Какие ошибки из лучших побуждений родители совершают на детских площадках? Говорим с семейным психологом Ларисой Дычко.
Можно или нельзя: забрать игрушку у своего ребёнка и отдать чужому, накричать на подростков, что носятся по горкам сломя голову, поругаться с чьей-то бабушкой, которая привела на площадку любимую собачку… Что взрослым не нужно говорить и делать на детской площадке, чтобы не подавать малышам пример плохих социальных отношений.
Рассмотрим три типичные ситуации.
Ситуация первая. Нужно ли делиться игрушками?
– Один ребёнок отбирает у другого игрушку, тот без боя уступать не намерен. Но мама забирает её и со словами «Ваня, пусть мальчик поиграет, не надо быть таким жадным, а то с тобой никто не будет дружить!» отдаёт чужому малышу. Каждый день наблюдаю похожие ситуации. Причём мамы и бабушки очень легко бросаются в сторону детей фразами «жадина», «вредина», «не буду с тобой дружить». Какой-то сомнительный метод воспитания, что скажете?
– Совершенно нормально, когда дети не хотят делиться своими игрушками. Представьте, малыш строит мост через реку при помощи лопатки, а тут приходит какой-то Ваня и отбирает у него рабочий инструмент. Притом его собственный. Естественно, малыш негодует. Мамам важно понять, что ребёнок имеет право владеть своей собственностью. Это его лопатка, и он не обязан её отдавать, если она ему самому нужна.
– Кстати, от взрослых часто можно услышать возмущения: «Принесли игрушку на площадку, значит она общая! Здесь все друг с другом делятся. А не хотите, не берите с собой ничего на улицу»…
– Ребёнку важно объяснять, что – его собственность, а что – чужая, и он только взял её во временное пользование с разрешения владельца.
Для лучшего понимания, почему не нужно «отжимать» у собственного или чужого ребёнка игрушку, предлагаю родителям представить такую ситуацию. Вообразите, у вас назначена встреча, вы садитесь за руль своего авто и собираетесь ехать. И вдруг из подъезда выходит сосед (или просто незнакомый Ваня), подходит к вам и пытается «выдавить» с водительского кресла. Какова будет ваша реакция?
– Какой же выход?
– Для начала можно предложить ребёнку поделиться, но не вызывая чувства вины (не говорить: «Как тебе не стыдно?», «С тобой никто дружить не будет!»). Можно показать модель поведения, когда люди договариваются: ты дашь Ване лопатку, а Ваня тебе ведёрко. Но это только в тех случаях, когда ребёнок сам не увлечён этой игрушкой.
Ситуация вторая. Животные на детской площадке
– Мама одной девочки всё время берёт с собой на площадку маленькую собачку. Дети, естественно, начинают с ней играть. Хозяйка не против. И вроде все счастливы и довольны. Но ведь собака – это не игрушка, тем более чужая. Мало ли что может случиться. Как лучше вести себя в подобной ситуации? Дочка тоже рвётся к ней и плачет, если не разрешаю.
– В описанной ситуации собака вполне себе игрушка. Если хозяева не против такого её использования и самой собаке нравится общение с детьми, то не вижу сложностей. Вполне можно подпускать ребёнка к собачке, при этом объясняя, что она живая, что с ней нужно обходиться ласково, бережно и осторожно обращаться. И, конечно, контролировать действия ребёнка, чтобы не спровоцировал собаку на агрессию.
Здесь я слышу тревогу самой мамы: «Мало ли что может случиться…» И мне хочется спросить: «Что, например, может случиться?» И как мама сама относится к собакам? Не боится ли она их? Может, она своё опасение транслирует ребёнку в ситуации, которая, в общем-то, не вызывает тревоги у всех остальных родителей и детей.
Ситуация третья. Можно ли делать замечания чужим детям?
– Малышам на горках приходится уживаться со старшими детьми. Большие носятся сломя голову, играют в догонялки и на малышню не обращают внимания. На замечания не реагируют. Можно попытаться достучаться до ребят? Или уступить горку и уйти, ведь чужих детей должны воспитывать их родители.
– Если площадку оккупировала ватага старшей детворы и их игры опасны для малышей, то последних лучше увести подальше. И здесь ничего не поделаешь. Достучаться до старших, тем более с воспитательными речами и нравоучениями, вряд ли получится. Нотаций и поучений они в школе наслушались, и дома ещё родители добавляют. А здесь они играют и совсем не восприимчивы к воспитанию.
Если на площадке несколько детей постарше и они играют потише, вполне можно в описательном виде сообщить детям следующее, например: «Ребята, побегайте, пожалуйста, вон там. Там больше места, и вы случайно не заденете малыша». Ведь дети до 15 лет не способны прогнозировать результат своих действий. Они бегают здесь не потому, что им на всех наплевать, а потому что не понимают, что могут быть опасными для малышей. Такой посыл ребятам – это скорее не воспитание, а просто разъяснение того, что его в силу своего возраста не понимают.
Если дети не услышали просьбу и продолжили игру, лучше спокойно уйти с малышом в более тихое место. Зачем кого-то «воспитывать», кричать и ругаться? Берегите свои нервы и психику вашего ребёнка.
belkаgomel.by. Фото: Вячеслав Коломиец
Читайте также:
Детская площадка за свой счёт: кто-то сдал деньги пять раз, а кто-то ни разу
Хватит пенять на соцсети. Психолог о том, почему возникают суицидальные мысли
Львам – умерить амбиции, Овнам – навести порядок в отношениях. Астропрогноз на 2021 год
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram