Программа «Закрытый подъезд» в Гомеле реализована практически на сто процентов. Где-то в глухих уголках ещё сохранились кодовые замки, но большинство жителей многоэтажек уже пользуются домофонами, монтажом и обслуживанием которых в областном центре занимаются сразу несколько частных организаций.
Три года назад на этот рынок начало пробиваться КЖРЭУП «Советское», которое сегодня уже обслуживает ЗПУ более чем в ста подъездах по всему городу, независимо от района или этажности дома. Сотрудникам предприятия мы и адресовали вопросы, которые чаще всего встречаются в редакционной почте.
— Техническое обслуживание домофонных систем и замена запорно-переговорного устройства относятся к дополнительным жилищно-коммунальным услугам, от которых потребитель вправе отказаться. Соответственно, между исполнителем и потребителем должен быть заключён договор.
Причём это не один договор между старшим подъезда и предприятием с прикреплённым к нему опросным листом жильцов. Договор заключается индивидуально с владельцем каждой квартиры, — вводит в курс дела начальник сектора по обслуживанию ЗПУ и производственной лаборатории КЖРЭУП «Советское» Виталий Мацукевич. — Только наличие этого документа даёт право исполнителю взимать с абонента плату.
Рынок гибкий. Жильцам любого подъезда достаточно уведомить обслуживающую их ЗПУ организацию о прекращении договорных отношений, и по истечении оговоренного договором срока они смогут перейти на обслуживание в другую фирму. Правда, для этого потребуется согласие более половины владельцев квартир.
Несмотря на то что услуга является дополнительной, тариф на неё регулируется. Предельно допустимая величина сегодня равна 93 копейкам в месяц. Некоторые предприятия такой тариф и ставят, не подводя под него базу из реальной затратной части. Но есть и другие примеры. В КЖРЭУП «Советское» абоненты платят на 10 копеек меньше.
Играть на стоимости можно и другими методами. Некоторые организации при замене переговорного устройства на другое выдают на квартиру только по одному электронному ключу. Остальных можно купить хоть грузовик, но за 5-6 рублей штука. Интересен тот факт, что сама заготовка для чипа стоит не больше рубля. Квартир в городе много, жильцов в них тоже, в результате одномоментно получается неплохой навар. КЖРЭУП выдаёт людям заранее заказанное число чипов по себестоимости.
Техническое обслуживание предполагает комплекс мероприятий по обслуживанию и поддержанию в технически исправном состоянии запорно-переговорного устройства подъезда. Но вот сам комплекс никем не утверждён. Работают все по-разному. Для одних ТО — это визуальный осмотр, наладка. Ремонт — по дополнительному соглашению, за дополнительные же деньги. Другие принимают на себя более широкие обязанности.
— Решили для себя, что обслуживаем систему в комплексе, в том числе любые детали, выход из строя которых приводит к неработоспособности ЗПУ. Например, доводчики дверей, линии связи. Доводчики, дверные ручки и участки линий связи меняем по необходимости. Даже подкраску дверей занесли в список работ для ТО, — объясняет ведущий инженер-электроник предприятия Виталий Найденков.
А вот бремя восстановления украденного или испорченного имущества ложится на жильцов, так как им оно и принадлежит. Предприятие, конечно, обратится с заявлением в милицию, но если вандала не найдут (красть домофон попросту незачем, он бесполезен в хозяйстве), придётся покупать новое устройство вскладчину.
Чаще домофонные системы выводят из строя отнюдь не вандалы, а рядовые пользователи. Число поломок прямо пропорционально числу квартир в доме. Виталий Найденков составил их рейтинг, первую строчку в котором занимают обрывы линии при ремонтах в квартирах. На втором месте утвердился дефект кнопки, при нажатии которой дверь в подъезд не открывается.
— Это тоже часто следствие ремонта, когда кнопочный механизм забивается пылью. Кнопку достаточно почистить. Но я не рекомендую делать это самостоятельно. Попытка неквалифицированного ремонта может привести к тому, что потребуется замена всей трубки.
Доводчики выходят из строя из-за любителей проветрить подъезд, которые подкладывают под дверь бруски или кирпичи, не давая ей закрыться. Если уж возникла необходимость открыть дверь надолго, для этого достаточно разъединить тяги доводчика, но этого почти никто не делает.
Не будем забывать и о безопасности. Если любители чистого воздуха в подъезде оставляют дверь открытой на полдня, сам смысл устройства теряется. В подъезд в это время может войти кто угодно. В лучшем случае, чтобы забить почтовые ящики ненужной рекламой. Но могут и имущество испортить. Для недопуска таких лиц в подъезд домофон и нужен.
Правда, и при закрытой двери устройство может оказаться бесполезным. На предприятии рассказали случай, когда одна бабушка поделилась с соседками случайно подсмотренным при обслуживании сервисным кодом, разблокирующим вход без чипа. Те дали его внукам, чтобы те ключи с собой не таскали. А через считанные дни эти четыре цифры знал чуть ли не весь микрорайон, в том числе маргинальные элементы.
— Предугадывая последствия, мы отказались от применения на своих объектах сервисных кодов. У обслуживающего персонала есть чипы. Правда, жильцы пытались давить с требованием ввести такой код. Мы попросили написать заявление и дать паспортные данные человека, который возьмёт на себя бремя общения с милицией в случае происшествия. Больше с такими просьбами не обращались.
Домофонные системы эффективно ограничивают доступ в подъезд нежелательным людям, повышают безопасность и комфорт проживания, но нужно бережно к ним относиться, следить за тем, чтобы дверь в подъезд всегда была закрыта, не терять ключи, — подытожил Виталий Найденков.
До обращения с жалобой на неисправность системы нужно уточнить, какая организация обслуживает конкретно ваш подъезд. Реквизиты есть в индивидуальном договоре на техобслуживание ЗПУ или в платёжных документах. Вопросы о подключении и обслуживании запорно-переговорных устройств на объектах КЖРЭУП «Советское» можно задать в рабочее время по телефону 42-24-75.
Автор: Евгений Захаров. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram