Помните, какое маленькое, но ответственное поручение предложил выполнить героине Натальи Варлей товарищ Саахов из фильма «Кавказская пленница»? Правильно, перерезать ленточку на открытии нового Дворца бракосочетания. Но мало кто знает, что этот объект в комедии Леонида Гайдая фигурирует не случайно. Это была, так сказать, дань времени: в 60-х годах, когда снимался фильм, в отношении загсов был принят ряд организационных мер. От их сотрудников требовалось внедрять в быт советских людей новые гражданские обряды и праздники. А чтобы было где их претворять в жизнь, по всей стране, особенно в крупных городах, начали строить эти самые Дворцы бракосочетания. В Беларуси первый такой открылся в Бресте в 1963 году.
Здание загса Советского района Гомеля.
Но это была далеко не первая попытка советской власти внедрить в сознание граждан новые представления о браке и семье. Ещё в декабре 1917 году увидел свет Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», уничтоживший старый порядок брачно-семейных отношений и провозгласивший равенство между мужчиной и женщиной. Новый нормативный акт признавал действительными только браки, регистрируемые в отделах записей браков и рождений при местных органах власти. Обязательный до этого церковный брак стал считаться личным делом брачующихся.
На заре советской власти, когда эксперименты по внедрению в обыденную жизнь различных новшеств шли полным ходом, регистрация браков носила достаточно формальный характер. Помните фильм «Не может быть!» по произведениям Зощенко? Тот, где герой Леонида Куравлёва никак невесту без шубки и шляпки узнать не мог. «Не беда, — успокаивал его друг. — Завтра пойдёшь и разведёшься. Делов-то!». Так оно и было на самом деле. Не случайно гениальный сатирик высмеял лёгкость, с которой некоторые относились к браку. А они всего лишь использовали возможность, предоставляемую государством.
Всё изменилось в 30-е годы, когда государство осознало важность семьи для собственного существования и жёсткой рукой покончило с экспериментами в этой сфере. В 1943 году органы загс как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учёту населения, были включены в структуру подразделений Наркомата внутренних дел. Начальники загсов в то время даже получили лейтенантские погоны, все остальные работники также были ранжированы по милицейским чинам. Правда, щеголять в милицейской форме им довелось недолго: в конце 1956 года загсы были выведены из состава тогда уже МВД и подчинены исполкомам местных советов.
1959 год.
Справедливости ради отметим, что простым гражданам, решившим связать себя узами Гименея, было глубоко без разницы, куда структурно входят загсы. Главное, что они были и в них к тому времени уже сложились определённые традиции торжественной регистрации браков. Например, обязательным было вступительное слово работника загса (ни дать ни взять бледная копия проповеди священника при венчании!). Или обмен обручальными кольцами — церемония, целиком позаимствованная у церкви. Правда, ни о каких рушниках, на которые принято сегодня становиться, тогда и речи быть не могло. Советское, в конце концов, заведение.
1962 год.
Свадьбы в конце 50-60-х годах играли в основном зимой. Объясняется это достаточно просто: в те годы большинство городского населения Беларуси было по сути сельским. В деревне же весной, летом и осенью не до гуляний, работы столько, что только успевай поворачиваться. Другое дело — зимой, особенно накануне новогодних и рождественских праздников. Тогда был шанс свадебные гулянья продлить не на день-другой, а едва ли не на месяц. До старого Нового года точно.
Но в самом загсе всё было чинно и культурно. На церемонию росписи жениха и невесты даже посторонних людей не допускали, только брачующихся и их свидетелей. Остальные могли подождать в фойе, хотя предпочитали дома за накрытыми столами. Не было в 60-е годы у людей этой мещанской привычки (да и средств тоже) рестораны, на худой конец — столовые, под свадьбы арендовать. Всё больше на силы и возможности многочисленной родни надеялись. Деревенской с её домашними припасами — в первую очередь.
К середине 70-х годов традиции бракосочетания хотя и изменились, но незначительно. По-прежнему на торжественную церемонию допускался узкий круг доверенных лиц. Хотя для остальных было сделано послабление — ждать появления новоявленной семьи в специальной комнате с обязательным шампанским. Зря, что ли, Дворцов бракосочетания да Домов гражданских обрядов к тому времени понастроили?! После чего молодожёны и некоторые другие гости на одной машине, обычно такси (неважная, скажем откровенно, замена традиционной свадебной тройке), ехали к памятным местам города, чтобы отдать дань уважения героям Великой Отечественной войны, не пожалевшим жизни ради их сегодняшнего счастья. В Гомеле это были обычно Курган Славы или Вечный огонь.
1980 год.
С ростом благосостояния советского народа выросли и масштабы свадеб. В начале 70-х, например, обычная гомельская семья из семи человек вполне могла позволить себе сесть в самолёт и слетать на несколько дней в Минводы, чтобы от души погулять на настоящей кавказской свадьбе близкого родственника. Это на заметку тем историкам, которые со знанием дела утверждают, что при советской власти народ всегда жил однозначно плохо.
Хотя проблемы у молодожёнов, бесспорно, были. Особенно на фоне всеобщего дефицита на рубеже 70-80-х годов. Автор этих строк сам неоднократно подавал заявления в загс со своими бывшими однокурсницами. Которые, помимо статуса формальной невесты, получали в нагрузку талончик в «Счастье». Так в Гомеле именовался салон для новобрачных, которые могли приобрести в нём не только обручальные кольца, но и импортную обувь, красивые и недорогие платья и костюмы, прочий недоступный для обыкновенного покупателя товар.
Первая половина 70-х.
В середине 80-х, на фоне объявленных Горбачёвым перестроечных свобод, стал меняться и ритуал бракосочетания в загсах. Всё больше приобретая то ли религиозные, то ли традиционно народные черты. Во всяком случае, молодых перед росписью поголовно стали ставить на рушник. И хотя мало кто догадывался, что исконное его название «венчальный» (а были ещё благословенные — те, на которые молодые должны были становиться на колени перед родителями для получения благословения), в загсах это считалось и до сих пор считается вполне допустимым. Так же, как и оставшаяся с тех времён традиция встречать молодожёнов иконой и большим караваем. Причём неважно где: то ли возле подъезда многоэтажки, то ли у входа в снятый для свадебного веселья ресторан или кафе. На этот счёт наши люди никогда особой щепетильностью и соблюдением догматов не отличались.
Сегодня в белорусских загсах (с 2006 года вошли в систему Министерства юстиции — прим. ред.) особое внимание уделяется возрождению народных обычаев, возвращению к духовным истокам. При этом каждый отдел не ограничен в своём творчестве и фантазии и может использовать самые разнообразные формы проведения регистрации браков, в том числе и юбилейных, и рождений в торжественной обстановке. Цель при этом у всех одна — сделать эти обряды неповторимыми, интересными, запоминающимися для каждой обратившейся пары. Жаль только, что на рост числа разводов это пока никак не влияет. Но это, как любят повторять в сериале «Следствие вели…», уже совсем другая история…
Автор: Александр Евсеенко. Фото: Леонид Гурин, Александр Евсеенко
Читайте также:
14 февраля в Советском загсе Гомеля заключили брак девять пар
«Не хочу, чтобы сын был Радзiвонам». Отец считает, имя зарегистрировали неправильно
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram