Прибывший с рабочим визитом в Гомель заместитель министра экономики Юрий Чеботарь встретился с коллективом вагоностроительного завода.
Юрий Чеботарь.
Столичный гость заверил гомельчан в том, что в целом народное хозяйство после проблемных 2014-2016 годов вышло на траекторию устойчивого роста. Сегодня министерство ставит перед собой задачу удержания роста инфляции в заданных пределах, разумного ограничения выдачи кредитов для обеспечения развития реального сектора экономики за счёт здоровых денег. В частности, идёт сдерживание выдачи льготных кредитов.
— Я тоже хожу по магазинам, и у меня как у рядового потребителя возникают вопросы соответствия реальной инфляции той, что показывает статистика. Сегодня наблюдается исторический минимум. По итогам года инфляция ожидается в пределах 5-6%. Темп роста экономики должен превысить 4%, а в промышленном секторе — 8%.
Юрий Чеботарь объяснил заводчанам причины, побудившие правительство ограничить льготное кредитование строительства жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий.
— Мы увидели, что с увеличением выдачи льготных кредитов происходил рост стоимости квадратного метра. И наоборот, она снижалась при строительстве квартир за счёт кредитов по обычным ставкам. В итоге размер выплат по обеим схемам оказался примерно одинаковым. Нынешняя практика предоставления жилищных субсидий оказалась предпочтительнее.
Рабочие места в стране создаются с превышением задания. В прошлом году их было зарегистрировано около 70 тысяч. Вместе с тем, за имеющуюся работу люди держатся.
— Стране нужны рабочие места с высоким уровнем производительности труда. Людям, соответственно, тоже, ведь это гарантирует определённый уровень оплаты их работы. Такие места способны создать инвесторы. Правда, они уже не готовы строить предприятия в чистом поле, как это было ранее. Сегодня присматриваются к площадкам с готовой инфраструктурой, с обученными специалистами в резерве. Такие условия создаются в индустриальном парке «Великий камень» под Минском. В Гомеле свободных площадок с такой инфраструктурой, пожалуй, нет.
От разговора об экономике будущего собеседники вернулись к сегодняшним реалиям. Директор ВСЗ Игорь Краснов затронул тему планирования производства. По его мнению, задания, рождающиеся в высоких кабинетах, не всегда согласуются с тем, что происходит на местах. Не изжита практика механического плюсования плана к достигнутым показателям без оглядки на то, за счёт чего рост происходит. В результате при появлении перспективы не учтённого бизнес-планом контракта часть руководителей просто откажутся от дополнительной работы, чтобы не получить непосильное задание на следующий год. Не учитывается специфика производства при доведении заданий по экспорту.
— Гомельский вагоностроительный отчитывается по поставкам продукции в страны Евросоюза. Но наш рынок — территория бывшего СССР. Основной вид деятельности завода — ремонт пассажирских вагонов. В странах ЕС другая колея, другие габариты подвижного состава. Мы никогда не поставим свои вагоны во Францию. Но точно такой же доллар, заработанный в Азербайджане, почему-то не идёт в зачёт, — пояснил свою мысль Краснов.
Юрий Чеботарь согласился, что при спуске разработанных правительством заданий на местах случаются перегибы. Чтобы исключить их в будущем, нужно поднимать острые вопросы перед управленцами, доводить до них своё видение проблемы. Для этого он и приехал на предприятие, не ограничивая себя чтением справок в облисполкоме.
Автор: Евгений Захаров. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram