Водитель автобуса из Гомеля о взаимовыручке на дорогах, новых МАЗах и культуре пассажиров

В следующем году исполнится 40 лет, как Геннадий Винокуров впервые сел за руль пассажирско­го транспорта в автобусном парке №1 «Гомельоблавтотранса». За четыре десятилетия нашему герою довелось крутить баранку самых разных автобусов — от легендар­ных «Икарусов» до современных низкопольных МАЗов. Многие ма­шины он получал в числе первых в Гомеле водителей. Недавно Ген­надию Винокурову вручили ключи от нового МАЗ-216 особо большой вместимости. В день нашей встре­чи «гармошка» обслуживала ма­гистральный городской маршрут №18 «Микрорайон Клёнковский — РЦРМ».

Как всё начиналось

— Я с детства знал, что стану води­телем. Когда был маленьким, любил ка­таться на автобусах. Жил я тогда в дерев­не Заболотье Буда-Кошелёвского района, которой уже не существует. Там окон­чил среднюю школу, потом отслужил в армии. Получил права в гомельской автошколе, которая сегодня находится в составе нашего объединения. В автобус­ный парк пришёл с одобрения тогдаш­него директора Владимира Павловича Ходаковского, — вспоминает свои пер­вые километры Геннадий Петрович.

Система профессиональной квалифи­кации уже в те годы работала чётко. Во­дитель не получал допуска на загород­ную трассу, не отработав три года на го­родских маршрутах. С них начал и Ген­надий Винокуров.

— Гомель в 1980-х был городом «Ика­русов», можно сказать, элитой обще­ственного транспорта того времени. В то время как в Минске по городу ходи­ли не приспособленные для этого львов­ские автобусы. Так что техникой наш го­род обеспечивался хорошо, — отмеча­ет наш герой. — «Икарусы» приходили на сортировочную станцию на Сельма­ше на железнодорожных платформах, а мы выводили их на рампу и перегоня­ли в парк.

Геннадий Винокуров тоже полу­чил свой первый «Икарус-260», а чуть позже и «Икарус-263» — передовую мо­дель, которая в Гомель поступила огра­ниченной партией. Сегодня именно этот автобус приведён в заводской внешний вид и установлен на постаменте у входа в автопарк №6 на улице Федюнинского.

Первый «Икарус-263» для Гомеля получал Геннадий Винокуров.

— Машина была хороша. Вообще, с каждой новой партией венгерские ма­шиностроители вносили в свою про­дукцию какие-то изменения. «Икарусы» были настоящими тружениками дорог, неприхотливыми, но современными, — делится воспоминаниями Винокуров.

Между Гомелем и Киевом

Когда у первого автопарка появился филиал, позже ставший самостоятель­ным автопарком — №6, организации раз­делили между собой городские перевоз­ки и междугородные. Геннадий Петро­вич ушёл с городских маршрутов и на­чал возить пассажиров по «межгороду».

Направлений в те годы было в разы больше, чем сейчас, вспоминает наш со­беседник. География охватывала Беларусь Россию, Прибалтику и Украину. Это если не брать в расчёт межобластные рейсы, которые по протяжённости мож­но было обслуживать без второго води­теля. Сейчас, для сравнения, самый даль­ний регулярный рейс выполняется в Ригу. Москвы в расписании, и той не осталось.

— В дороге всякое случалось, но всег­да работала водительская взаимовыруч­ка. Как-то мы с напарником ехали в Грод­но, и у нас на «Икарусе» сломался ком­прессор. Буквально раскололся попо­лам. Такое в поле не починишь. По этой же дороге на автобусе ехал наш коллега из Гродно. Узнав о причине остановки, отдал нужный узел из свое­го «загашника». Благодаря его помощи мы доехали в гродненский автопарк, там основательно починились перед обратным рейсом. А уже вопрос размена деталями между предприятия­ми решило наше руководство, — делит­ся историей Геннадий Винокуров.

Случались истории, которые со сто­роны кажутся забавными, но непосред­ственных участников когда-то застави­ли поволноваться.

До начала специальной военной опе­рации на Украине из Гомеля выполня­лись регулярные рейсы в Киев. Прямой и обратный автобусы встречались в Чер­нигове, где делали продолжительную по времени остановку. Пассажиры мог­ли сходить перекусить и отлучиться по другим делам. Стояли автобусы рядом, у одной посадочной платформы. Потом водители проверяли, все ли пассажиры заняли свои места, и продолжали поезд­ку. Так было и в тот день.

— Я посчитал пассажиров, их чис­ло совпало с проданными билетами, и мы продолжили путь. И вдруг на сле­дующей остановке в Козельце подошёл дедушка и спросил: «Как я снова ока­зался в Козельце, если только недавно в нём же садился?» В то же самое вре­мя аналогичный вопрос задал пасса­жир встречного автобуса во время оста­новки в Репках. Надо же было так со­впасть, что оба перепутали свои авто­бусы и даже не обратили внимания на смену попутчиков и интерьера, а места у них были одни и те же! Следующи­ми за нами шли автобусы Светлогорск — Киев и Киев — Светлогорск, так что ситуацию удалось раз­решить. Людей посадили в них, и они хоть с опозданием, зато без лишних за­трат добрались до своих пунктов назна­чения, — рассказывает ещё один слу­чай Геннадий Винокуров.

Водители — это большая семья

Управлять первым мягким авто­бусом белорусского производства МАЗ-152 снова же доверили Геннадию Винокурову.

— Моим напарником был Василий Терентьевич Карпов, который сейчас уже на пенсии. Ему я благодарен за профес­сиональные секреты. С годами у каждо­го из водителей накапливается не толь­ко опыт, но и запас каких-то нестандарт­ных инструментов, расходников. И мы охотно делимся всем этим с коллегами. А как иначе? Водительская взаимовыручка, она до сих пор работает! — заверяет наш герой. — А всё потому, что коллектив сплочённый. Если что-то случается в промежутке между рейса­ми, хлопцы безотказно берутся за ра­боту и устраняют проблему.

В День города Геннадий Виноку­ров получил ключи от нового МАЗ-216 бирюзового цвета. И пока, говорит, про­блем с ним не имел, разве что по мело­чам приходится брать в руки инстру­мент. Например, когда пассажиры в са­лоне что-нибудь поломают.

— Вот же хулиганы, USB-зарядку вырвали из крепления, — хмурится водитель, впрочем, беззлобно. — Это мы сейчас исправим.

Геннадий Винокуров проводит парал­лели между работой венгерских маши­ностроителей и минских конструкторов:

— У МАЗа с каждой новой партией ав­тобусов тоже появляются приятные улуч­шения. Сейчас автобусы комплектуют­ся двигателями китайского происхожде­ния, что производятся в технопарке «Ве­ликий Камень» под Минском. Они мощ­нее тех, что устанавливались на «гармош­ках» предыдущего поколения. Сегодня утром из Новобелицы я шёл с полной за­грузкой людьми, и автобус налегке вошёл в подъём на путепровод. Появились но­вые зеркала, и у автобуса вообще не оста­лось слепых зон. Обстановка в салоне и у каждой конкретной двери контролирует­ся системой видеокамер. Отдельное спа­сибо за новое кресло водителя, учитыва­ющее анатомию. После работы в таком спина не болит.

Пассажиры, по словам нашего собе­седника, рады системе климат-контроля. Но не все знают, как правильно ею поль­зоваться, и открывают форточки в авто­бусе. Раньше в Гомеле на городские авто­бусы кондиционеры не ставили.

В конце нашей беседы Геннадий Петрович просит от его имени поздра­вить коллег с Днём автомобилиста и до­рожника:

— Для меня это не рутинная работа, а призвание. И спасибо за возможность поздравить с праздником таких же пре­данных делу людей. Я отношу к их чис­лу руководство объединения и наших парков, своих коллег-водителей, ремонт­ников, ветеранов отрасли. Ни гвоздя, ни жезла всем нам!

Автор: belkagomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец, Елена Чернобаева

Сейчас читают:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...