Уголовный срок за подстаканники и раздел имущества без суда: истории из практики гомельских адвокатов

Защита обвиняемых в суде — это лишь малая часть того, что делают адвокаты. В круг их обязанностей входит предоставление юридической помощи, разъяснение законодательства, составление всевозможных документов правового характера (от простой справки до договора), вплоть до юридического обслуживания бизнеса. А ещё работа адвоката чем-то схожа с работой психолога. В этом мы убедились, пообщавшись с лучшими представителями юридической консультации Советского района Гомеля.

Заведующий юридической консультацией Советского района Валерий Лемантович (в центре) с коллегами.

— Каждый из восемнадцати работающих в нашей консультации адвокатов — универсал, способный справиться с любым, даже самым проигрышным делом. Ежегодно юридическая консультация даёт около тысячи устных советов, составляет около 500 документов, исполняет более тысячи поручений по ведению уголовных и гражданских дел, — озвучивает цифры заведующий юридической консультацией Валерий Лемантович. — Здесь нет случайных людей — каждый точно знает, почему он выбрал эту профессию и ни один не жалеет о сделанном однажды выборе. Большинство сотрудников консультации награждены почётными грамотами  республиканской коллегии, двое заслужили нагрудный знак «Ганаровы адвакат».

Виктор Лагун: «Не нужно скрывать от адвоката всей правды»

В 1989 году Виктор Лагун окончил Высшую школу МВД СССР в Минске. Тогда выпускник даже не задумывался о профессии адвоката. Молодого юриста распределили в один из районных отделов милиции, потом он трудился в следственном отделе Гомельского УВД. Но уже через полтора года поступило предложение о трудоустройстве в юридическую консультацию Советского района Гомеля. Согласился только через шесть лет. В 1996 году сдал экзамены и стал адвокатом.

Адвокат Виктор Лагун.

— За двадцать четыре года я ещё ни разу не пожалел, что перешёл в консультацию Советского района, — признаётся Виктор Лагун. — Конечно, пришлось дополнительно изучать гражданское, жилищное, семейное законодательство и начать интересоваться теми вопросами, с которыми не сталкивался на работе в следствии. Зато благодаря прошлой службе я имел представление о том, как знакомиться с материалами дела, видел, насколько правильно они процессуально оформлены, хорошо владел уголовным законодательством.

Интересные процессы у Лагуна были и в уголовной, и в гражданской практике. Из необычных адвокат сразу вспоминает кражу в церкви посеребрённых подстаканников. Совершивший её парень во всём признался, и ему грозил серьёзный срок. Но в суде Лагун потребовал провести товароведческую экспертизу. Сделали запрос на фабрику и выяснили, что подстаканники стоят копейки и не представляют большой ценности. Этот факт позволил переквалифицировать дело из уголовного в административное. Если бы не адвокат, паренёк мог оказаться за решёткой.

Показательным в адвокатских буднях Лагуна можно назвать и «семейное дело с фотографией». Женщина решила лишить родительских прав бывшего супруга, ссылаясь на его неучастие в процессе воспитания ребёнка. Отец доказывал обратное.

— В процессе выяснилось, что мужчина не интересовался ребёнком с момента рождения, не встречался с ним, никогда не дарил подарков, — вспоминает подробности Лагун. — Решающим в этом споре оказался предложенный мной эксперимент. Из нескольких детских фотографий я попросил отца выбрать фото ребёнка. Он не смог этого сделать.

Вывод, подытоживает Виктор Михайлович, напрашивается сам собой: надо вовремя обратиться к адвокату и не скрывать от него правду, не переворачивать обстоятельства в свою сторону. Вся ложь рано или поздно раскроется.

Валерия Федосик: «Адвокатская практика помогает предвидеть будущее»

Валерия Федосик целенаправленно поступила на юридический факультет Гомельского университета имени Ф.Скорины, но специализацию выбрала только на третьем курсе. Определиться помогли занятия преподавателя Маргариты Анатольевны Жоровой (ныне председатель Гомельской областной нотариальной палаты — прим. авт.).

— Она тогда так красочно рассказала о профессии и её преимуществах, что у меня не осталось и тени сомнения — поняла, что хочу быть только адвокатом, — улыбается Валерия Викторовна.

Адвокат Валерия Федосик.

Ей, кстати, часто задают вопрос: «Как вы можете защищать убийц?». На него она обычно отвечает так:

— Убийца — тоже человек, защищать его — моя работа. Да, порой бывает, что выступления потерпевших доводят и меня до слёз, но я понимала, на что шла.

Из своей практики Валерия Федосик вспоминает дело, как два товарища познакомились с девушкой, пригласили к себе домой, выпили спиртного. В итоге барышне стало плохо, очнулась она на улице без денег и золотых украшений. Парней нашли. Один из них стал клиентом Валерии Викторовны. Каждому обвиняемому, а они были военнослужащими, грозило до пятнадцати лет лишения свободы. Усугубляли ситуацию показания второго юноши, где упоминалось вещество, которое клиент Федосик якобы взял в части и подсыпал девушке в бокал.

Валерия Викторовна сделала запросы в разные инстанции и выяснила, что в свободной продаже упомянутого другом препарата никогда не было, в войсковой части его тоже быть не могло. Имея на руках эти доказательства, адвокат добилась, чтобы дело переквалифицировали, и парни получили наказание, не связанное с лишением свободы.

Конечно, осталось невыясненным, куда делись драгоценности. Но их, рассуждает адвокат, могли украсть на улице абсолютно другие люди.

В жизни адвокатская практика помогает предвидеть будущее. Часто Валерия Викторовна описывает своим родственникам последствия их сегодняшних решений. Чтобы избежать той или иной проблемы, она советует, как правильно поступить в данный момент.

Анна Журавлёва: «Верю, что людей с добрыми намерениями больше»

Анна Журавлёва собиралась поступать на факультет иностранных языков, но потом в Гомельском университете имени Ф.Скорины открылся историко-юридический факультет, и она передумала. На тот момент преподавателями были сотрудники правоохранительных органов области. Анна с первого курса определилась с профессией, помог ей в этом тогдашний председатель областной коллегии адвокатов Тимофей Дмитриевич Скакунов. Вот уже двадцать лет она занимается  адвокатской деятельностью.

Адвокат Анна Журавлёва.

В 2016 году Журавлёва стала медиатором и членом Белорусской лиги семейных медиаторов. Она помогает решать семейные вопросы мирным путём и пытается доказать сторонам, что лучше договориться в досудебном порядке и разойтись так, чтобы все остались довольны. Сегодня медиация набирает популярность, и это не может не радовать.

Во время консультации медиатор уточняет, действительно ли желание пары о расторжении брака окончательное, узнаёт, как они хотят разделить имущество. Всё чаще такие встречи помогают урегулировать внутренний конфликт, а иногда даже загладить обиды и договориться о воссоединении семьи. А это уже почти работа психолога.

— Хочется верить, что большинство людей приходят к медиатору всё же с добрыми намерениями, они могут и хотят договариваться, просто им нужно в этом помочь, — считает собеседница.

За помощью в разрешении конфликтов к Анне Журавлёвой обращаются не только жители Советского района, но и всего города. И к каждому она старается найти подход. Коллеги уверяют, что у неё это отлично получается.

Андрей Бобков: «Даже проигрышные на первый взгляд дела могут оказаться выигрышными»

Андрея Бобкова коллеги называют ведущим адвокатом консультации. Он действительно стремится разобраться в каждом деле, защищает своих клиентов до последнего.

Мама Андрея Валерьевича — Нина Васильевна — самый опытный адвокат в регионе, старшая сестра и дочь тоже в этой профессии. Удивительно, что после окончания школы Бобков не собирался изучать юриспруденцию. Отучился один семестр в техническом университете имени П.Сухого, потом работал токарем и автослесарем.

Адвокат Андрей Бобков.

— В 21 год пришло осознание, что мне нравится юридическое направление. Меня зачислили в резерв Управления юстиции облисполкома, тогда можно было занимать должность судебного исполнителя и секретаря судебного заседания без специального высшего образования. Позже стал судебным исполнителем суда Центрального района Гомеля и заочно поступил в университет на юридический, — вспоминает первые шаги в профессию Андрей Валерьевич.

Неоднократно Бобкова приглашали на должность судьи, но каждый раз он отказывался — сначала считал, что жизненного опыта не хватает, а потом понял, что хочет заниматься именно адвокатской деятельностью. За годы работы появилось много дел, которыми можно и нужно гордиться.

Взять, к примеру, речицкую историю. К адвокату обратились на стадии апелляционного обжалования. Женщина пыталась доказать, что её бывший сожитель не имеет прав на половину дома. Изучив решение суда, Бобков не увидел даже малейших зацепок, поэтому не верил в оптимистичное завершение. Но потом адвокат вник во все два тома, нашёл аргументы, которые помогли защитить в суде интересы клиентки.

— Это говорит о том, что даже проигрышные на первый взгляд дела могут оказаться выигрышными. Но для этого нужно потратить массу сил и времени, — признаётся адвокат. — Дело в Речицком районе вспомнил ещё и потому, что при его рассмотрении суд опирался именно на изложенные мной доводы. А это в профессиональном плане очень важно для любого адвоката.

Оксана Старовойтова: «Если всех жалеть, можно сгореть на работе»

Адвокатом Оксана Старовойтова стала благодаря мужу — за ним поехала в Речицу, там молодому юристу смогли предложить только работу в районной юридической консультации. Но это нисколько не огорчило Оксану Васильевну. Наоборот, она рада, что так сложились обстоятельства:

— Когда училась в университете имени Ф.Скорины, параллельно работала юристом в Торгово-промышленной палате Гомеля. Но уже через три года сдала экзамен на адвоката. Мне так понравилась эта работа, что вернувшись позже в областной центр, не сомневалась, куда идти трудиться.

Адвокат Оксана Старовойтова.

Сейчас в практике Оксаны Старовойтовой больше гражданских дел. В основном они связаны с расторжением брака, разделом совместно нажитого имущества и спорами о детях. Но раньше адвокат специализировалась на уголовных делах. Признаётся, что тяжело было выступать на стороне родителей, которых обвиняли в противоправных действиях по отношению к детям.

— Мне всегда было жалко детей и сложно понять таких родителей. По гражданским делам чувства жалости к сторонам нет, потому что если всех жалеть, можно сгореть на работе, — откровенно заявляет Старовойтова.

Были в практике Оксаны Васильевны случаи, когда решением суда оставались недовольны обе стороны. Именно поэтому изначально адвокат настраивает их на мирно е урегулирование вопросов. Но замечает тенденцию: чаще гомельчане всё же обращаются в суд, чем к медиаторам.

Старовойтова вспоминает дело двухлетней давности о признании сделки недействительной. Клиент в 1999 году приватизировал квартиру, в которой проживали зять, дочь и внучка. Зять в приватизации не участвовал, но при разводе через почти двадцать лет обратился в суд за признанием приватизации недействительной. Суд первой инстанции отказал ему, после апелляции в областном суде его требование удовлетворили. Но Оксана Старовойтова дошла до Верховного суда и помогла клиенту признать сделку действительной.

— Не всегда суды первой инстанции принимают во внимание все нюансы и детали дела, поэтому важно добиваться своей правоты на более высоком уровне, — считает адвокат.

Автор: Виктория Трухан. Фото: Мария Амелина
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Больше интересных новостей - в нашем Telegram

В тему...

На платформе MonsterInsights