Наш недавний фоторепортаж из Музея истории Гомеля заканчивался вопросом о предназначении одного из экспонатов. Старинное устройство снабжено секачом с длинной ручкой и внешне напоминает гильотину. Наши читатели откликнулись с живейшим интересом, предлагаем вашему вниманию их варианты.
ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬСКАЯ
То ли в шутку, то ли всерьёз, но некоторые читатели настаивали на том, что с помощью данного станка в стародавние времена отрубали кисти рук ворам, длинные языки болтунам и ступни беглецам. Кое-кто даже предположил, что с помощью данной конструкции иудеи проводили обряд обрезания. И всё бы ничего, да непонятным оставалось одно: зачем для подобных манипуляций зубчатое лезвие? Креативных людей наверняка и тогда хватало, но оставлять края раны в виде гребешка… Это, согласитесь, перебор. К тому же гильотина на территории Российской империи особой популярностью никогда не пользовалась. На кол посадить — это по-нашему. А казнить жертву посредством устройства, изобретённого в ходе Великой французской революции, не комильфо. Да и хлопотно.
ВЕРСИЯ ВТОРАЯ. БРАДОБРЕЙНАЯ
Предположение о том, что диковинное устройство когда-то являлось обязательным атрибутом каждой уважающей себя цирюльни (барбершопа по-нашему) и предназначалось для стрижки бород, на первый взгляд показалось не лишённым оснований. Разумеется, речь не о популярных нынче эспаньолках, а о тех солидных, окладистых бородах, которыми так гордились наши предки по мужской линии. И которые государь Пётр Алексеевич именным указом приказывал сбривать. Случалось, вместе с головами, на которых они росли.
А если серьёзно, почему нет? Подбородок удобно ложится в полукруглую выемку, выставленная лопатой борода укладывается на нижнее лезвие, верхним — чик! — и… Чёрт, опять эти зубчики! В те пуританские времена человека с волнообразно подстриженной бородой не пустили бы на порог даже не самого приличного дома. Да и не для слабонервных подобная процедура.
ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ. ФОТОПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ
Родилась она, как не трудно догадаться, в недрах самой редакции. Мы резонно предположили, что перед нами ручной бумагорезательный станок. В крайнем случае приспособление для того, чтобы края фотографий делать, по тогдашней моде, волнистыми. Даже обрадовались собственной смекалке. Но реальность быстро вернула на грешную землю. Во-первых, непонятным осталось предназначение уже упомянутой округлой выемки. Во-вторых, кому нужна бумага всё с теми же волнообразными краями? А для того чтобы обрезать фотографический картон, лист пришлось бы держать на весу. Согласитесь, достаточно неудобно и совсем не практично. Обычными фигурными ножницами это сделать куда как проще.
ВЕРСИЯ ЧЕТВЁРТАЯ. ТАБАЧНАЯ
Причём эта версия излагалась в двух вариантах. Одни читатели настаивали, что с помощью «гильотины» наши прадеды нарезали самосад. Полагая, вероятно, что последний представляет из себя что-то вроде пучка ивовых прутьев. Спешим разочаровать. Самосад — это табачный кустарник, в котором используются только листья. Разумеется, после соответствующей обработки. Вглядитесь внимательнее в конструкцию устройства. Предложить нарезать на нём сухие табачные листья можно только в качестве пытки. То же самое относится и к варианту с обрезанием сигар. Да-да, был среди ответов и такой. Но какими же параметрами должна была обладать сигара, которую приходилось обрезать на таком явно не кустарного изготовления станке? Не на Кубе, поди, живём. Сигары и по нынешним временам удовольствие не из дешёвых.
Кстати, был и третий вариант, связанный с растениями. Кое-кто предположил, что в гомельском музее хранится не что иное, как устройство для шинковки капусты. Но не привычной нам белокочанной, а пекинской. И всё вроде сошлось, если бы не время. Которое, как известно, не щадит никого и ничего. Дело в том, что выведенной в Китае более 4000 лет назад огородной культурой жители Европы наслаждаются всего каких-то шесть десятилетий. Другими словами, к ним она попала только во второй половине ХХ века. К нам же, как водится, и того позже.
ВЕРСИЯ ПЯТАЯ. СЛАДКО ВЕРНАЯ
Но нашлись среди наших читателей люди, которые помогли раскрыть тайну загадочного устройства. В принципе, всё оказалось достаточно тривиально. Перед нами действительно небольшая гильотина, предназначенная для отрубания голов. Только не человеческих, а… сахарных. Как утверждают историки, впервые продукт в таком виде стали производить в Венеции в конце Х века. Изготавливались головы из густого сиропа, в который превращался очищенный путём рафинирования тростниковый сахар. Его в горячем виде заливали в специальные конусообразные формы с небольшим отверстием в нижней части для удаления лишней жидкости.
После нескольких недель просушки и кристаллизации на выходе получался белоснежный слиток, по форме напоминавший артиллерийский снаряд. Он и назывался сахарной головой.
Извлечённая из формы сахарная голова заворачивалась в специальную плотную бумагу синего цвета. Она также носила название сахарной. В зависимости от размеров форм, в которых изготавливались, сахарные головы тоже были различной величины. В среднем от 5 до 15 кг. Разумеется, не каждому покупателю нужен был такой объём сахара, тем более по высокой цене.
Вот тогда-то продавцам приходила на выручку «гильотина», с помощью которой они без особых усилий дробили сахарные головы на более мелкие порции. Просто, как всё гениальное.
belkagomel.by. ФОТО: МАРИЯ АМЕЛИНА
Читайте также:
Лампа над мостом и таинственная «гильотина». Посмотрите на необычные экспонаты Музея истории Гомеля
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram