Плакат у входа в технический отдел Локомотивного депо Гомель напоминает о том, что ни одна должностная инструкция не может предусмотреть всех жизненных ситуаций, а значит, каждый инженер должен применять свои знания и умения, сообразуясь с обстановкой. К мудрости предков на транспортном предприятии относятся серьёзно. Сегодня Локомотивное депо Гомель — в лидерах среди родственных предприятий Белорусской железной дороги по количеству внедрённых рационализаторских предложений.
— Раньше с инициативой изменить что-либо в работе своего подразделения обращались умудрённые опытом старожилы. В последние два-три года рационализаторством увлеклась молодёжь. Анализируя производственные процессы, они ищут более лёгкие пути достижения нужного результата, — рассуждает о наметившейся тенденции инженер по качеству Владимир Заико.
В нынешнем году в депо оформили уже десять рационализаторских предложений, экономический эффект от внедрения которых составит 15 тыс. рублей в год. На деле их гораздо больше. Просто не всегда у рационализаторов хватает времени для сбора бумаг, визуализации своих мыслей в чертёжных программах. Сделал для себя, поделился с соседом — да и ладно.
Одно из последних решений — освобождение локомотива от постоянной работы в паре с установкой очистки резервуаров для хранения нефтепродуктов. Их в депо много, очищаются они по плану с определённой регулярностью. Вот и получалось, что локомотив был постоянно привязан к установке вместо того, чтобы заниматься другой, пусть даже хозяйственной работой. Установка использовала энергию тяговой единицы.
Поломав голову, инженеры нашли способ обеспечить агрегат энергией из стационарного источника. Когда схему реализовали на практике, она показалась простой, но ведь до этого энное количество лет до неё никто не додумался. Хотя и раньше нельзя было сказать, чтобы в депо был избыток локомотивов или топлива для их работы. Но не брались, а сейчас вот получилось. Интересуемся, готовы ли поделиться этим открытием с коллегами из других отделений.
— Эта разработка исключительно для внутреннего пользования. Но не потому, что мы такие жадные. Просто установка для очистки резервуаров — и сама плод инженерной мысли наших старших товарищей. Её аналогов на топливных базах Белорусской железной дороги нет. То есть в этом году поступило предложение рационализировать более давнее предложение, — признаётся Владимир.
Работники цеха технического обслуживания локомотивов второго объёма придумали централизованный способ подачи смазки к узлам, который значительно улучшил их собственные условия труда. Если раньше её носили вёдрами вручную, то теперь она подаётся по системе гибких трубопроводов. Экономический эффект от внедрения рассчитал отдел труда и заработной платы. Он относительно небольшой, но присутствует.
— Многие предложения вообще не приносят эффекта в денежном выражении, но значительно улучшают условия труда, позволяют исключить из карт технологического процесса ненужные операции, повысить производительность труда, его результативность. Эти предложения также оформляются в установленном порядке, а их авторы поощряются. Ни один конкурс на лучшего рационализатора или лучшего молодого рационализатора Белорусской железной дороги не проходит без моих коллег. Без дипломов они не приезжают, — рассказывает Владимир Заико.
Как говорят на предприятии, кто раз внедрил своё предложение, да ещё и был поощрён руководством, тот уже не останавливается. Смотрит, что бы ещё улучшить в труде, и чаще всего находит. Один из таких увлечённых — ведущий инженер-технолог Дмитрий Тельпуховский. Ему нравится решать задачи, связанные с принятием на баланс депо новых серий локомотивов. Значимым для предприятия стало его участие в разработке оснастки для обслуживания и ремонта новых маневровых тепловозов ТМЭ3. Их строят в Беларуси, но используют американский дизель Caterpillar. К такому двигателю нужен соответствующий инструмент. Заказывать его из-за океана долго и дорого. Да и зачем, если в депо Гомель есть свой ремонтно-заготовительный цех, в котором работают рукастые специалисты? Помозговали, набросали чертежи и сделали сами себе инструмент, которым приятно работать.
Дмитрий Тельпуховский.
С интересом Дмитрий участвовал в электрификации Гомельского железнодорожного узла и последовавшем за этим пополнением приписного парка моторвагонного подвижного состава. Ему тоже потребовались особые приспособления для обслуживания. И они вскоре в депо появились. Что-то подсмотрели у китайцев, скопировали комплект электровоза БКГ1, а что-то и своё придумали, уникальное. Следующий этап — изменение технологии зарядки аккумуляторных батарей на электричках ЭР9, переданных в Гомель из Минска.
— Эту идею подкинули наши аккумуляторщики. Электропоезда ЭР9 десятивагонные, в столице они так и использовались. Но в гомельских реалиях, при нашем пассажиропотоке, такой вместительный поезд не нужен. Лишние вагоны отставили, пользуемся шестью. Сейчас мозгуем, как оптимизировать процесс зарядки. Так и должны, я считаю, работать инженеры-механики, — подытожил Дмитрий Тельпуховский.
Автор: Евгений Захаров. Фото: Вячеслав Коломиец, Мария Амелина
Читайте также:
Чисто как в аптеке. Репортаж из гомельского депо, где приводят в чувство советские локомотивы
Больше интересных новостей - в нашем Telegram