Доктор технических наук, заслуженный работник завода «Гомсельмаш» Николай Афанасьев возглавлял легендарное предприятие с 1972-го по 1987 год. Это время в нашей общей истории принято считать эпохой застоя. Но одно дело считать, а другое — быть очевидцем пика бурного роста Гомеля, за короткий срок ставшего вторым городом Беларуси. Значительный вклад в развитие областного центра внесли завод и его директор. Убедились в этом, гуляя в компании Николая Ивановича по областному центру. Человек, столь много сделавший для завода, города и страны, рассказал, как возводились запавшие ему в душу объекты.
Советский район
Начало наша экскурсия взяла в Советском районе, у здания местной администрации.
— В начале 70-х коллективу «Гомсельмаша» поставили задачу создать и запустить в серийное производство новую самоходную кормоуборочную технику, — неторопливо спускаясь по ступенькам администрации, начинает рассказ Николай Афанасьев. — С решением этой задачи количество работников в нашем объединении увеличивалось с 10 до 34 тысяч человек, а с учётом их семей численность Сельмашевского микрорайона возрастала почти до 100 тысяч.
К тому времени Железнодорожный район на фоне остальных разросся настолько, что эффективно управлять им было сложно. Тогда-то и возникла идея изменить структуру Гомеля с учётом образования нового, Советского, района. Меня тоже привлекли к этой работе. Не столько как директора крупного предприятия, а как человека, лично знавшего многих руководителей «наверху».
Официально я участвовал в подготовке обоснования для принятия Совмином БССР необходимого городу решения, на деле же выступал своеобразным «толкачом». Уж не знаю, в какой степени мне удалось справиться с этой ролью, но, думаю, в рождении Советского района есть и моя скромная заслуга.
Между прочим, хоть я и сельмашевец до мозга костей, но объективности ради скажу: Советский район один из красивейших и ухоженных в Гомеле, бывать здесь одно удовольствие.
Выговор за институт
За воспоминаниями мы и не заметили, как подъехали к главному учебному корпусу Гомельского технического университета имени П.Сухого, что на Речицком проспекте. Здесь Николай Иванович попросил остановиться.
— Вы посмотрите, какая красотища, — восхитился Афанасьев, покинув салон автомобиля. — А ведь всего этого могло и не быть… Ещё до назначения на должность директора «Гомсельмаша», в бытность мою секретарём парткома предприятия, остро встал вопрос нехватки технических кадров с высшим образованием. Особенно в звене начальников цехов и отделов. С директором Котенком мы поехали в Минск в Белорусский политехнический институт и договорились об открытии его филиала на «Гомсельмаше».
Инициативу поддержали в ЦК партии и Совмине. Филиал был создан, но появилась проблема. Те, для кого он организовывался, не очень-то стремились получить дипломы о высшем образовании. Отговорки придумывали самые разные: всё уже забыл, семья — нет времени, но самая распространённая — «зачем мне это надо?».
Здесь нужно понимать, что в 70-е годы квалифицированные рабочие на сдельщине зарабатывали на порядок больше, чем их начальники на окладах. Поэтому многие инженеры стремились пополнить ряды рабочего класса, что при наличии лишь диплома о среднем специальном образовании сделать было гораздо проще. Вот и упрямились. Приходилось кого уговаривать, кого перспективами заманивать, а некоторых так и просто «именем партии» заставлять учиться.
Первый год был самый сложный. Лично ходил и проверял, чтобы начальники цехов и отделов не пропускали занятия. Дальше, когда специализация началась, стало легче: наши спецы почувствовали себя в своей тарелке. Так что процентов 70 руководителей «Гомсельмаша» тех лет именно в этом филиале получили высшее образование.
Когда я уже был директором завода, ситуация изменилась кардинально. Ко мне зачастили работники филиала БПИ. Жаловались, что преподавать некому, квалифицированных педагогических кадров не хватает, материальная и лабораторно-исследовательская базы отстают, а желающих учиться становится всё больше и больше. Проблему взялись решать проверенным способом: привлекать специалистов хорошими жилищно-бытовыми условиями. Это сработало. Да так, что мы и сами не ожидали: качественный уровень профессорско-преподавательского состава филиала вырос настолько, что впору было открывать собственный институт.
Сегодня в это трудно поверить, но в то время вместе с подрядчиками на строительстве промышленных, социально-культурных, образовательных и других объектов в сутки осваивалось по миллиону долларов. А всего было вложено в развитие «Гомсельмаша» и города инвестиций на 35 миллиардов долларов США. Вот это были объёмы, темпы и создание рабочих мест!
Грех было упускать такую возможность и не основать в Гомеле ещё один технический вуз. Пришлось принимать волевое решение и из денег, выделенных на реконструкцию завода, часть отдать на строительство учебного корпуса. Но при первой же проверке меня обвинили в нецелевом использовании средств. Как следствие — на коллегии министерства влепили выговор. Расстроился ли? Да не очень. Потому что всегда помнил слова Петра Мироновича Машерова, которые он произнёс при назначении меня на должность директора «Гомсельмаша»: «Николай Иванович, знайте: всё, что вы будете делать для завода, города и страны, вам зачтётся. Во всяком случае, с моей стороны поддержку обеспечу». К тому времени я уже имел и официальный «иммунитет» — был депутатом Верховного Совета БССР и членом ЦК КПБ.
Через полгода выговор сняли, а здание университета вот оно, стоит.
C сыном Иваном у главного корпуса «политеха».
ЗЛиН и не только
Кроме строительства «политеха», Николай Афанасьев является инициатором появления на карте города завода литья и нормалей — крупнейшего подразделения «Гомсельмаша»:
— По моему предложению «ЗЛиН» был построен в рамках программы выпуска кормоуборочной техники, которая тесно связана с другой госпрограммой — продовольственной. Качественных кормов для поднятия животноводства тогда катастрофически не хватало. Вот вам и причина пресловутого дефицита колбасы и других мясных продуктов. Чтобы дать стране продукты питания, сначала надо было обеспечить кормами животноводство. Нам поставили конкретную задачу — в кратчайшие сроки наладить годовой выпуск 40 тысяч самоходных и прицепных комбайнов и столько же прицепов.
На установленные объёмы можно было выйти, организовав собственное производство изделий и исключив тем самым зависимость от многочисленных поставщиков. Все решения по новому заводу проводились документами ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Помню, как в Москве при составлении проекта постановления записал название будущего предприятия — «Завод по выпуску жаток, литья и нормалей». Потом прикинул, как будет звучать аббревиатура (ЗЖЛиН), и решил выбросить слово «жаток» как узкое направление. Так и родился наш «ЗЛиН». К слову, кто-то предлагал назвать его заводом жаток, но я это предложение не поддержал.
Вернувшись в Гомель, вместе с секретарём обкома партии Юрием Хусаиновым на вертолёте облетели местные окрестности в поисках площадки под новое производство. Увидели огромную свалку в Сельмашевском микрорайоне относительно недалеко от основного производства и решили дело. Так появился «ЗЛиН». И не только он.
С нашей помощью началось строительство ТЭЦ-2. К «ЗЛиНу» подтянули теплотрассу, канализацию. Построенный здесь литейный цех высокопрочного чугуна работает на индукционных печах, что требует огромного потребления электроэнергии. Поэтому от Добруша протянули ЛЭП мощностью 330 киловольт, построили подстанцию и стали обеспечивать электричеством не только завод, но и весь район. Даже Волотова от неё сегодня питается. Кстати, таким образом удалось закрыть литейные цехи на головном заводе, загрязнявшие атмосферу микрорайона.
Скажу честно: во время реконструкции я до 50% своего рабочего времени проводил в Москве, стучась в различные кабинеты. Требовал, упрашивал, доказывал. Так было, например, с газообеспечением. Ведь Гомель в те годы «сидел» на газовой трубе малого диаметра и, соответственно, недостаточной пропускной способности. Газа не хватало не только для городских предприятий, но и для жилого сектора. Совместно с городскими властями нам каким-то чудом удалось добиться включения в проект совминовского постановления по «Гомсельмашу» пункта, предусматривающего строительство газопровода Минск-Гомель. Сразу же началось проектирование и строительство газопровода. К моменту проведения на «ЗЛиНе» пуско-наладочных работ как раз газ и подошёл к Гомелю.
Мост за счёт завода
Проезжая по улицам и путепроводам заводского микрорайона, выезжая под железнодорожным мостом на улицу Советскую, Николай Афанасьев отметил, что всё это создано «Гомсельмашем», и обратил наше внимание на пешеходный мост. Он начинается у заводской проходной, проходит над железнодорожными путями и заканчивается на улице Кирова недалеко от её пересечения с центральной городской магистралью:
— На строительстве этого моста я настоял в 1985 году как депутат Верховного Совета БССР. Проблему знал не понаслышке: многим работникам завода, проживающим в Центральном районе, домой и на работу приходилось добираться практически кружным путём. Естественно, народ предпочитал ходить напрямую, «по рельсам», из-чего ежегодно люди попадали под поезд. Особенно после ночной смены.
В министерстве сразу ответили отказом, но затем пошли на попятную: придумай, как это грамотно сделать. Мы и придумали. Пошли к заместителю председателя Совмина СССР и пояснили, что рабочие кадры думаем привлекать из числа горожан. Показали ему схему и предупредили, что мост делается исключительно в интересах завода, потому что вход на него начинается на улице Кирова, а выход будет на территории «Гомсельмаша». На представленной схеме границы завода мы «чуточку» расширили. Таким образом отсекли попытки министерских начальников переложить проблему на плечи городских властей или железной дороги. Ну, а уж построили так, как построили.
belkagomel.by. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram