«Лёша, завяжи шнурки! Саша, не трогай Машу! Дети, сейчас мы идём в столовую. Спокойно, не толкаемся», — раздаёт инструкции своему шумному третьему «А» перед выходом из кабинета Валерий Анатольевич. Всё просто — он учитель начальных классов. Уже много лет. И уходить из школы не собирается.
В трудовой книжке Валерия Червоткина всего одна запись. В 1980-м году он после педучилища по распределению попал в школу №39 и вот уже более сорока лет здесь.
Мы удивляемся, а Валерий Анатольевич лишь пожимает плечами.
— Мой первый учитель тоже был мужчина — Михаил Афанасьевич. Я учился в Долголесской средней школе (Гомельский район – прим. авт.). Вероятно, это сыграло определённую роль. В седьмом классе я уже определился — буду как он, — рассказывает о своём пути в профессию педагог.
О том, что в своём выборе он не ошибся, свидетельствует один важный факт — раз в четыре года к учителю выстраивается очередь из первоклашек. Например, в этом наборе Валерия Анатольевича есть несколько учеников, которые пошли в школу не с шести, а с семи лет — родители специально выждали год, когда педагог будет набирать новый класс.
И сорок лет назад, вспоминает наставник, мужчин-учителей было немного, а учителей начальных классов — единицы, но работа в школе тогда считалась престижной. Сейчас же все изменилось. Однако, мысль оставить профессию, у него не возникала ни разу, даже в самые сложные времена
— В 90-е многие уходили из школы. Коллеги шли торговать на рынки. Людей можно понять — нужно было как-то выживать. А я не пошёл. Не моё это. Подумал, переживу как-нибудь. И пережил, — улыбается Валерий Анатольевич.
А мы уже возвращаемся из столовой. У школьников есть еще 10 минут перерыва. Учителю же не до отдыха. Нужно готовиться к следующему уроку — написать на доске задания, достать тетради, отсортировать карточки. Выбежать в коридор проверить, не дерутся ли опять мальчишки. Проветрить класс. Послушать рассказ о том, как хорошо было в выходные у бабушки…
Но вот, наконец, звонок на урок.
— Тетрадь я правильно кладу, ручку правильно держу, за осанкой я слежу, с чистотою я дружу, на десятку напишу, — даёт установку ученикам Валерий Анатольевич. И тут же приступает к объяснению темы урока.
Работы много. Нужно выучить новые словарные слова, составить с ними предложения, вернуться к ранее изученному… Червоткин использует каждую секунду.
С этого учебного года уроки в гомельских начальных классах сократили до 35 минут, а программа осталась та же — чтобы всё успеть, необходимо держать ритм.
Но как в понедельник утром объяснить это малышам? Лёша потерял ручку, Саше жарко, а Костя снова о чём-то задумался.
— Физкультурная минутка! — решает взбодрить детей учитель. И вот уже все с энтузиазмом машут руками и приседают под видео на экране.
Ну а теперь — снова за дело. Ещё 15 минут напряжённой работы, и вот уже звонок на перемену. Следующий урок — русская литература.
И так каждый день.
Валерий Анатольевич не скрывает — физических и душевных сил на работу уходит много. Но успехи детей компенсируют все эти затраты с лихвой.
Самое же неприятное в работе, признаётся Червоткин, это когда приходиться учить и воспитывать не детей, а их родителей.
— Ведь всё идёт из семьи. Ты в школе сеешь хорошее, доброе, вечное, а ребёнок дома видит другое. Как-то мама одного ученика, пока я переодевал детей, стащила мой телефон. Вот что с этим делать — мне до сих пор не понятно.
За годы работы Червоткин выпустил десять классов. Говорит, что за своих учеников ему не стыдно. Многие стали хорошими людьми. А значит все эти сорок лет он всё делает правильно.
Автор: Елена Николаева. Фото: Мария Амелина
Читайте также:
«Всё хорошее во мне заложила начальная школа»: гомельчане о любимых учителях
В Гомеле есть свой Быков. Преподаватель медвуза троллит студентов
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.ДзенБольше интересных новостей - в нашем Telegram