«Время читать» с актёром кукольного театра Евгением Хромовым

Рубрика «Время чи­тать» продолжается. Вместе с гомельчана­ми мы обсуждаем кни­ги, которые их боль­ше всего впечатлили, повлияли на жизнь. И сегодня говорим о пове­сти шведской писатель­ницы Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, ко­торый живёт на крыше» с артистом Гомельского театра кукол Евгением Хромовым. В силу сво­ей профессии Евгений до сих пор читает много детских книг. И считает, что в них есть чему поучиться взрослым.

Представляем собеседника

Евгений Хромов родился и вырос в Гомеле. Окончив школу, сразу пошёл работать. Трудился на фанерно-спичечном комбинате, потом ювели­ром на заводе «Кристалл». Также недолго дове­лось поработать в школе и детском саду. Однаж­ды позвонила хорошая знакомая и предложила прийти на прослушивание в кукольный театр, где набирали артистов. Шёл август 1997 года. Евгений позвонил, прошёл прослушивание, и его взяли. С тех пор вот уже 20 лет он работает в Гомельском театре кукол. Отучился в колледже искусств имени Соколовского, где для артистов кукольного театра открыли временное отделе­ние «Актёр-кукольник» с правом преподавания и режиссуры. Первую роль — злого Прислужни­ка — Евгений сыграл в спектакле «Каб не змаўкаў жаваранак» Артура Вольского.

— Есть книги, которые растут вместе с нами. В детстве мы вкладываем в них один смысл, став взрослыми — другой. Но глубины в них мень­ше не становится, из них не вырастаешь, они не начинают казаться менее гениальными. Для меня повесть «Малыш и Карл­сон» — это способ вер­нуться в детство, сно­ва почувствовать себя девятилетним мальчи­ком, испытать забытые эмоции.

Когда я был маленький, мне читала сказки бабуш­ка. И мне очень нравилось её слушать. Но однажды бабушка сказала: а давай- ка уже сам. Читать я начал рано, но ленился. Вот пришлось начать, и мне безумно понравилось. В детстве фанател по сказ­кам. Какие только не пере­читал — английские, скандинавские, японские, русские, белорусские, даже мифы разных наро­дов мира, это же тоже сво­его рода сказки. Записал­ся в разные библиотеки, ходил и искал новые кни­ги. А любимой на всю жизнь стала добрая вол­шебная сказка о Малыше и его друге Карлсоне.

Мне было лет девять или десять. Кажется, я сначала посмотрел совет­ский мультфильм по кни­ге. Персонажи там просто потрясающие, и их озву­чивают первоклассные артисты. Одна домому­чительница Фрекен Бок чего стоит, которая гово­рит голосом Фаины Ранев­ской. Очень объёмный получился образ, мощ­ный. Она вся такая консер­вативная и самолюбивая. Никак не воспитательни­ца, а именно — домопра­вительница. В целом, это идеальный мультфильм. Позже смотрел шведскую версию, и она показалась мне скучной.

Советская, кстати, очень приближена к тек­сту книги, хотя и в сокра­щённом варианте. Обид­но, что не выпустили серию по третьей части повести, где в доме Малы­ша появляется дядюшка Юлиус. Это премилый, забавный персонаж, кото­рого, увы, мы не встреча­ем в мультфильме.

В общем, родители увидели мой восторг от мультика и купили кни­гу «Малыш и Карлсон». Я её почитал, влюбил­ся и с тех пор перечитал много-много раз. Так что практически знаю наи­зусть. Часто открываю какую-нибудь страницу наугад и читаю с любого места или перечитываю отдельные особо люби­мые моменты и цитаты. Эта повесть — просто кладезь крылатых выра­жений, которые давно уже живут собственной жиз­нью. Например: «Спо­койствие, только спокой­ствие» или «Неприятно­сти — это пустяки, дело житейское, и расстраи­ваться тут нечего». Про­сто и гениально!

Я всегда ассоцииро­вал себя с Карлсоном. Был шебутной, тоже любил варенье и до сих пор люблю. Когда прочи­тал, как они с Малышом «низводили и укроща­ли» Фрекен Бок, пытался также шалить. Сейчас-то я понимаю, что не все поступки Карлсона пра­вильные, шалости не всег­да безобидные, но, с дру­гой стороны, ничего тако­го уж страшного в них и нет. Это же такие весё­лые авантюры, от которых поднимается настроение и у детей, и у взрослых.

Наверное, и советский мультик тоже повлиял, потому что там Карл­сон получился до безоб­разия обаятельный. Он стал кумиром для многих поколений.

— А на родине Карл­сона почему-то не любят. Шведы счита­ют его отрицательным персонажем. И придер­живаются версии, что Карлсона не существу­ет на самом деле. Просто у Малыша так называе­мый синдром вообража­емого друга.

— Малыш одинок. У Бетан одни свидания на уме, а у Боссе — футбол. Родители заняты свои­ми делами и собаку не покупают. Чтобы скра­сить это одиночество, у него и появляется такой своеобразный друг — Карлсон. Воображаемый ли он? Возможно. Про­сто взрослые в какой-то момент начинают прони­каться игрой и понимать, что их сыну одиноко.

Интрига есть! Ведь сначала Карлсона никто не видит, кроме Малыша. Каждый раз, когда роди­тели входят в комнату, он исчезает. Остаются толь­ко последствия проказ, в которых, естественно, винят Малыша. И подо­зревают, что Карлсона он придумал специально, чтобы снять ответствен­ность за проказы с себя.

Но всё же Карлсон не просто воображаемый друг. Он заставляет взрос­лых снова почувствовать себя детьми.

— Карлсон — вру­нишка. Это понятно с первых строк. И совре­менные родители могут испугаться, что дети, почитав повесть, ста­нут подражать ему, про­казничать и плохо себя вести.

— Но он врёт забавно ведь. Хоть и понимаешь, что то, о чём он говорит, невозможно. В доме на крыше у него сто тысяч картин и сто тысяч паро­возов. А может, просто хочет казаться не хуже своего приятеля. Малыш говорит, что его бабуш­ка очень-очень хорошая, потому что любит его, а Карлсон отвечает: «Уж не думаешь ли ты, что моя бабушка любит меня меньше?». И они начина­ют спорить, чья бабуш­ка лучше. Карлсон — это такая гипербола детства.

Ребёнок должен сам познавать окружающий мир, через собственные ощущения. Учиться критически воспринимать информацию, а не при­нимать всё на веру. Дру­гими словами, учиться мыслить. А взрослым надо просто его направ­лять. Чрезмерная опека, на мой взгляд, хуже, чем вседозволенность.

Повесть «Малыш и Карлсон» учит делать выбор. Там показано, что хорошо, а что пло­хо. За проказами скрыва­ется глубокая философия семейных отношений. Может быть, Карлсон и Малыш в каком-то смыс­ле антиподы. Или весё­лый человечек с пропел­лером — это одна из сто­рон Малыша. Та, где он проказник. Но он не хочет этого признавать.

Давая детям читать книгу, можно надеяться, например, на принцип от обратного. То есть «А не мой руки, не надо!» или «Бросай мусор где попа­ло, пожалуйста!».

Книга учит, что не сто­ит слишком быстро стано­виться взрослым. А когда это случится, нужно оста­вить место для веселья и уметь отдыхать. Не зря же существует поговорка: все мы родом из детства. Забывать этого не надо. Вот дядюшка Юлиус и Фрекен Бок, изначально очень прагматичные, в какой-то момент начи­нают меняться. И потом уже по-другому относят­ся к миру.

У нас в кукольном теа­тре есть спектакль, кото­рый можно сравнить с «Карлсоном». Он назы­вается «Шаша в левом башмаке», по книге бело­русской писательницы Елены Мальчевской. Там о взрослой женщине, которая стремится стать директором. У неё в голо­ве только работа. И вдруг совершенно случайно в её жизни появляется пер­сонаж Шаша и карди­нально всё меняет. В дет­стве эта женщина меч­тала путешествовать по миру, услышать, как бьёт­ся сердце кита. А с возрас­том она всё это забыла. Шаша возвращает ей дет­ские мечты. И она пони­мает, что в жизни, кроме работы, есть много дру­гих радостей. Например, просто поболтать ногами. В общем, милая добрая пьеса. Мои друзья после этого спектакля сказали: «Сейчас же берём своих детей — и в парк. Потому что нужно просто радо­ваться хорошим момен­там в жизни».

— Но за миром без­удержного веселья, кажется, скрывается мир детского одиноче­ства, грусти, раннего взросления.

— Да, книга и об этом тоже. О пропасти меж­ду родителями и детьми, между детством и взрослой жизнью. Малыш кажется очень одино­ким. У него много род­ных, есть друзья по дво­ру — Кристер и Гунилла. Но если возникает про­блема, они дерутся. Кри­стер бросает в Малыша камни…

Родители, конечно, любят Малыша. Они ста­раются ему это доказать: «Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой». «И даже за сто тысяч мил­лионов крон?» — спра­шивает Малыш. «И даже сто тысяч миллионов крон!» — «Если я стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли получить налич­ными пятьдесят крон, что­бы купить себе маленько­го щеночка?».

Кстати, мы даже не знаем, как зовут Малыша. В книге нет его имени. Живёт семья Свантесон в городе, где много одина­ковых домов, много оди­наковых жизней. И этот ребёнок — будто обоб­щённый персонаж всех детей в большом городе. Кстати, очень актуаль­ная сегодня проблема, а повесть издана в 50-х годах прошлого века.

— Если бы такая воз­можность представи­лась, наверное, хотели бы сыграть Карлсона, раз это ваш любимый герой в книге?

— А вот и нет. Хоте­лось бы сыграть дядюш­ку Юлиуса, потому что его нигде нет. А он такой персонаж замечательный! Это брат отца Малыша. Он раз в год приезжает в Стокгольм к своему вра­чу. А так как он очень жадный, то живёт у брата, в гостинице ему дорого. У Юлиуса лысина и встав­ная челюсть, и похож он на этакий шкафчик. Он всё время бурчит, всегда всем недоволен.

И вот представьте себе, что у них с Фрекен Бок начинается любовь. Представьте эту огром­ную двухметровую, масштабную женщи­ну и полутораметровый шкафчик.

Кстати, именно Карл­сон способствует тому, чтобы одинокие дядюш­ка Юлиус и Фрекен Бок были вместе. «Если бы одна ведьма не лета­ла у наших окон и не пугала бы нас, ты, Юли­ус, никогда бы, навер­ное, не кинулся мне на шею, и вообще ниче­го бы не было» — гово­рит Фрекен Бок. Всё это очень трогательно. И ведь именно благодаря проказнику, врунишке Карлсону они становят­ся другими. Хорошими!

— А как вы шалили в детстве? Есть страш­ная тайна, которую сейчас уже не страшно раскрыть?

— Об одной шало­сти можно рассказать! Я уже говорил, что очень люблю сладости, как и Карлсон. И вот как-то бабушка испек­ла два больших пирога на семейное торжество. Один с маковой начин­кой, а второй с изюмом. Но запретила трогать, пока не придут гости. А мне ж хочется! Пироги стояли в комнате, накры­тые полотенцем. В раз­гар праздника я про­крался туда, выковырял из пирога весь изюм и съел. Когда пирог вынес­ли гостям и сняли поло­тенце, он был похож на сито. Дальнейшего что- то не помню, потому что я, наверное, убегал.

А ещё я любил бота­нику, прочёл много книг о растениях и неплохо в них разбираюсь. Соби­рался уйти в лес выжи­вать. Но не получилось.

Топ-5 книг от Евгения Хромова, которые нужно обязательно читать детям и взрослым:

1: «Карлсон, который живёт на крыше» и другие произведения Астрид Линдгрен;

2: Льюис Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» и «Али­са в Зазеркалье»;

3: Тоон Теллеген, сказки для детей и взрослых;

4: Туве Янссон, произведения о Муми-Троллях;

5: Сказки, просто сказки, сказки народов мира.

Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина

Читайте также:

«Время читать» с Леонидом Климовичем. Разговор о советской фантастике

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights