Сотрудники Центра обработки, исследования и хранения керна компании «Белоруснефть» извлекают с многокилометровой глубины материальные свидетельства возрастом 350-380 млн лет, чтобы заглянуть в будущее. А именно, спрогнозировать наличие в земной толще запасов углеводородов и их добычу. Накануне профессионального праздника нефтяники провели День открытых дверей для журналистов региона.
Единственное в Беларуси кернохранилище находится на севере Гомеля. Сюда оно переехало два года назад, а до того образцы горной породы собирали в неприспособленных ангарах прямо по месту добычи. О глубоком исследовании речь идти не могла.
При переезде в Гомель центр обработки и исследования стал оправдывать своё название. Он буквально напичкан самым современным оборудованием, позволяющим оценить перспективу газоносности, нефтедобывающий потенциал отдельных районов Припятского прогиба, и строить на основе полученных данных стратегическую программу разработки земных недр.
Как говорит заместитель генерального директора «Белоруснефти» по геологии Пётр Повжик, гомельский центр стал в один ряд с аналогичными исследовательскими комплексами Томска, Тюмени и Ханты-Мансийска, которые занимают верхние строчки соответствующего рейтинга.
В настоящее время белорусы успевают разведать около 85% новых запасов нефти от объёма годовой добычи. Но уже на следующий год компания поставила сама себе амбициозную задачу — получить данные о новых залежах нефти в объёме не меньшем, чем извлекается из недр, а это 1 млн 670 тыс. тонн в год. Начинается разведка как раз с исследования керна.
Это образец горной породы, поднятый в процессе разведывательного бурения с различных глубин. Самое длительное путешествие к центру земли остановилось на глубине около 7 км. Эти образцы и доставляются в Центр обработки, исследования и хранения керна. Здесь они проходят целый ряд лабораторных исследований для определения физики нефтеносного пласта. Пористость и проницаемость породы в совокупности дают представление о предполагаемом содержании углеводородов.
В одном из конечных пунктов своего путешествия по лабораториям срез горной породы уменьшают до толщины 0,02 мм, чтобы разглядеть мельчайшую структуру. Это происходит в лаборатории изготовления петрографических шлифов — одной из самых оснащённых на территории всего бывшего Советского Союза.
Но сохраняют и относительно целые образцы, делая работу за археологов будущего. Ценными для нефтяников представляются керны, полученные со дна мелководного тёплого моря, волны которого некогда ласкали берега на территории современной Гомельской области. В коллекции центра есть пористые керны, составленные из хорошо сохранившихся раковин моллюсков или коралловых рифов. Чтобы увидеть такие же сегодня, не обязательно лезть глубоко под землю, однако придётся съездить на побережье Красного моря или Атлантического океана. Сложно поверить, но много миллионов лет назад схожие природные условия были на Гомельщине. Они и положили начало формированию здесь месторождений углеводородного сырья.
Полученные данные систематизируют специалисты-литологи, которые в конечном итоге составляют карту нефтеносного пласта для будущей разработки. Сейчас она выводится в двух измерениях, как бы в разрезе, но служба стоит на пороге изготовления трёхмерной модели пласта. Подобные уже научились делать в России, гомельчане сейчас перенимают опыт. То есть у добывающей компании, ещё до того, как она вгрызётся в землю, уже будет на руках полное представление о наличии нефти и сопутствующих веществ как вширь, так и в глубину.
После цикла исследований и анализа информации образцы помещаются на хранение в специальное помещение, которое называют сердцем центра. Здесь поддерживается постоянная влажность 75% и температура воздуха в диапазоне от 18 до 21 градуса. Керны упакованы во влагостойкие термоизолированные коробки. Все эти меры в совокупности достаточны для того, чтобы предотвратить разрушение камня.
Образцы в хранилище расположены согласно районированию скважин, из которых они получены. Разработано специальное программное обеспечение «Кернохран» для каталогизирования информации. Каждая коробка снабжена QR-кодом. Специалисту достаточно поднести к нему смартфон, чтобы получить всю информацию о единице хранения: номер скважины, год бурения, глубина залегания отобранной породы и другие сведения. Первые образцы датированы 1964 годом. Сейчас в хранилище размещены 34 тыс. погонных метров керна с 1600 белорусских скважин, а рассчитано оно на 50 тыс. м.
Постороннему человеку за час с небольшим, отведённые на экскурсию, сложно вникнуть в столь узкопрофессиональную тему, понять специалистов, которые не всегда успешно пытаются донести информацию до посетителей на обычном русском языке, не перегруженном терминологией. В компании это понимают:
— Сегодня вы увидели лишь малую толику работы по погружению в историю на 350—380 млн лет. Не увидели косматых геологов. Работа литолога внешне не эффектна. Она проходит за компьютерной техникой в тиши кабинетов, где созданы все условия для чтения языка камня. Но идущие из глубин веков знания чрезвычайно важны. Они нужны для прогнозирования местонахождения неизвестных залежей нефти, проектирования геолого-разведочных работ, эффективного направления в нужном направлении имеющихся ресурсов компании, указания мест для ведения сейсморазведочных работ, — перечислил задачи, стоящие перед центром, заместитель директора БелНИПИнефть Борис Дубинин. — Исследования керна помогли уже сегодня получить данные о 5 млн тонн нефти, которые только предстоит добыть.
Важность таких исследований и квалификацию сотрудников гомельского центра подтверждают и за рубежом. Гомельчане оказывают услуги по исследовательскому профилю компаниям из России и Украины. Однако подчёркивают, что первоочередной задачей для себя считают работу на месторождениях родной страны.
Автор: Евгений Захаров. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram