беседы Геннадий Петрович просит от его имени поздравить коллег с Днём автомобилиста и дорожника:
— Для меня это не рутинная работа, а призвание. И спасибо за возможность поздравить с праздником таких же преданных делу людей. Я отношу к их числу руководство объединения и наших парков, своих коллег-водителей, ремонтников, ветеранов отрасли. Ни гвоздя, ни жезла всем нам!
Автор: belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец, Елена Чернобаева
Сейчас читают:
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram








