«На кухне лежала бельгийская плитка». Из чего строили здания и жилые дома в Гомеле XIX – начала XX века

Новая экспозиция «Из чего это сделано?» в музее дворцово-паркового ансамбля посвящена стройматериалам из прошлого. В выставочном зале сумели разместить часть старинного дорожного покрытия, сосновые двери, которым больше 100 лет, облицовка с фонтана Паскевичей, самые загадочные экземпляры кирпичной коллекции музея, инструменты тогдашних строителей, редкие фото, чертежи и документы. Все это помогает новым способом рассказать историю Гомеля и области в XIX – первой половине XX века. Вместе с сотрудниками музея рассматриваем экспонаты на новой выставке. И убеждаемся, что кирпичи, мрамор, дерево, керамика, металл — могут будоражить воображение не хуже произведений искусства.

КИРПИЧ

Под стеклом — фрагменты самых разных кирпичных построек Гомельщины. Например, черепица с крыши гостиного двора, построенного в начале 19 века по проекту англичанина Джона Кларка. Или кирпич со знаменитой пожарной каланчи, которая простояла с 1910-х до 1965 года на пересечении современной площади Ленина с одноимённым проспектом.

Эти находки попали в фонд музея в результате археологических раскопок. Другие же экспонаты оказались в коллекции благодаря целенаправленному «цэглазбору». Так научные сотрудники между собой называют экспедиции по поиску редких кирпичей.

«Во время таких вылазок мы охотимся за кирпичами с клеймами и надписями. У меня есть два любимых примера, — озвучил личный топ завотделом археологии и охраны историко-культурного наследия музея Юрий Панков. — Первый найден в чистом поле рядом с деревней Наспа в Буда-Кошелёвском районе. Нацарапанная надпись «1920 года февраля 24 дня», возможно, отсылает к урагану, разрушившему работавший в тех местах стекольный завод».

По словам Панкова, после мощного разгула стихии стекольное производство в Наспе не стали восстанавливать. Новый завод построили ближе к Гомелю — в Костюковке. Фундамент предприятия «Гомельстекло» заложили в марте 1930 года, и как выяснили кирпичные исследователи, использовали при строительстве продукцию Гомельского кирпичного завода номер 5.

Но вернёмся к любимым предметам нашего экскурсовода.

«Ещё один кирпич был найден случайно во время личной поездки в Жлобин. Я остановился у руин церкви в деревне Красная Слобода и был уверен, что не уеду с пустыми руками. Но как назло ни одного кирпича с отметками не нашел. Разочаровавшись, я уже шел к машине, как вдруг под ногами увидел декоративный кирпич со скошенным обработанным краем. Привёз его в музей, почистил и разглядел на постели (широкая часть кирпича — прим. ред.) надпись от руки «63», — вспомнил своё везение историк. — Что означает цифра? В источниках указан год постройки церкви — 1865, так что очень вероятно, что «63» — это год выпуска стройматериалов, зачем-то нацарапанный одним из рабочих-производителей».

На выставке есть находки ещё одного увлечённого работника музея. Фотограф Павел Антонов собрал почти квадратный метр клинкерной дороги. Такое дорожное покрытие было переходным этапом между брусчаткой и асфальтом. В 1930-е клинкером были уложены улицы Артёма, Советская, проспект Ленина. Кирпичи для своей коллекции Павел отыскал на территории бывшего судостроительно-судоремонтного завода.

ДЕРЕВО

Выставку дополнили экспонаты Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Шклярова. Например, сосновые входные двери из дома на улице Комиссарова, 15. Самым первым его хозяином был некто статусный (есть версия, что священник). В войну этот дом немецкие оккупанты использовали для своих нужд. А после освобождения города срубом владели ещё несколько семей. Последние его хозяева перед сносом в 2018 году пригласили в гости историков.

«Покосившийся дощатый тамбур, оказалось, скрывал великолепные старинные двери. Они сделаны методом рамочно-филенчатой вязки. На трёх филенках каждой створки есть декоративные накладки — хороший пример гомельского стиля украшений», — прокомментировал сотрудник Ветковского музея Андрей Скидан. — Из этого же дома мы забрали на реставрацию резные наличники, выходящие на улицу – они обычно наряднее тех, что во дворах».

Упомянутый Скиданом гомельский стиль, по его словам, ещё не культурологический термин. Но многие исследователи используют это словосочетание, чтобы подчеркнуть отличия деревянной архитектуры в Гомеле, Ветке и Добруше от соседних регионов — Стародуба, Чернигова, Могилёва, Мозыря.

«Есть особенности архитектоники, планировки домов, даже их размеров. Но ярче всего отличается оконное оформление: тип ставень и наличников, тип украшений на них и на воротах, — по нашей просьбе коротко объяснил разницу историк. — В Гомельском регионе декор более герметичных форм, а не ажурный, как в России. И его немного, всё сбалансировано».

МЕТАЛЛ

Сосновые двери в экспозиции дополнили латунным звонком из той же эпохи, но с иной пропиской. Раньше им пользовались гости семьи Санько, которая в конце XIX века жила в доме на современной улице Циолковского. Известно, что глава семейства был железнодорожником и занимал одну из руководящих должностей. В их доме не только звонок заинтересовал историков. С согласия наследников в городские музеи передали ещё и старинную дверную ручку, несколько предметов мебели и сканы семейного фотоальбома.

О металлических сооружениях Гомеля историкам тоже есть что рассказать. Например, на выставке показывают чертёж моста через Лебяжий пруд за подписью инженера-механика завода Н.Ильина, датированный 1891 годом.

Шестипролётный мост был изготовлен  по заказу Фёдора Паскевича. Металлические детали для него отливали на Брянском рельсопрокатном, железоделательном и механическом заводе. В цельную конструкцию их собирали при помощи заклёпывания — передовой на тот момент технологии. Так мост получался более устойчивым к ударным и вибрационным нагрузкам. К слову, заклёпки использовали и при возведении Эйфелевой башни в Париже. На 330-метровую махину ушло 2,5 млн заклёпок.

МРАМОР

Помните ураган, который летом 2024-го повалил в Гомеле десятки деревьев? Одно из них в тот июль упало на территории дворцово-паркового ансамбля рядом с гротом. Мощные корни сросшихся ясеней и клёна подняли часть почвы и обнажили кирпичную кладку XIX века. Это была чаша фонтана.

Археологи быстро организовали раскоп. И наконец смогли узнать больше о фонтанах Паскевичей, которые раньше видели на фотографиях дворца.

Судя по снимку 1930-х, две многоугольные чаши симметрично располагались позади дворца. Их кирпичные бортики и дно были облицованы серо-белым мрамором. Какой это сорт и откуда был привезён материал, пока неясно. Зато известно, что найденный фонтан уже бывал на ремонте.

«На дне чаши была цементная «заплатка», то есть скорее всего мраморную плиту заменили на другой материал, когда фонтан чинили», — объяснила логику научный сотрудник музея Екатерина Иванова-Праля.

На выставке показывают не только найденный мрамор, но и фото работающего фонтана 1890-х годов. Относительно невысокие струи распыляли воду таким образом, что это напоминало цветок.

«Интересно, как именно обеспечивали подачу воды и напор, жаль, никак труб и коммуникаций мы не нашли», — поделилась деталями Иванова-Праля.

КЕРАМИКА

Вероятность, что в доме под снос есть плитка XIX века бельгийской фирмы, мала, но никогда не равна нулю. В Гомеле на улице Артёма во время сноса частного дома обнаружили части ещё одного жилища. Историки приехали их обследовать и увезли с собой ценные экспонаты — несколько видов керамической плитки бельгийского бренда Marywil.

«Производство, основанное в Льеже, было довольно успешным и популярным в XIX веке. Своё представительство компания открыла и в Российской Империи, на рубеже веков завод вырос в городе Радом», — объяснила нюансы Екатерина Иванова-Праля.

Дом, исчезнувший с карты Гомеля, принадлежал некому зажиточному горожанину. Половую и отделочную плитку там нашли «ин ситу», то есть в изначальном расположении. Белая керамика с черными деталями вероятнее всего лежала на полу в кухне или подсобном помещении. А бежевую отделочную плитку с узорами использовали как декор.

«Это энкаустическая плитка, изготовленная по новой на то время технологии. Суть в том, чтобы рисунок не наносить на поверхность, а прессом как бы впечатывать в керамику. Так узор держится дольше, а сколы менее заметны, ведь внутри плитка того же цвета, что и снаружи. Можете сами убедиться», — предложила присмотреться к деталям Иванова-Праля.

Экспозиция «Из чего это построено?» будет работать в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей еще несколько месяцев. Вход по общему билету во дворец. Связаться с кураторами выставки можно по телефонам: +375(232) 50-95-41, 50-95-43.

     

Автор: Юлия Цурко. Фото: Мария Амелина.

Сейчас читают: 

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...