Рубрика «Время читать» продолжается. Вместе с гомельчанами мы обсуждаем книги, которые их больше всего впечатлили, повлияли на жизнь. И сегодня говорим о повести шведской писательницы Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» с артистом Гомельского театра кукол Евгением Хромовым. В силу своей профессии Евгений до сих пор читает много детских книг. И считает, что в них есть чему поучиться взрослым.
Представляем собеседника
Евгений Хромов родился и вырос в Гомеле. Окончив школу, сразу пошёл работать. Трудился на фанерно-спичечном комбинате, потом ювелиром на заводе «Кристалл». Также недолго довелось поработать в школе и детском саду. Однажды позвонила хорошая знакомая и предложила прийти на прослушивание в кукольный театр, где набирали артистов. Шёл август 1997 года. Евгений позвонил, прошёл прослушивание, и его взяли. С тех пор вот уже 20 лет он работает в Гомельском театре кукол. Отучился в колледже искусств имени Соколовского, где для артистов кукольного театра открыли временное отделение «Актёр-кукольник» с правом преподавания и режиссуры. Первую роль — злого Прислужника — Евгений сыграл в спектакле «Каб не змаўкаў жаваранак» Артура Вольского.
— Есть книги, которые растут вместе с нами. В детстве мы вкладываем в них один смысл, став взрослыми — другой. Но глубины в них меньше не становится, из них не вырастаешь, они не начинают казаться менее гениальными. Для меня повесть «Малыш и Карлсон» — это способ вернуться в детство, снова почувствовать себя девятилетним мальчиком, испытать забытые эмоции.
Когда я был маленький, мне читала сказки бабушка. И мне очень нравилось её слушать. Но однажды бабушка сказала: а давай- ка уже сам. Читать я начал рано, но ленился. Вот пришлось начать, и мне безумно понравилось. В детстве фанател по сказкам. Какие только не перечитал — английские, скандинавские, японские, русские, белорусские, даже мифы разных народов мира, это же тоже своего рода сказки. Записался в разные библиотеки, ходил и искал новые книги. А любимой на всю жизнь стала добрая волшебная сказка о Малыше и его друге Карлсоне.
Мне было лет девять или десять. Кажется, я сначала посмотрел советский мультфильм по книге. Персонажи там просто потрясающие, и их озвучивают первоклассные артисты. Одна домомучительница Фрекен Бок чего стоит, которая говорит голосом Фаины Раневской. Очень объёмный получился образ, мощный. Она вся такая консервативная и самолюбивая. Никак не воспитательница, а именно — домоправительница. В целом, это идеальный мультфильм. Позже смотрел шведскую версию, и она показалась мне скучной.
Советская, кстати, очень приближена к тексту книги, хотя и в сокращённом варианте. Обидно, что не выпустили серию по третьей части повести, где в доме Малыша появляется дядюшка Юлиус. Это премилый, забавный персонаж, которого, увы, мы не встречаем в мультфильме.
В общем, родители увидели мой восторг от мультика и купили книгу «Малыш и Карлсон». Я её почитал, влюбился и с тех пор перечитал много-много раз. Так что практически знаю наизусть. Часто открываю какую-нибудь страницу наугад и читаю с любого места или перечитываю отдельные особо любимые моменты и цитаты. Эта повесть — просто кладезь крылатых выражений, которые давно уже живут собственной жизнью. Например: «Спокойствие, только спокойствие» или «Неприятности — это пустяки, дело житейское, и расстраиваться тут нечего». Просто и гениально!
Я всегда ассоциировал себя с Карлсоном. Был шебутной, тоже любил варенье и до сих пор люблю. Когда прочитал, как они с Малышом «низводили и укрощали» Фрекен Бок, пытался также шалить. Сейчас-то я понимаю, что не все поступки Карлсона правильные, шалости не всегда безобидные, но, с другой стороны, ничего такого уж страшного в них и нет. Это же такие весёлые авантюры, от которых поднимается настроение и у детей, и у взрослых.
Наверное, и советский мультик тоже повлиял, потому что там Карлсон получился до безобразия обаятельный. Он стал кумиром для многих поколений.
— А на родине Карлсона почему-то не любят. Шведы считают его отрицательным персонажем. И придерживаются версии, что Карлсона не существует на самом деле. Просто у Малыша так называемый синдром воображаемого друга.
— Малыш одинок. У Бетан одни свидания на уме, а у Боссе — футбол. Родители заняты своими делами и собаку не покупают. Чтобы скрасить это одиночество, у него и появляется такой своеобразный друг — Карлсон. Воображаемый ли он? Возможно. Просто взрослые в какой-то момент начинают проникаться игрой и понимать, что их сыну одиноко.
Интрига есть! Ведь сначала Карлсона никто не видит, кроме Малыша. Каждый раз, когда родители входят в комнату, он исчезает. Остаются только последствия проказ, в которых, естественно, винят Малыша. И подозревают, что Карлсона он придумал специально, чтобы снять ответственность за проказы с себя.
Но всё же Карлсон не просто воображаемый друг. Он заставляет взрослых снова почувствовать себя детьми.
— Карлсон — врунишка. Это понятно с первых строк. И современные родители могут испугаться, что дети, почитав повесть, станут подражать ему, проказничать и плохо себя вести.
— Но он врёт забавно ведь. Хоть и понимаешь, что то, о чём он говорит, невозможно. В доме на крыше у него сто тысяч картин и сто тысяч паровозов. А может, просто хочет казаться не хуже своего приятеля. Малыш говорит, что его бабушка очень-очень хорошая, потому что любит его, а Карлсон отвечает: «Уж не думаешь ли ты, что моя бабушка любит меня меньше?». И они начинают спорить, чья бабушка лучше. Карлсон — это такая гипербола детства.
Ребёнок должен сам познавать окружающий мир, через собственные ощущения. Учиться критически воспринимать информацию, а не принимать всё на веру. Другими словами, учиться мыслить. А взрослым надо просто его направлять. Чрезмерная опека, на мой взгляд, хуже, чем вседозволенность.
Повесть «Малыш и Карлсон» учит делать выбор. Там показано, что хорошо, а что плохо. За проказами скрывается глубокая философия семейных отношений. Может быть, Карлсон и Малыш в каком-то смысле антиподы. Или весёлый человечек с пропеллером — это одна из сторон Малыша. Та, где он проказник. Но он не хочет этого признавать.
Давая детям читать книгу, можно надеяться, например, на принцип от обратного. То есть «А не мой руки, не надо!» или «Бросай мусор где попало, пожалуйста!».
Книга учит, что не стоит слишком быстро становиться взрослым. А когда это случится, нужно оставить место для веселья и уметь отдыхать. Не зря же существует поговорка: все мы родом из детства. Забывать этого не надо. Вот дядюшка Юлиус и Фрекен Бок, изначально очень прагматичные, в какой-то момент начинают меняться. И потом уже по-другому относятся к миру.
У нас в кукольном театре есть спектакль, который можно сравнить с «Карлсоном». Он называется «Шаша в левом башмаке», по книге белорусской писательницы Елены Мальчевской. Там о взрослой женщине, которая стремится стать директором. У неё в голове только работа. И вдруг совершенно случайно в её жизни появляется персонаж Шаша и кардинально всё меняет. В детстве эта женщина мечтала путешествовать по миру, услышать, как бьётся сердце кита. А с возрастом она всё это забыла. Шаша возвращает ей детские мечты. И она понимает, что в жизни, кроме работы, есть много других радостей. Например, просто поболтать ногами. В общем, милая добрая пьеса. Мои друзья после этого спектакля сказали: «Сейчас же берём своих детей — и в парк. Потому что нужно просто радоваться хорошим моментам в жизни».
— Но за миром безудержного веселья, кажется, скрывается мир детского одиночества, грусти, раннего взросления.
— Да, книга и об этом тоже. О пропасти между родителями и детьми, между детством и взрослой жизнью. Малыш кажется очень одиноким. У него много родных, есть друзья по двору — Кристер и Гунилла. Но если возникает проблема, они дерутся. Кристер бросает в Малыша камни…
Родители, конечно, любят Малыша. Они стараются ему это доказать: «Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой». «И даже за сто тысяч миллионов крон?» — спрашивает Малыш. «И даже сто тысяч миллионов крон!» — «Если я стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли получить наличными пятьдесят крон, чтобы купить себе маленького щеночка?».
Кстати, мы даже не знаем, как зовут Малыша. В книге нет его имени. Живёт семья Свантесон в городе, где много одинаковых домов, много одинаковых жизней. И этот ребёнок — будто обобщённый персонаж всех детей в большом городе. Кстати, очень актуальная сегодня проблема, а повесть издана в 50-х годах прошлого века.
— Если бы такая возможность представилась, наверное, хотели бы сыграть Карлсона, раз это ваш любимый герой в книге?
— А вот и нет. Хотелось бы сыграть дядюшку Юлиуса, потому что его нигде нет. А он такой персонаж замечательный! Это брат отца Малыша. Он раз в год приезжает в Стокгольм к своему врачу. А так как он очень жадный, то живёт у брата, в гостинице ему дорого. У Юлиуса лысина и вставная челюсть, и похож он на этакий шкафчик. Он всё время бурчит, всегда всем недоволен.
И вот представьте себе, что у них с Фрекен Бок начинается любовь. Представьте эту огромную двухметровую, масштабную женщину и полутораметровый шкафчик.
Кстати, именно Карлсон способствует тому, чтобы одинокие дядюшка Юлиус и Фрекен Бок были вместе. «Если бы одна ведьма не летала у наших окон и не пугала бы нас, ты, Юлиус, никогда бы, наверное, не кинулся мне на шею, и вообще ничего бы не было» — говорит Фрекен Бок. Всё это очень трогательно. И ведь именно благодаря проказнику, врунишке Карлсону они становятся другими. Хорошими!
— А как вы шалили в детстве? Есть страшная тайна, которую сейчас уже не страшно раскрыть?
— Об одной шалости можно рассказать! Я уже говорил, что очень люблю сладости, как и Карлсон. И вот как-то бабушка испекла два больших пирога на семейное торжество. Один с маковой начинкой, а второй с изюмом. Но запретила трогать, пока не придут гости. А мне ж хочется! Пироги стояли в комнате, накрытые полотенцем. В разгар праздника я прокрался туда, выковырял из пирога весь изюм и съел. Когда пирог вынесли гостям и сняли полотенце, он был похож на сито. Дальнейшего что- то не помню, потому что я, наверное, убегал.
А ещё я любил ботанику, прочёл много книг о растениях и неплохо в них разбираюсь. Собирался уйти в лес выживать. Но не получилось.
Топ-5 книг от Евгения Хромова, которые нужно обязательно читать детям и взрослым:
1: «Карлсон, который живёт на крыше» и другие произведения Астрид Линдгрен;
2: Льюис Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье»;
3: Тоон Теллеген, сказки для детей и взрослых;
4: Туве Янссон, произведения о Муми-Троллях;
5: Сказки, просто сказки, сказки народов мира.
Автор: Елена Чернобаева. Фото: Мария Амелина
Читайте также:
«Время читать» с Леонидом Климовичем. Разговор о советской фантастике
Больше интересных новостей - в нашем Telegram