Проекты уплотнительной застройки в Гомеле можно пересчитать по пальцам. Однако зачастую именно они вызывают интерес у горожан, нежели строительство на свободных площадях новых микрорайонов. Каждому проекту предшествует общественное обсуждение, и на этой стадии иногда возникают протестные настроения. Причём не обязательно у тех, кому в итоге предстоит жить рядом с новым домом. Между тем отказываться от уплотнения существующей застройки власти не собираются. «Белка» узнала, какие выгоды преследуют застройщики и что может примирить с новым строительством старожилов.
Уплотняют не только в Гомеле
Строительство жилья в границах сложившейся застройки не гомельское ноу-хау, уплотнение происходит во всех регионах страны. Выражение недовольства начинается с вопроса: почему решили посадить дом здесь, свободных площадей разве мало?
– При выборе площадки под возможное строительство жилого дома мы руководствуемся регламентом Генерального плана развития Гомеля. Документ, кстати, есть в Интернете, и с зонированием городских территорий может ознакомиться любой пользователь, – начинает разговор начальник управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Юрий Литвинов. – Если привлекательный земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки, то он может приниматься в работу на предпроектной стадии, когда изучаются технические возможности расположения дома на свободном месте, исследуются социальные процессы. Например, не возникнут ли при заселении дома очереди в поликлиниках, дефицит мест в образовательных учреждениях. После создаётся архитектурно-планировочная концепция, которая выносится на общественное обсуждение.
Нормы меняются, резерв остаётся
Земельные участки в существующих микрорайонах выделяются сравнительно большие. Некоторые граждане выражают опасения, что под строительство идут места, предназначенные для совсем других объектов.
– При строительстве любого нового микрорайона разрабатывается план его детальной планировки, где предусматриваются участки под объекты соцкультбыта: школы, поликлиники, общественные и другие здания. Изменить предназначение участка даже по прошествии многих лет невозможно без корректировки градостроительной документации. Но если речь идёт о совсем старых микрорайонах, то следует иметь в виду, что со времени их освоения изменились нормы размещения объектов на местности. Если возникает возможность перемещения теоретического объекта и компактного размещения рядом жилого дома, тогда резервное место переносится, но не удаляется с плана, – подчёркивает Юрий Литвинов.
Что даёт подсчёт голосов
Предусмотренное законом общественное обсуждение работает скорее как подсказка проектировщикам, что можно улучшить в случае строительства, пока оно не началось. Количество же голосов в пользу концепции или против неё на результат практически не влияет. Как сообщает Юрий Литвинов, в областном центре ещё не было случая, чтобы архитектурную концепцию отклонили по результатам простого подсчёта голосов:
– В 99 процентах случаев количество противников строительства превышает число их оппонентов. Но в анкетах мы не находим аргументированных доводов против уплотнения. Такими доводами можно считать нарушение строительных норм или социальных стандартов. Но проектные институты уже наработали достаточный опыт предпроектной работы и не допускают ошибок. Если они и выявляются, то доработка не занимает много времени. Чаще всего приходится учитывать расположение и пропускную способность существующих сетей.
В каком случае к жильцам прислушаются
Изложенное не говорит о том, что мнение горожан для городских архитекторов и застройщиков не существенно. Напротив, в управлении архитектуры и градостроительства думают над расширением своего представительства на различных дискуссионных площадках. Возможности для этого предоставляют, например, социальные сети.
– Можно сообща подумать над тем, как обустроить общий быт жильцов после завершения строительства. Как оборудовать большую игровую площадку для всех детей двора, где её лучше расположить. Старожилы микрорайонов могут дать дельные советы, – обозначает только одну из возможных тем начальник управления.
Решать, какими будут новые дома, граждане не могут. За это берутся профессиональные архитекторы. Особенно когда речь идёт о точечной застройке на периферии исторического центра города. Там строение стараются вписать в окружающий архитектурный ансамбль. А вот в спальных микрорайонах к этому и не стремятся.
– Не нужно вписывать новое здание в стиль окружающих его хрущёвок. Полезнее будет построить современный красивый жилой дом, а потом подтянуть к его уровню пятиэтажки во время их капитального ремонта, – считает Юрий Литвинов.
Предложение застройки пустыря в Советском районе Гомеля на углу проспекта Октября и Студенческого проезда.
Деревья снесут. Что взамен?
До трети всех возможных проектов не доводятся до сведения граждан – отметаются ещё на стадии согласования с различными ведомствами. Принципиальную позицию всегда занимают городские экологи. Например, они встали на защиту сквера на улице Советской между гостиницей «Турист» и улицей Кожара.
Застройщик положил на этот участок глаз в том числе потому, что он по плану и должен быть освоен под многоэтажное жилищное строительство. Предлагает компенсировать снесённые деревья в соответствии с законом. Говорит, что вырубке подвергнется не так много насаждений, как кажется на первый взгляд. Но в службе охраны природы не готовы верить на слово. Говорят, стоит только построить дом, а там потребуется место для стоянки автомобилей, проездов. Так от сквера ничего и не останется, и озеленённость района ухудшится. Компромисс на текущий момент не достигнут.
Не избегают вырубки и при строительстве внутри кварталов. Высадить деревья в том же дворе, где они были удалены, никто и не обещает.
– С 1 января текущего года действуют изменения в законодательстве, согласно которым компенсирующие посадки зелёных насаждений должны по возможности производиться в местах постройки новых домов. Однако на практике эта возможность часто отсутствует, – замечает заместитель начальника Гомельской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Людмила Назаренко.
– Если подтверждена техническая невозможность такой посадки или уровень озеленённости достигает 25-40%, допускается компенсация зелёных насаждений в местах, указанных администрацией территориального района. И если администрация Советского района решает посадить деревья на набережной Любенского озера, закон она не нарушает. Тем более что озеро нуждается в дополнительном озеленении. К слову, озеленённость местности и не оценивается отдельно по дворам, улицам или микрорайонам. Она выводится отдельно по четырём административным районам и по Гомелю в целом. Распределить зелёные зоны по всей площади равномерно нельзя, но мы к этому стремимся. И в итоге в городе высаживают намного больше деревьев, чем спиливают.
Проспект Октября.
Почему не строят подземные стоянки?
Обратно пропорциональную зелёным зонам площадь занимают парковки. Это вечная проблема во дворах, которые строились ещё по советским нормативам. Вместить в их ограниченное пространство ещё и стоянку для нового дома – непростая задача. Но если она не решается, не будет построен и сам дом.
– При разработке концепции Гомельская госавтоинспекция выдаёт нам технические условия для проектирования стоянки. Она строится из расчёта одного места на одну квартиру. Если это требование не будет выполнено, проект не пройдёт государственную экспертизу, – говорит Юрий Литвинов. – Иногда этот фактор несёт в себе бонусы для жильцов «притесняемых» хрущёвок с их парковочными карманами на пять машин. В итоге жильцы старых домов сами ставят машины на новой стоянке. При проектировании парковки всегда стараемся соблюсти правило золотой середины: запланировать максимальное число машино-мест без ущерба для зелёной зоны двора. Зелёную зону, между прочим, тоже можно увеличить при комплексном уплотнении какой-либо жилой зоны. Но в Гомеле мы к этому ещё не подступались.
Неоднократно пробовали развить тему строительства подземных автомобильных стоянок, однако оно приводит к удорожанию стоимости квадратного метра до порога, который не сможет переступить молодая семья с ограниченными доходами.
Где вырастут новостройки?
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшее время будут построены два высотных жилых дома в районе ДК «Фестивальный». Процедура общественного обсуждения обеих высоток дала положительный результат. Земельные участки выделены, завершается работа над проектно-сметной документацией. Переговоры с подрядчиком уже ведутся. Проект согласовали в том числе и с экологами. Людмила Назаренко сообщила, что в этом конкретном случае были согласованы посадки деревьев и кустов как раз рядом с домами.
Новостройка на Речицком проспекте в районе дома 142 тоже вырастет в близкой перспективе. Прошли два общественных обсуждения концепции его строительства, по итогам которых областной архитектурно-градостроительный совет разрешил разработку ПСД. В настоящее время оформляется землеустроительное дело, сразу после этого объявят торги на выбор подрядчика.
Заказчиком строительства всех трёх домов выступит УКС Гомельского облисполкома.
Следующим в списке, вероятно, станет дом на улице Тимофеенко. Гражданам предложили высказаться по поводу строительства в этом районе группы домов, но встретились с массовым недовольством. Поэтому остановились пока на одном жилом здании. Поиск компромисса относительно остальных продолжается.
В тишине дом не построишь
Когда решение о строительстве принимается, жильцам близлежащих домов следует запасаться берушами и вешать на окна плотные жалюзи. Терпеть неудобства придётся несколько месяцев. И отрицать это управленцы не собираются.
– Каждый строительный объект имеет подъездные пути, ограждение, режим работы. Это означает, что во двор будет заезжать тяжёлая техника, работать механизмы. Вероятнее всего – в две смены, – уточнил директор УКС города Гомеля Владимир Сеноженский. – Это означает, что будет шумно по 16 часов в сутки. Но без этого дом не построить. Нормативный срок строительства здания указывают на паспорте строительства. В Гомеле по этой теме работают ответственные подрядчики, и превышения сроков по субъективным причинам они не допускают.
Большинство домов уплотнительной застройки подключаются к уже эксплуатируемым в районе коммуникациям. Но это не приносит каких-либо неудобств для жильцов окружающих домов.
– Каждый собственник сетей проводит расчёты, а потом и испытания своих магистралей на предмет работы в условиях повышенной нагрузки. Если, к примеру, теплотрасса не сможет выполнять свою функцию, то труба перекладывается на новую большего диаметра. Нередки замены оборудования в трансформаторных подстанциях. Аналогичным образом рассчитываются новые условия работы водопровода и канализации, системы газоснабжения, – рассказал Владимир Сеноженский. – Бывает, что люди начинают спекулировать на уплотнении, жаловаться, что у них из крана после строительства идёт ржавая вода. Проверки ещё ни разу не установили взаимосвязь этих явлений.
Автор: Евгений Захаров. Фото: из архива редакции
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram