«Дворец Паскевичей ещё не вся история Гомеля». Поговорили с историком о ценности деревянной застройки

Общественные активисты из числа историков и архитекторов предлагают сохранить в Гомеле деревянную архитектуру и, в частности, резной декор. На эту тему написаны десятки матери­алов в газетах, защищена науч­ная диссертация, есть даже про­ект, но его воплощения в жизнь пока не предвидится. Причина не только в деньгах. Не все счи­тают деревянные дома такой уж ценностью, чтобы вкладывать средства в их реставрацию. Кто должен сдвинуть с места «лежа­чий камень», рассуждаем в рубрике «Двое на одного» вместе с гомельским историком, канди­датом искусствоведения, авто­ром книги «Традыцыі разьбянога дэкору ў народнай архітэктуры паўднёва-ўсходняй Беларусі: ка­нец XIX — першая палова XX стагоддзя» Евгением Маликовым.


Елена Чернобаева:

Больше 20 лет вы изучаете деревянную архитектуру и резной декор Гомельщины, выступаете за со­хранение деревянной застрой­ки, придание отдельным домам статуса историко-культурного наследия. Почему вы считаете их уникальными и о сохране­нии каких именно домов ведё­те речь? Ведь деревянных до­мов в Гомеле ещё очень много.

Евгений Маликов:

Речь идёт о сохранении традиции деревянного резного декора как одной из ярких черт архитек­туры Гомеля и Гомельщины. А традицию невозможно сохра­нить, не сохранив её живые во­площения — дома. Поэтому и я, и абсолютное большинство гомельских историков высту­паем за то, чтобы сохранить от­дельные наиболее яркие и по­казательные дома, а не всю су­ществующую деревянную за­стройку города.

Мы предлагаем выбрать в городе 10-30 самых предста­вительных и интересных до­мов (примеры на фото) и со­брать их в одном месте. Луч­ше всего — по периметру пар­ка Румянцевых-Паскевичей. Идеально подходят улицы Ко­миссарова, Плеханова, Проле­тарская, Артёма.

Елена Чернобаева:

Разве там для этого есть место?

Евгений Маликов:

Не­много, но ещё есть земли, где когда-то стояли деревянные до­ма, а потом их снесли, участ­ки не застроили. Снос, кстати, продолжается и сейчас.

Ул. Гагарина, 11. Дом построен до 1917 года.
 Елена Чернобаева:

По ка­ким критериям определяется историко-культурная ценность деревянного дома? Кто и как будет выбирать подходящие для «деревянной» улицы дома, если такой проект городские власти всё же одобрят? Воз­можно, у вас уже есть список…

Евгений Маликов:

Кон­кретного списка нет, так как его никто никогда не просил. Но его составление — дело 20 минут. Прежде всего, это те дома, что украшены уникальным резным декором, и наиболее старые зда­ния, конца 19 века, которые во­площают собой ранние этапы развития в Гомеле деревянной архитектуры. Именно такие до­ма быстрее всего разрушаются, и с каждым годом их становит­ся всё меньше. Лет десять на­зад можно было вести разго­вор о 150 домах. Сейчас если 50 осталось, то очень хорошо.

Александр Евсеенко:

В городе есть деревянные стро­ения, которые официально включены в список историко-культурного наследия?

Евгений Маликов:

Да. Во­круг парка, на тех улицах, кото­рые я называл, есть дома, вклю­чённые в Государственный список историко-культурного наследия. Но их очень мало — 6 или 7. В том числе деревян­ные дома, ещё в начале 20 века обложенные кирпичом. Сейчас один из таких домов, бывшее здание военной комендатуры, продали частному предприни­мателю, который приступил к его реставрации. Но сразу воз­никли проблемы. Собственник собирается, по сути, не рестав­рировать дом и элементы деко­ра, а заменить старые элемен­ты такими же новыми. Это де­шевле, чем восстановление, но теряется аутентичность здания. Мы с ним работаем, надеюсь на взаимопонимание.

Решение о включении объекта в Список историко-культурного наследия принима­ет специальная комиссия (рада) при Министерстве культуры. Утверждает это решение Со­вет министров. А подать заявле­ние на включение может любой гражданин Беларуси, не только историк. Набор необходимых документов не такой большой. Главное — обоснование.

Ул. Рокоссовского, 40. Год постройки — 1923.

Александр Евсеенко:

Ес­ли честно, никогда не понимал этого восхищения деревянным декором. Я вырос в деревне. Мы с дедом и отцом сами вы­резали ставни… Все на улице так делали, просто для красо­ты, не вкладывая в это никако­го сакрального смысла. Объяс­ните, в чём здесь историческая ценность? По мне — обыден­ность, не более.

Евгений Маликов:

Для вас это обыденность. Но она и есть наша уникальность. Неглюб­ские рушники женщины тка­ли — это тоже была обыден­ность. Сейчас они бешеных денег стоят. В том же герман­ском Дрездене много бароч­ных дворцово-парковых ансам­блей. Там они обыденность, но каждый из них — часть уни­кального неповторимого ли­ца Дрезденщины, включённо­го во всемирный список объ­ектов ЮНЕСКО.

Деревянная архитектура ис­чезает. А вместе с ней — часть наших традиций. Да, вы вы­резали то, что вам и родите­лям пришло в голову, но на самом деле вы делали это в рамках той традиции, которая намного шире вашей семьи, деревни, Гомеля. Она охваты­вает огромный регион, но име­ет границы. У нас на террито­рии области выявлены четыре таких неповторимых регио­нальных традиции резного ар­хитектурного декора. Представ­ляете, какой это огромный не­задействованный туристиче­ский потенциал! И вот когда эта «обыденность» окончатель­но исчезнет, мы потеряем то, чем интересны всему осталь­ному миру.

Елена Чернобаева:

Культур­ная ценность деревянной архи­тектуры очевидна. Ведь она от­ражает быт и уклад жизни на­ших предков. Но вот историче­ская ценность, действительно, под вопросом, ведь самые ста­рые дома датируются концом 19 века. И таких очень мало. Мо­жет, уместнее речь вести об эт­нографической составляющей, а не исторической?

Евгений Маликов:

А все эти понятия неразделимы. По­тому что с одной стороны это свидетельство быта прошлых поколений гомельчан, а с дру­гой — история Гомеля. И эти дома — часть моей личной истории, и вашей, потому что это часть истории города, в ко­тором мы родились, тех улиц, по которым мы ходили. Это и часть истории Республики Бе­ларусь. А наша деревянная ар­хитектура и её резной декор — региональная особенность. И это культура всей Беларуси, а не какое-то моё личное дело.

Ул. Парижской Коммуны, 12. Дом построен до 1917 года.
 Александр Евсеенко:

Слу­шаю вас и не могу отделаться от ощущения, что попытка со­хранения «деревянного насле­дия» выглядит несколько ис­кусственно. Городу больше 850 лет, а мы хотим сохранить то, что насчитывает от силы 100 лет… Я понимаю, когда дере­вянную застройку сохраняют, например, в городах на Севе­ре, где они основаны в 18-19 веках. И для них как раз это и есть история.

Евгений Маликов:

Это и наша история тоже. Ведь исто­рия — это всё, чем жил город с момента основания и до на­ших дней.

Александр Евсеенко:

Тог­да современные особняки и панельные многоэтажки че­рез 100-150 лет тоже можно будет причислить к историко-культурному наследию.

Евгений Маликов:

Впол­не возможно, если им на сме­ну придёт другая архитектура, а они будут постепенно исче­зать из облика города, но будут представлять какой-то интерес для последующих поколений гомельчан. На деревянные до­ма сто лет назад тоже никто не смотрел с точки зрения исто­рии. Потому что тогда прак­тически весь Гомель был де­ревянным. А сейчас этого нет.

Александр Евсеенко:

В проблеме «что сохранять, а что нет», есть ещё и финан­совый аспект. Всё это недё­шево. Вы просчитывали цену вопроса?

Евгений Маликов:

Я исто­рик, а не экономист. Требовать от историка просчёт экономи­ческий — это то же самое, что требовать от зубного врача га­рантии, что пациент доживёт до 100 лет. Я вижу особен­ность этих домов. Я её науч­но обосновал, проверил и под­твердил не один раз. И не толь­ко свидетельствами туристов во время экскурсий, в том чис­ле иностранными. На эту тему написана мною диссертация и издана, как вы знаете, недавно книга по заказу и при поддерж­ке Министерства информации. Это итог многолетней рабо­ты. Я уже не говорю о мнении коллег-специалистов по дере­вянной архитектуре из других стран и городов.

Улица Калинина, 13. Год постройки — 1927.

Елена Чернобаева:

Знаю, что в российских городах есть практика создания так называе­мых деревянных слобод. Когда деревянные дома из разных ча­стей города переносятся в одно место и там создаётся туристи­ческий квартал. Не будет ли у нас такой квартал, если он по­явится, ассоциироваться имен­но с русским стилем? Чем наша деревянная архитектура прин­ципиально отличается?

Евгений Маликов:

Такие деревянные кварталы есть в том же Иркутске, Томске. Но у нас своя резьба, она отлича­ется. Есть, конечно, много об­щих черт, но хватает и отличий, в которых проявляется особен­ность именно нашего города и региона. Если у кого-то будут ассоциации с Россией, ну что ж… Если рассматривать такую деревянную слободу с точки зрения туристического потен­циала, то в названых россий­ских городах её создание и со­держание окупается.

Александр Евсеенко:

Так там действительно деревянная архитектура. Купеческие, дво­рянские терема. А у нас люди строили себе деревянные ко­робки от бедности…

Ул. Белорусская, 5. Год постройки — 1910.
 Евгений Маликов:

А я вижу другое. Высокий дом с огром­ными окнами выше человече­ского роста и потолками в 3,5 метра на улице Полесской. Это дом бедняка? Нет. Очевидно, что его ставили люди богатые. Другое дело, что таких приме­ров с каждым годом в нашем го­роде остаётся всё меньше. Их скоро совсем не будет, если не сохранять. Во всей Европе по­казательные деревянные дома в той или иной степени сохраня­ются. И к этому никто не отно­сится как к проблеме вселенско­го масштаба. Разработаны спе­циальные программы. У нас та­кой программы нет.

Елена Чернобаева:

Вы приводили примеры, как сохра­няют деревянную застройку в российских городах. Это дела­ется системно или от случая к случаю? Можно было бы взять за основу их опыт.

Евгений Маликов:

Не ска­жу, что там всё гладко. Денег на сохранение культурного насле­дия всегда не хватает. Тем бо­лее не стоит ждать большого финансирования со стороны государства. Я состою в соц­сетях в группе «Томские кру­жева (Деревянная архитектура Томска)» и регулярно просма­триваю их новости. Там посто­янно появляются публикации о том, что городские власти наш­ли инвестора, который отре­ставрирует тот или иной дом. Естественно, он тоже получит определённую выгоду. Напри­мер, откроет в этом доме кафе или магазин, получит какие-то льготы. Но он будет и содер­жать его впоследствии.

Ул. Волотовская, 22. Год постройки — 1905.

Александр Евсеенко:

Я ва­шу позицию понимаю и ува­жаю. Но я иду от жизни. При­веду очень яркий пример. В деревне Старая Белица вплоть до 1970-х годов местный свя­щенник жил в доме, крытом соломой. Натуральной гнилой соломой. Все студенты филфа­ка, истфака, которые приезжа­ли на картошку, бежали смо­треть этот дом. Восхищались его аутентичностью. А сам ба­тюшка костерил свою хату как мог. Потому что крыша проте­кает, мыши бегают. Запах от гниющей соломы, опять же. В итоге он дом снёс и постро­ил новый.

Евгений Маликов:

Так и я знаю случаи, когда батюшки жгли древние иконы чуть ли не 16 века, которые им приноси­ли прихожане! Потому что это были выцветшие, изъеденные жуками доски. Они не видели в этих иконах ценности. И ни­чего, что теперь наши дети бу­дут воспитываться на приме­рах искусства и архитектуры Москвы, Лондона, Парижа. И будут их любить, а не Гомель и Беларусь.

Денег всегда и всем не хвата­ет. Но это не значит, что нуж­но забывать о духовной состав­ляющей нашей жизни — потом это очень больно и дорого об­ходится.

Елена Чернобаева:

Одна­ко владельцу дома, который значится в Списке историко-культурного наследия, дей­ствительно этот статус созда­ёт проблемы. Он должен лю­бой ремонт согласовывать в Министерстве культуры. Сум­мы ремонта, очевидно, боль­ше обычного, потому что на­до соблюсти ряд условий. Та­бличку на дом повесить не очень сложно. А что дальше? Не должно ли государство по­могать таким собственникам, быть инициатором программ по сохранению историко-культурного наследия?

Евгений Маликов:

Всё за­висит от ситуации. Если хозя­ин такого дома надумал пере­клеить обои, то не нужно соз­давать ему дополнительных проблем. Но если он решил обшить фасад сайдингом, то, конечно, власти должны вме­шаться и предотвратить уни­чтожение исторической ценно­сти дома. У нас же, увы, долж­ностные лица не всегда справ­ляются с наложенной на них функцией контроля. А о помо­щи таким владельцам разгово­ра, к сожалению, вообще нет.

Я же ещё раз отмечу — мы не ставим вопрос о сохранении всех старых «гнилых» домов, которые в Гомеле есть, мы ста­вим вопрос о сохранении тра­диции, воплощённой во мно­гих из них.

Александр Евсеенко:

Кро­ме деревянного наследия, в Бе­ларуси, да и на Гомельщине, есть замки, которые разруша­ются. На мой обывательский взгляд, такая архитектура боль­ше достойна сохранения.

Евгений Маликов:

Историко-культурное наследие не заключено только во дворцах. Это лишь какая-то его часть. И когда к нам приезжают ту­ристы, они смотрят не толь­ко замки. Любой белорусский замок проигрывает на фоне европейских. Удивить евро­пейских гостей Гомельским дворцово-парковым ансамблем очень тяжело. Но они намно­го больше реагируют на нашу деревянную архитектуру — у них такого нет! И беда наше­го города в том, что у нас есть Дворец Румянцевых и Паске­вичей, и мы больше ничего не хотим и не способны видеть. А кроме парка гостям города и показать-то нечего.

Александр Евсеенко:

И мы опять забываем о том, что одной идеи мало. Вернее, от идеи до её воплощения не один шаг.

1-й. пер. Ильича, 14. Дом построен до 1917 года.
 Евгений Маликов:

А мы и не говорим, что вот мы вам подсказали идею, вы её вопло­щайте, а мы дальше умываем руки! Мы тоже готовы помо­гать. За последние 10 лет в на­шем городе уже сформирова­лось фактически целое сооб­щество исследователей Гомеля и Гомельщины, историков, эт­нографов, краеведов, просто небезразличных людей, гото­вых активно принимать уча­стие в этом проекте на любом его этапе. Но механизм должен быть примерно такой: исто­рики и этнографы предложи­ли создать музей под откры­тым небом, определили наи­более интересные здания, об­щественность в виде тех же го­родских властей увидела в этом перспективу, совместными усилиями нашли деньги и по­просили о помощи волонтёров.

Если город примет решение, что у нас такой деревянный квартал должен быть, дальше нужно определить место, и я уже выше говорил о возмож­ных вариантах. Затем перене­сти туда выбранные дома. Как? Вот недавно расширяли ули­цу Докутович, снесли старый очень красивый дом с традици­онным гомельским декором. То есть суммы под снос уже зало­жены в бюджет ремонта доро­ги и его не нужно было выку­пать у владельца. Можно бы­ло этот дом вместо сноса пе­ренести на Пролетарскую.

Во­прос: кто вложится в процесс переноса? А это работа с част­ными предпринимателями, ин­весторами. Ответственно за­являю: у нас в городе есть лю­ди, которые на определённых условиях согласились бы пе­ренести такой дом, отрестав­рировать его. Но и город дол­жен навстречу пойти. Сейчас получается так: город считает, что инвестпредложение разра­батывать невыгодно, потому что инвесторы не найдутся. А потенциальные инвесторы не видят инвестпредложения и не пытаются вложить свои день­ги в воссоздание историческо­го центра города.

Александр Евсеенко:

То есть все сидят и ждут?

Евгений Маликов:

А в это время дома сносятся и пере­страиваются. Если дом об­ложили кирпичом — всё. Ни один историк уже не увидит в нём никакой ценности. Сно­сите! А если создать деревян­ный район из старых отре­ставрированных домов возле дворцово-паркового ансамбля, у нас будет та необходимая го­роду часть, которая называется старый город. У нас с этим про­блема. Когда гости просят по­казать старый город, их ведут в парк. Но парк — это не ста­рый Гомель, пусть даже если это самое красивое у нас место!

Александр Евсеенко:

До­пустим, такой старый квартал у нас появится. Но просто об­устроить его — мало, нужно содержать. Значит, каждый год на это придётся выделять день­ги из городского бюджета или возложить такую обязанность на инвесторов. А они, как из­вестно, без собственной вы­годы вкладываться не станут.

Евгений Маликов:

Конеч­но. Никто и не говорит, что нужно перенести эти дома и оставить, чтобы они гнили те­перь уже в другом месте. Такой старый город должен быть жи­вым. Там, в этих домах, долж­ны быть магазины, кафе, долж­ны жить люди. Не проблема, если будут висеть старые по­желтевшие шторки на окнах — это придаёт реальности про­исходящему, жизни.

Александр Евсеенко:

А если создать такой музей вне города? Скажем, в одной из де­ревень под Гомелем. Это, воз­можно, было бы проще: не так затратно, да и свободного ме­ста там больше.

Евгений Маликов:

Это не­целесообразно. У нас архи­тектура городская. Туристиче­ский объект, о котором вы го­ворите, тоже можно создать, но как ещё один проект, наря­ду со старым городом, который будет его дополнять и предста­вит сельскую архитектуру. То есть у нас будет не один музей под открытым небом, а два. Это ещё лучше.

Ул. Котовского, 13. Год постройки — 1893.

Елена Чернобаева:

В Гомеле уже был разработан проект деревянной слободы, где будут кафе, места отдыха. Осталось его воплотить.

Евгений Маликов:

Этот проект — дипломная ра­бота выпускника БелГУТа Сергея Ляпина. Но между ним и инвестпредложени­ем большая пропасть. Если бы город в этом проекте уви­дел смысл и сказал: «Давай­те будем делать!», куча лю­дей, в том числе и я, согласи­лись бы часть работы выпол­нить бесплатно. Вот пример — мы три месяца вывозили дом с улицы Волотовской, от­куда, по легенде, провожали в последний путь Ирину Ива­новну Паскевич. Теперь он лежит разобранный в Клён­ках под навесом и ждёт сво­его проекта. Но это всё рав­но лучше, чем бы его просто снесли. Этот дом можно вос­становить. Конечно, какие-то части придётся заменить. Но это нормальный процесс ре­ставрации, это общемировая практика. Сейчас церковь в Кижах буквально по брёвнам перебирают и разрушившие­ся заменяют на новые. А она включена в Список мирового культурного наследия ЮНЕ­СКО.

Но я о другом — три месяца историки и краеведы Гомеля, в основном молодые люди, бесплатно разбирали и перевозили этот дом с Воло­товской! Нам, конечно, много кто помогал, но это делалось не потому, что кому-то запла­тили, а потому, что все эти лю­ди, десятки людей, верят в воз­можность и необходимость со­хранения старого деревянного Гомеля. И это, в первую оче­редь, молодёжь.

Елена Чернобаева:

А мо­жем мы сейчас определиться с конкретными границами, в которых должен существовать старый город?

Евгений Маликов:

Терри­тория, которая должна пред­ставлять старый город, давно очерчена. Ещё в 1980-х годах возник проект «Гомель-сити», согласно которому планирова­лось в районе парка снести де­ревянную застройку и возве­сти с десяток многоэтажных домов. Такой «забор из пане­лек» вокруг парка. И тогда парк из жемчужины нашего горо­да превратился бы в дворовую площадку для жителей этих девятиэтажных домов. Мест­ная общественность, не толь­ко историки, но и архитекто­ры, огромное количество не­безразличных людей выступи­ли против этого проекта и от­били, можно сказать, террито­рию от уничтожения.

Тогда и был поставлен вопрос, что во­круг парка должна быть зона старого города, которая станет своеобразным буфером между парком и современным много­этажным городом с его огром­ными людскими и автомобиль­ными потоками. К тому же эта зона смогла бы расширить так называемую туристическую территорию в центре города — физически дополнить пар­ковую зону.

От застройки «Гомель-сити» город защитили, а идея создать там старый город, к сожале­нию, так и осталась идеей. По крайней мере, пока.

Авторы: Елена Чернобаева, Александр Евсеенко. Фото: Вячеслав Коломиец, Евгений Маликов
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights