Рубрика «Время «Ч» продолжается. Вместе с гомельчанами мы рассуждаем о книгах, которые их больше всего впечатлили, повлияли на жизнь. И сегодня говорим о романе братьев Стругацких «Полдень. XXII век» и о советской фантастике в целом с известным игроком «Что? Где? Когда?», руководителем гомельского клуба интеллектуальных игр «Белая рысь» Леонидом Климовичем.
— Помните свою первую книгу? В каком возрасте вы увлеклись чтением?
— Раненько… Со мной очень много занималась мама. Как сейчас помню: папа в командировке, а мы по вечерам лежим на кровати, и она читает мне «Робинзона Крузо». Когда немного подрос, начал читать сам. Даже помню, из-за какой книжки опоздал на вторую смену в школу. Это был «Незнайка на Луне», а дело было в третьем классе. Жили мы тогда в Целинограде.
Читал запоем. Всё, что мог достать. Хорошую книгу достать было сложно. А приключения и фантастику, на которых я с юности запал, втройне тяжело. Приходилось буквально ловить книги в библиотеках. Сейчас у меня дома неплохая библиотека советской фантастики. Особенно из знаменитой серии, где на обложке вот такая рамочка (на фото). Здесь очень хорошая полиграфия. Я люблю такие вещи. Старые книги, они живые. Гораздо живее, чем современные, где вообще не уделяют внимания оформлению. Хотя есть и исключения. Например, фандоринская серия Бориса Акунина. У автора, видимо, постоянный художник, который до мелочей продумывает иллюстрации. Они всегда там, где нужно по тексту.
— Как собирали домашнюю библиотеку и какие книги в ней самые любимые?
— Здесь нужно сделать отступление. Я горожанин в первом поколении и первый из нашей семьи с высшим образованием. Папа и мама приехали из деревни, зацепились за город. Так что мои дети — горожане во втором поколении. Кто-то сказал: чтобы человеку стать культурным человеком, надо три высших образования. Первое — его, втрое — отца и третье — деда. Так что культурных людей у нас пока ещё в семье нет (смеётся). По крайней мере, домашнюю библиотеку я собирал себе сам. Книг, переданных по наследству, там мало.
Стругацких я сразу полюбил. Но всю фантастику, что тогда выходила, можно было найти только в читальном зале. Заказывать заранее и там же сидеть читать. Помню, как закрывал рот кулаком, когда читал «Понедельник начинается в субботу». Там встречались такие смешные моменты, что не смеяться было просто невозможно. К тому же в читальном зале не ляжешь на диван, семечками или конфетами не побалуешься. Вот тогда я и начал мечтать, что когда-нибудь у меня будет своя библиотека, где я соберу все любимые книги. В принципе, так оно и случилось.
Библиотек у меня даже несколько. Часть книг собирала жена. Так что есть и детские книги, и сказки, и историческая литература, и поэзия. Она её очень любит. У меня же целый шкаф забит старой фантастикой. Ещё есть большущая парадная, как я её называю, полка. Отжалел на неё денег во время ремонта. Теперь там стоят полные собрания сочинений Толстого, Пушкина, пятитомник Грина, девятитомник Короткевича. Это я себе подарок сделал, конечно, на всю жизнь. Очень горжусь, что удалось поймать журнал «Техника молодёжи» за январь 1957 года, в котором начали печатать с продолжением самую великую утопию всех времён и народов «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова.
Когда дочка уезжала на свою квартиру, много книг забрала с собой. Так что если мои внуки увлекутся чтением, им не нужно будет ходить в библиотеку. Хотя жизнь меняется. Молодёжь ловит покемонов, болтает в соцсетях, а на чтение у них времени не остаётся.
Недавно в областной библиотеке организовали для детей квест с использованием энциклопедий. И ужас! Они вообще не умеют обращаться с книгами, не понимают, как найти там нужную информацию, путаются с орфографией. То есть не на ту букву ищут слово. Я сам учитель русского языка и литературы, но не вспоминаю специально правила, когда пишу. Научился писать без ошибок во многом благодаря зрительной памяти, потому что очень много читаю.
Книга проникнута духом 60-х. Вокруг всё хорошо, красота, впереди светлое будущее. Мы будем красивыми, умными, здоровыми! Будем жить счастливо, в мире, будем трудиться на благо человечества. Над таким пафосом сейчас многие посмеются. Но я считаю, что труд на благо человечества, иногда жертвенный труд, гораздо моральнее, чем бездумное накопление денег.
— Как произошло знакомство с романом Стругацких «Полдень. XXII век»?
— С книгой связана история. На дворе стоял 1995 год. Мы приехали в Москву сниматься в «Брейн-ринге». У нас была своя команда, которая называлась «Интербригада». И мы, чтобы взяли на съёмки, а взяли нас по чисто внешнему виду, придумали такой ход — надели тельняшки и армейские бушлаты, которые я по знакомству одолжил. В таком виде и влетели в студию. Реакция организаторов была примерно такая: «О-о-о, какие красивые! Мы вас берём».
В эти же дни много гуляли по Москве. Зашли в книжный магазин на Тверской, тогда она ещё была улицей Горького, если не ошибаюсь. Я нырнул в букинистический отдел. Ёлки- палки, Стругацкие, классическое издание 1963 года. Стоило оно, по-моему, 4 тысячи тогдашних российских рублей. Это было много. Советский рубль тогда уже рухнул. Но я всё же книгу купил. И совершенно счастливый читал её на трибуне «Брейн-ринга». Многие ребята так меня и помнят: «Это тот бородач в полосатой тельняге, который читал Стругацких».
Роман «Полдень. XXII век» — это одна из тех очень светлых, славных, добрых утопий, которых много писали в 50-60-е годы прошлого века. Где не техника на первом плане, не идеология, а люди. Которым хочется верить. Живые люди.
Стругацкие используют классический сюжетный ход того времени про так называемых возвращенцев. Это когда люди улетают на далёкие планеты, а затем непостаревшие прилетают обратно — и попадают в будущее.
Книга проникнута духом 60-х. Вокруг всё хорошо, красота, впереди светлое будущее. Мы будем красивыми, умными, здоровыми! Будем жить счастливо, в мире, будем трудиться на благо человечества. Над таким пафосом сейчас многие посмеются. Но я считаю, что труд на благо человечества, иногда жертвенный труд, гораздо моральнее, чем бездумное накопление денег. Есть в книгах Стругацких такая формула счастья: дело — дом — друг. С тех пор, как прочёл, всё время к себе её примеряю.
Думаю, сейчас уже нет такого, чтобы люди равнялись на литературных героев. Это время прошло. Отчасти потому, что и образцовых, идеальных героев больше не создают. Да и само понятие идеала очень сильно пошатнулось.
— То есть считаете, что фантастика Стругацких — это некий эталон стремлений и настроений советских людей того времени?
— Возможно. Хотя и у них со временем настроения менялись Перестроечные романы Стругацких, тот же «Град обреченный», уже более мрачные. В принципе, это неудивительно. Ведь Аркадию и Борису запрещали печататься, их книги изымали из библиотек… Один из тогдашних функционеров сказал следующее: «Да, у Стругацких фантастика коммунистическая. Но не советская». Талантливым писателям приходилось перебиваться переводами. И это у них получалось отлично. Когда читаю японских авторов, сразу смотрю, кто переводчик. Часто это Аркадий Стругацкий. Очень классно переводил с японского и английского.
Естественно, братья потеряли веру в светлое будущее. Нельзя сказать, что озлобились. Такой человек, как Аркадий Натаныч, как я его себе представляю, вряд ли мог озлобиться. Но перешли от светлого видения будущего к мрачной социальной фантастике. Те же «Гадкие лебеди» — предельно мрачная вещь. Выход из сложившейся ситуации там предлагается, но какой. Да, всё будет хорошо, но только если мы уничтожим чёрное. А чёрное — это практически весь существующий мир. Тоже страшненько, если вдуматься.
Но и мода была тогда такая, перестроечная: надо хулить. Стругацкие тоже пошли у неё на поводу. Хотя вот что интересно, такие вещи народ принимал не очень охотно.
Борис Натаныч в одном из интервью с раздражением высказывался, что народ полюбил музыкальный фильм, снятый по их сценарию. Имеются в виду «Чародеи». Я немножко понимаю их, потому что стараешься-стараешься, создаёшь совершенно невероятные миры, даёшь социальные прогнозы, рисуешь социум, а всенародную любовь получает написанный левой ногой сценарий про институт необыкновенных услуг. Лёгкая такая, весёлая история. И в итоге народ такую историю принял охотнее.
— Разве это странно? И сейчас, в общем-то, происходит то же самое. Есть литература, а есть литературная попса.
— Сейчас авторы пишут, оглядываясь на читателя, подстраиваются под него. А русская литература, тем более советская, всегда воспитывала и вела за собой. А не создавалась на потребу публике, которая не очень любит думать.
Что касается современной фантастики, есть прорывы, интересные миры и проработанные социальные конструкции. Но большинство — просто космические оперы и незамысловатые зубодробительные боевики. Но опять-таки ничего нового я не открываю. И во времена Пушкина так было. Баратынский тоже писал этакие романтические боевики с рубками, похищениями, красавицами, романтическими героями. Сочинителя модного романса в XIX веке ценили гораздо больше, чем тех же Фета, Тютчева или Некрасова. И знали, что интересно, больше. Вряд ли вся публика бросалась тут же читать новый роман Достоевского. Потому что это тяжело, смутно, это нужно пропускать через себя, думать.
— Всегда удивляло, зачем в таких количествах выпускают «дорожные романы». Кто их читатель? Кажется, подобные книги уже давно вытеснили сериалы.
— Не соглашусь с вами. Любовные романы и сейчас популярны. Не каждый возьмёт с собой в дорогу ноутбук, планшет. Не у всех они есть. А книгу всегда можно купить на вокзале в киоске и скоротать таким образом время в пути. Обратите внимание, какие книги потёртые сдают читатели в «ленинке». Там детективы, любовные романы, так называемые литературные боевики. Вот они, предпочтения. Хотя тиражи даже популярной литературы сегодня не сравнить с советскими. Помню, меня поразила информация на сайте одного российского издательства, где как жуткий успех сообщалось о распродаже то ли 20, то ли 30 тысяч экземпляров романа Акунина. В наши времена 20-30 экземпляров — это ж вообще не тираж. Стандартный тираж, самый низкий, был 90 тысяч.
Молодёжь очень трудно приучить к чтению. Даже моя младшенькая, притом что она воспитана на хороших книжках и читали мы с ней много, сейчас больше предпочитает фильмы. В основном, конечно, арт-хаус, но иногда и мейнстримные вещи смотрит. У неё даже не телевизор, а Интернет на первом месте. Всё там. В своё время и я с удовольствием смотрел первые сезоны «Секретных материалов», пока в них ещё был смысл и продюсер полностью не ударился в теорию заговора. Да и Малдер со Скалли герои обаятельные.
— А есть ли у вас любимый литературный герой, с которым ассоциируете себя?
— У писателя-фантаста Кира Булычёва есть замечательная серия, объединённая общим героем, доктором Павлышем. Одна из книг так и называется «Доктор Павлыш». Тоже классическая вещь 60-х-70-х про обыкновенного человека, поставленного в необыкновенные условия. Он не герой. В том смысле, что не храбрец, а просто человек, который делает своё дело так, как это себе представляет. И отстаивает свои моральные принципы несмотря ни на что.
Думаю, сейчас уже нет такого, чтобы люди равнялись на литературных героев. Это время прошло. Отчасти потому, что и образцовых, идеальных героев больше не создают. Да и само понятие идеала очень сильно пошатнулось.
— Каковы ваши предпочтения в современной литературе?
— Пытался читать популярных Коэльо, Бегбедера. Мне не идёт. Никогда не любил литературную попсу. Ещё со студенческих лет повелось, если все говорят: «Ой, какая книга классная! Какой классный фильм!», не хожу и не читаю. Вот такой вредный у меня характер.
Отслеживаю, кто выигрывает престижные литературные премии. Начинаю читать, но неинтересно. Может быть, потому, что описывают авторы современный мир. Я его сам вижу. В окно вон могу выглянуть. Скучно. Книги с выдумкой, искоркой, интересным поворотом сюжета — да, читаю. Как, например, интеллектуальные детективы в альтернативной истории, которые вышли с 2000 по 2005 годы в России. Коллектив авторов во главе с Вячеславом Рыбаковым писал их под псевдонимом Хольм ван Зайчик. Это постмодернистская вещь, где есть аллюзии даже на политику. А действие происходит в вымышленной стране под названием Ордусь (Орда и Русь). И язык очень русский, литературный.
— Знаю, что вы и сами написали несколько книг.
— Да. Первая, вот, «Спасательный круиз, или Путешествие профессионалов». Фантастика, конечно же. Эта книга давно вышла. Потихонечку она перестаёт мне нравиться. Тянет переделать.
А вот совершенно случайная вещь — «Легенды и мифы Нескучного сада» (на фото вверху). Грубо говоря, это история моей любимой игры «Что? Где? Когда?», пропущенная через себя. Некоторое время я был главным судьёй на первенстве Сибири по «Что? Где? Когда?», которое проходило в Новосибирске. И там попросили для семинара написать учебно-методическое пособие. Согласился с условием, что сигнальным тиражом издадут и эту. Заинтересовались. И та, и другая книги разошлись мгновенно. Сейчас они, можно сказать, библиографическая редкость. А вообще, чтобы издаваться, нужно самому ходить по литературным издательствам, быть в тусовках. У меня просто нет на это времени.
Что в электронной книге у Леонида Климовича
— Из художественной литературы целая серия детективов Эрла Гарднера. Ещё есть Станислав Лем, Кир Булычёв, Роберт Хайнлайн, «Чук и Гек» Гайдара, сказки Софьи Прокофьевой. Помните, «Приключения жёлтого чемоданчика», «Лоскутик и облако»? Люблю такие старые вещи. А тем более попадаются электронные книги с оригинальными иллюстрациями. Вот как книга Гайдара, например. Здесь они 30-х годов. Издание было отсканировано и выложено каким-то добрым человеком в Сеть.
У всех на слуху имя майора Пронина. А что это за персонаж, многие затруднятся сказать. Я поискал информацию. Оказалось, был такой замечательный писатель Лев Овалов. Он создал целую эпопею про майора Пронина. Начиная от того, как он молоденьким красноармейцем пришёл на службу в народную милицию, до его бытности генерал-майором КГБ. Может быть, это наивные истории, но в них есть дух времени. А для меня как читателя это важно. Не трескучее что-то вроде «Да здравствует коммунистическая партия!», а детали эпохи. Очень хорошо это получается, например, у Акунина. Он отлично прорабатывает свои фандоринские романы, до мельчайших деталей.
Есть в электронном варианте «Скрытый космос» Николая Каманина. Этот человек руководил подготовкой первых советских космонавтов. Всё это время он вёл дневники. В них можно многое прочесть о советских космических наработках.
Как-то на Арбате мне встретился роскошный фолиант «Как мы спасали челюскинцев» с иллюстрациями. Я посмотрел на цену, вздохнул и отошёл. Нашёл потом книгу в электронном варианте. В ней, опять-таки, дух эпохи. Лётчики, которые спасали челюскинцев, рассказывают о своей жизни и об операции по спасению. Пытается, конечно, редактор героизировать, это чувствуется. Но сквозь текст проламываются, знаете, эти обыкновенные парни.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Вячеслав Коломиец
Читайте также:
Время читать с архимандритом Саввой. «Хоббиты – прозаические существа, и это очень по-христиански»
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram