Диана Галко споро взбирается на высоту, чтобы занять место в кабине башенного крана. Для неё это не только любимая работа. Ближе к небу, уверена 49-летняя крановщица Гомельского ДСК, сбываются мечты.
— Вообще-то я собиралась стать бухгалтером. Подала документы в железнодорожный техникум, но не прошла по конкурсу. И хорошо. Не пожалела об этом ни одного дня, — улыбается Диана Галко. — Чтобы не терять время, пошла учиться на крановщика в ПТУ №22. Попробовать предложил папа, который был железнодорожным строителем. Он тогда так рассудил: ты же любишь адреналин, а там этого добра хватает, да ещё хорошие деньги платят. Про адреналин не соврал. Зима, ветер, гололёд, а ты должен подать груз с точностью до сантиметров. Такой экстрим мне нравится.
О ВЫСОТЕ. По словам Дианы Галко, многие уходят из профессии как раз из-за страха высоты. Ей в этом плане повезло. Она высоту любит. И лелеет пока нереализованную мечту прыгнуть с парашютом.
Самостоятельно управлять машиной девушка начала на производственной практике. И сразу попала на неординарные объекты: крытый рынок в центре города и производственный корпус фабрики «Гомельчанка» в Новобелице. Это был 1988-й год.
В начале 90-х объёмы строительства упали. Комбинат, где работала Диана, переживал глубокий кризис. Попала под сокращение и крановщица, хотя по собственной воле, говорит, не ушла бы. Всё здесь нравилось, кроме дальней дороги из Берёзок. Там и подыскала временную работу в психиатрической больнице. Была и санитаркой, и секретарём психиатрической экспертизы… Это «временное» растянулось на семь лет, но на кран, признаётся, тянуло.
И Диана вернулась. Работала на фанеро-спичечном комбинате и в «Гомельстройматериалах». К тому времени старшая дочь окончила школу, поступила в могилёвский вуз на филфак. Понадобились деньги, и мама поехала на заработки в Россию. Приняли белоруску хорошо: выделили комнату в благоустроенном общежитии, платили тысячу долларов в месяц — копейки для москвичей, но по гомельским меркам вполне прилично.
— Я была гастарбайтером четыре года. Строила дома в Паршино, Путилково, Трёхгорке, Щербинке, Зеленограде, точечно на Малой Ордынке и в Кунцево. Работала на монолитных и крупнопанельных домах. Коробка выводится быстро, так что перемещаться приходилось часто. Москву и Подмосковье знаю, наверное, лучше Гомеля. Деньги дочке заработала, но и потрудиться пришлось. Мой личный рекорд — 498 рабочих часов в месяц, это по 16 (!) часов в сутки без выходных. Однажды без сменщицы провела на кране трое суток, — вспоминает машинист. — Работала в основном на высоких кранах. Это в Гомеле под 10-этажки монтируются 40-метровые краны. В Москве приходилось подниматься на высоту 150 метров и более. Но те краны были новыми, у них тяжело ходил контроллер, приходилось оперировать двумя руками, от этого быстро уставала.
А вскоре и в Гомеле начался строительный бум. Как только появилась возможность, Диана Галко вернулась на домостроительный комбинат. Работала на стройках в областном центре и других городах. Когда родилась младшая дочка, перевелась на завод крупнопанельного домостроения №1. Имея допуск к работе на любых видах кранов — башенном, козловом, мостовом, успевает везде.
— Машинисту крана нужен зоркий глаз и твёрдая рука. Подавая тяжеловесные плиты, каждую секунду нужно помнить о том, что внизу находятся люди, твои коллеги и друзья. Поэтому главное правило на работе — беспрекословное соблюдение техники безопасности, — говорит наша героиня. Со стройки на завод она перевелась не потому, что на заводе меньше работы. Как раз наоборот.
Отгрузка изделий идёт круглосуточно. Сейчас, к примеру, комбинат строит жильё для будущих работников Петриковского калийного комбината. И всё-таки минуты для релаксации у крановщицы тоже есть.
— Особенно люблю раннее утро, когда город постепенно пробуждается. На дорогах появляются сначала редкие машины, а потом поток, в окнах постепенно загораются огни. Из-за зданий величественно выплывает огромный красный диск солнца. Зимой, когда вокруг всё белое, чистое, деревья подёрнуты инеем — вообще красота. Таких фотографий у меня целый архив. Да только ради этих кадров стоит подняться на кран!
Автор: Евгений Захаров. Фото: Вячеслав Коломиец
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram