«Устрица». Театр открытых выступит на престижном фестивале

Спектакль «Устрица» Театра открытых, премьера которого состоялась в Гомеле в апреле этого года, прошёл отбор на 14-й Международный фестиваль «Тэатральны куфар». Это один из самых престижных театральных форумов в Восточной Европе. Фестиваль будет проходить в сентябре в Минске. Об истории «Устрицы», загадочном Иве Марше и сложностях работы над премьерой  мы поговорили с режиссёром спектакля и автором пьесы.

Ольга Черненко, режиссёр

 «Из мягких кресел зрителей пересадили на пол»

– «Устрица и Роза», так в оригинале называется пьеса, это ироничная история о творческом непокое и поисках вдохновения. На пьесу Ива Марше я случайно наткнулась в Интернете, когда театр работал над первой постановкой  «Лейтенант с острова Инишмор». И какое-то время даже не подозревала, что живём с автором в одном городе. Кто он, выяснилось позже и тоже случайно.

«Устрица» понравилась сразу. Я очень люблю, когда всё не так, как кажется. А там всё не так! А главное,  там огромное количество «воздуха» для фантазии. К тому же сам автор разрешил ставить её, как мы видим и понимаем, и это были невероятная свобода и удовольствие. 

Были, правда, технические сложности. Спектакль камерный, а сцена Городского центра культуры, где мы в основном выступаем, для таких постановок не предназначена. Но нам удалось найти нестандартный выход.  Зрителей усадили прямо на сцену, а пустой зрительный зал послужил дополнительной декорацией.

Спектакль минималистичен, в нём нет ни одной случайной вещи. Всё, что появляется на сцене, имеет свой смысл. Вы можете спросить у меня про любую деталь, и я отвечу, почему она есть и именно такая. Акцент сделан на цветовой гамме в одежде героев, поэтому во время подготовки спектакля очень намучались со свитерами. Если серый получился таким как надо сразу, то цветной, спасибо королевскому терпению нашего мастера Натальи Калининой, перевязывали три раза, пока добились нужного эффекта.

У «Устрицы» нет возрастных ограничений. Она может быть понятна или непонятна каждому по-своему. Мы не только сами воспользовались предоставленной свободой, но и оставили того самого воздуха зрителю. Чтобы он тоже мог пофантазировать.

Определяя спектакль как эксперимент, немного подстраховались. Трудно ведь предугадать, как отреагирует зритель, которого из мягких плюшевых кресел пересадили фактически на пол в полутора метрах от актёров.

Интересная ситуация получается и с героинями пьесы. Их в спектакле две. Или одна. Или вообще ни одной. Это тоже каждый зритель решает для себя сам.

 Владимир Ступинский, автор пьесы

«Загадочный Ив Марше»

–  Я написал эту пьесу в начале 2000-х годов для двух будущих актрис Янины Дрозд и Лизы Астраховой – в качестве возможной дипломной работы в Академии искусств. Но тогда не срослось, и я выложил текст в Интернет, из скромности, наверное,  подписавшись Ивом Марше. А пьесу вдруг начали ставить в Украине, в России. Когда «Устрица и Роза» неожиданно пошла «в люди», пришлось рассекретиться. Сейчас от Марше больше проблем. Ищут автора и… не находят. Вот и до Гомеля добралась… огородами (смеётся).

Когда пьеса из текста превращается в спектакль, её можно испортить либо сделать гораздо интереснее. Здесь второй случай. Работа Театра открытых мне очень понравилась.

«Устрица и Роза» – о встрече противоположностей, которые оказывают благотворное влияние друг на друга. Одна избавляется от комплексов и зажатостей, а вторая учится прятать шипы, которые ранят близких. Отсюда и Устрица, и Роза. Это детские прозвища двух девушек.

Но мне кажется, в спектакле только один реальный персонаж, а второй приходит в фантазиях. Поэтому Театр открытых вполне обоснованно выбрал для постановки название «Устрица». Кстати, был и другой вариант – «Белая кошка с разными глазами».  Кошек очень люблю, и кошачья тема в пьесе тоже присутствует.

«Почему у кошек вырастают крылья? Крылья вырастают у кошек по двум взаимоисключающим причинам: от любви и от предательства. И когда это происходит одновременно, случается чудо». 

Владимир Ступинский

Театр открытых основан в 2015 году. Основной состав коллектива – это талантливые и творческие люди из разных сфер, которых объединяет интерес к театральному искусству. Профессионального актёрского образования у участников нет, но большинство выходцы из различных театральных школ-студий Гомеля. Отсутствие специального образования участники коллектива компенсируют активным участием в фестивалях, мастер-классах и постоянной работой над собой. Театр не имеет чётко выраженной жанровой принадлежности и, как следует из названия, стремится в своих работах к новаторству и экспериментам.

В сентябре Театр открытых планирует ещё один эксперимент:  сыграть «Устрицу» на улице, прямо под открытым небом.

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Сергей Белько, Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights